Слайд 2 Жостово
История жостовского промысла восходит к началу XIX в., когда в
ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) – Жостове, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других – возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.
Слайд 3Первым лакировальным заведением в Подмосковье была фабрика купцов Коробова-Лукутиных, основанная в конце
XVIII в. в селе Федоскине, в 7 км от Жостова. Открывая в начале XIX века в Жостове мастерскую по производству изделий из папье-маше, купец Филипп Никитьевич Вишняков и не подозревал, что основал новый промысел, которому суждено будет со временем войти в число уникальных очагов русской народной культуры.
Слайд 4. Наряду с табакерками и другими небольшими предметами- портсигарами, кошельками, коробочками и другими,
в 1830-1840-х гг. в отдельных мастерских стали изготавливаться и подносы, овальные или круглые, орнаментированные довольно скромно – чаще всего лишь золотыми бордюрами.
Слайд 5Поначалу и украшавшая их живопись была одинаковой - пейзажи, писанные с гравюр
и картин, летние и зимние тройки коней, чаепития за столом. Помещённые на черном фоне в центре поля хорошо читались силуэтами фигур, локальными цветовыми пятнами. Материалом для них служило папье-маше.
Слайд 8. В Жостове сложилось самобытное искусство декоративной живописи, вобравшей в себя традиции народных
росписей на бытовых предметах и станкового живописного натюрморта, по-своему понятого и переработанного народными мастерами.
Слайд 9. В 1830-е годы подносы в стали делать из металла. На мысль
о замене папье-маше на более прочный материал жостовцев навели подносы Нижнего Тагила, знаменитого ещё в XVIII веке центра их производства. В XIX веке в Тагиле делали подносы, украшенные растительным орнаментом, характерным для предметов уральской народной расписной утвари. Постепенно железные подносы вытеснили табакерки и другие «бумажные» поделки из мастерских Троицкой волости.
Слайд 10В 1928 году была основана артель, ныне Жостовская фабрика декоративной росписи. Но
уже к середине XIX века сложился самобытный художественный стиль жостовских мастеров.
Подносы изготавливались из обычного листового железа.
Слайд 11Выкованные изделия грунтуют, шпаклюют, шлифуют и лакируют, что делает их поверхность безукоризненно
ровной, затем расписывают масляными красками и покрывают сверху несколькими слоями прозрачного бесцветного лака. Наиболее важной операцией, требующей подлинного творчества, является роспись.
Слайд 12Сюжеты росписи - цветочные и растительные орнаменты и бытовые сценки из народной
жизни, пейзажи, сценки народных гуляний, свадеб и чаепитий. Самым распространённым видом жостовской росписи становится букет, расположенный в центре подноса и обрамлённый по борту мелким золотистым узором.
Слайд 13Роспись каждого подноса своеобразна и неповторима, ибо выполняется без каких бы то
ни было образцов. За подкупающей лёгкостью и непринуждённым артистизмом письма, кроется огромное мастерство, выработанное поколениями талантливых в прошлом безвестных крестьянских художников.
Слайд 14Пишут жостовские художники масляными красками, мягкими беличьими кисточками. Во время работы художник
держит поднос на колене и, когда необходимо, поворачивает его. А рука с кистью опирается на деревянную планочку, лежащую поперёк подноса.
Слайд 15. У жостовцев розы всегда яркие, крупные, сочные. Встречаются также тюльпаны, маки,
георгины и более скромные цветы – ландыши, анютины глазки. Букет из скромных цветов, как правило, окружается цветочками помельче, словно связанными небольшими веточками и листочками.
Слайд 22Мастера из Жостова пишут исключительно по воображению – образцов нет. Зато есть
правила, передаваемые из поколения в поколение, связанные с целым рядом очень прочных жостовских традиций
Слайд 26 Азам росписи здесь начинают обучаться с детства, и лишь годам к
семнадцати молодой мастер овладевает всеми приемами кистевого письма. Оно удивительно гармоничным образом совмещает в себе все оттенки цветов – красного, желтого, голубого, синего, зеленого, фиолетового. И в результате получается такое мощное многоцветье, что глаз не оторвать!
Слайд 27Преданность мастеров искусству и поглощенность своим творчеством заражают молодых, что способствует наследованию
мастерства новыми поколениями, а значит, открывает пути дальнейшей жизни промысла.