Слайд 2Роспись металлических подносов появилась в России в конце XVIII в.
Недалеко от
![Роспись металлических подносов появилась в России в конце XVIII в. Недалеко от](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354339/slide-1.jpg)
Москвы, среди широких раздолий Русской равнины, в очень живописном месте находится село Жостово.
Знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах.
Известно около тридцати различных форм подносов.
В Жостовском искусстве преобладает изображение букетов цветов. Очень популярным является так же изображение фруктов.
Слайд 3Работа в художественных мастерских.
![Работа в художественных мастерских.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354339/slide-2.jpg)
Слайд 4Формы подносов и композиционные схемы
![Формы подносов и композиционные схемы](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354339/slide-3.jpg)
Слайд 5Этапы росписи жостовских подносов
Грунтовка
Замалевок
Тенежка
Прокладка
Бликовка
Чертежка
Привязка
Уборка
![Этапы росписи жостовских подносов Грунтовка Замалевок Тенежка Прокладка Бликовка Чертежка Привязка Уборка](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354339/slide-4.jpg)
Слайд 6Грунтовка
Прежде чем художник начнет расписывать металлическую заготовку подноса, её грунтуют, шпаклюют,
![Грунтовка Прежде чем художник начнет расписывать металлическую заготовку подноса, её грунтуют, шпаклюют,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354339/slide-5.jpg)
шлифуют и покрывают лаком. На этом этапе выбирают цвет для фона. Чаще всего он бывает чёрным, но может быть и белым, красным, синим, бирюзовым и т. д.
Слайд 7Замалёвок
Начало и основа композиции будущего узора.
Разбавленной краской на подготовленную поверхность
![Замалёвок Начало и основа композиции будущего узора. Разбавленной краской на подготовленную поверхность](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354339/slide-6.jpg)
художник наносит силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом.
Слайд 8Тенёжка
Следующий этап росписи после замалёвка.
Полупрозрачными красками художник наносит цветные
![Тенёжка Следующий этап росписи после замалёвка. Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354339/slide-7.jpg)
тени. Слово «тенёжка»—созвучно слову «тень». У цветов появляется объём, обозначаются теневые места растений.
Слайд 9Прокладка
Пожалуй, самый ответственный этап послойного жостовского письма. Форма букета обретает плоть
![Прокладка Пожалуй, самый ответственный этап послойного жостовского письма. Форма букета обретает плоть](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354339/slide-8.jpg)
- уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции.
Слайд 10Бликовка
Наложение бликов выявляет свет и объем.
Букет кажется освещенным множеством
![Бликовка Наложение бликов выявляет свет и объем. Букет кажется освещенным множеством независимых](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354339/slide-9.jpg)
независимых источников света. Бликовка создает настроение и колорит.
Слайд 11Чертёжка
Это заключительная часть работы над букетом. При помощи специальной тонкой кисти
![Чертёжка Это заключительная часть работы над букетом. При помощи специальной тонкой кисти](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354339/slide-10.jpg)
художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи — рисует прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов.
Слайд 12Привязка
Предпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет как бы вживается
![Привязка Предпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет как бы вживается](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354339/slide-11.jpg)
в фон изделия. При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном.
Слайд 13Уборка
Украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Уборка может
![Уборка Украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Уборка может](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354339/slide-12.jpg)
быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным.
Слайд 14Этапы росписи жостовских подносов
грунтовка
замалёвок
тенёжка
прокладка
бликовка
чертёжка
привязка
уборка
![Этапы росписи жостовских подносов грунтовка замалёвок тенёжка прокладка бликовка чертёжка привязка уборка](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/354339/slide-13.jpg)