Слайд 2Историческая ситуация
Продолжается процесс урбанизации в высокоразвитых странах, развиваются железные дороги, автомобилестроение, электричество,
появляются воздухоплавательные аппараты, в жизнь людей входят фотография и кино, которые еще шире распространяют моду по всему миру — теперь она становится интернациональной.
Практически во всех европейских странах и в США не прекращается борьба за уравнивание женщин в правах с мужчинами: женщины перестают быть «рекламой» финансового состояния мужчин, начинают заниматься наукой и искусством; появляются женщины модельеры, ученые, политики. Первой в мире женщиной - профессором становится математик Софья Ковалевская, физик Мария Кюри создает теорию радиоактивности.
Слайд 3Мода
Для моды этого периода характерно параллельное развитие нескольких противоречивых тенденций: с одной
стороны, наряды отличаются роскошью и экзотическими деталями, с другой — ряд модельеров работает над созданием одежды, предназначенной для массового спроса, увеличивается количество предприятий, специализирующихся на массовом выпуске одежды, появляется все больше людей, профессионально занимающихся художественным моделированием костюма.
Одежду этого периода отличает большое количество отделки: многочисленные кружева, тесьма, большие искусственные цветы, оборки, сутаж, банты, разнообразная вышивка. Характерная орнаментальная композиция модерна состоит из морских полуфантастических элементов — русалок, водорослей, лилий.
Слайд 4Ткани
Стилю модерн соответствуют шелковые ткани — тафта, шифон, крепдешин, муслина, прача —
мягких, часто переливчатых тонов, из моды уходят распространенные в семидесятые-восьмидесятые годы шерсть, бархат, тарлатан первоначально темных, позже светлых цветов. Для более простых костюмов используются полотно, бархат, велюр, репс. Большое влияние на моду оказывает спорт, требующий новых удобных форм одежды. В мужском гардеробе появляются легкие куртки и короткие брюки типа гольф, в женском — короткие жакеты и купальные костюмы
Слайд 5Женский костюм
Проходя в своем развитии три этапа, модерн начинается в конце XIX
в. с колоколообразной юбки и удлиненного трена с украшенным оборками подолом. К началу XX в. в моду входит платье с закрытым лифом, часто со вставками, стоячим воротником и юбкой колоколообразной формы покроя «клеш», облегающей бедра и сильно расширяющейся книзу.
Слайд 7Такая линия достигается при помощи нижней юбки с шуршащими оборками «фру-фру», пришиваемыми
к подолу.
Слайд 8На короткое время в моду возвращаются рукава, напоминающие пышные буфы тридцатых годов,
но очень скоро рукав сужается у плеча, расширяется к запястью и заканчивается манжетой
Слайд 9Заметные изменения внесены в конце 19 века в одежду велосипедным спортом. Длинное
платье сменилось костюмом, который состоял из юбки-брюк и блузки. Костюм этот отличался отсутствием вычурных линий, конструктивностью и функциональностью.
Слайд 10В 1901—1905 гг. плавно перетекает в Sобразный силуэт, достигаемый с помощью специального
корсета. Против искусственной талии объемом в 55 сантиметров выступают врачи всего мира, но к их разумным доводам никто не прислушивается: корсеты изготавливаются в огромных количествах и являются неотъемлемой частью женского гардероба.
Слайд 11Для этого периода характерно заимствование форм из античных культур, готики, раннего ренессанса
и восточных гравюр, костюм дополняют роскошные кружевные вставки и воротники, шляпы с вуалями, украшенные чучелами птиц, цветами и перьями
Слайд 13В 1905—1907 гг. становится модным свободное укороченное платье туникообразного покроя из полупрозрачных
тканей, в моду возвращается естественный вертикальный силуэт. Ширится движение женской эмансипации, и на смену многослойным одеяниям и кружевным зонтикам приходят «рабочее платье» и «вечерний костюм», подчеркивающие независимость и свободу современных женщин, не желающих больше изображать загадочную даму под восточным веером, не приспособленную к активному образу жизни XX в.
Слайд 15Костюм-тальер, созданный известным английским кутюрье Редферном, становится распространенной повседневной одеждой. Первый вариант
универсального костюма Редферн изготавливает для невесты короля Англии Эдуарда VII принцессы Уэльской в 1881 г., взяв за основу мужской костюм и разделив традиционное платье на юбку и корсаж с баской, при этом отказавшись от всех украшений. Со временем корсаж превращается в жакет.
Слайд 16Таким образом, костюмтальер состоит из юбки и жакета, используется как одежда для
любого времени суток, подходит для прогулок и путешествий. Костюм носят в сочетании с мужскими рубашками с накрахмаленными манжетами и воротниками или изящными блузками с кружевной отделкой, фигурными швами, вышитой или выполненной из тесьмы аппликацией. Входит в моду решение костюма «светлый верх — темный низ».
Слайд 18В качестве верхней одежды носят манто, пелерины, мантильи, жакеты и пальто со
стоячим воротником и пелериной.
Слайд 19К 1909-1910-ым годам в моду вошли более прямые юбки
Слайд 20В 1910—1914 гг. особую популярность приобретает длинная «хромая юбка», настолько зауженная в
щиколотке, что дамы прихрамывают во время ходьбы. Причины любви к этому странному вычурному творению современник объясняет тем, что «...в ней скрыта возможность скромно выделиться, в ней содержится даже некоторый намек на гротеск, этот туалет является искажением традиции».
Слайд 21Главным событием моды второго десятилетия XX в. является отказ от корсета.
Поль Пуаре
входит в историю мировой моды как человек, сумевший навсегда освободить женщин от корсета, против которого на протяжении всего периода его существования выступают врачи, гигиенисты, художники и сами женщины. В 1913 г. Пуаре создает коллекцию платьев - туник без корсета, с высокой линией талии и подвижным естественным силуэтом. Причины огромного успеха моделей Пуаре кроются не только в удобстве покроя, но и в отказе художника от бледной цветовой гаммы стиля модерн, вместо которой он использует контрастные яркие тона.
Слайд 22Женщины, прислушиваясь к мнению врачей и голосу собственного тела, начинают носить неприталенные
платья, прозванные «реформаторским мешком» — реформ. В этот период характерным силуэтом становится «бочонок», достигаемый с помощью просторной одежды из мягких тканей и подчеркнуто небрежной отделкой — неровные края низа юбок, широкие оборки, баски и пояса, не прилегающие к фигуре.
Слайд 23Женщины стремятся подражать сценическим костюмам Леона Бакста: модным становится открывать плечи, носить
свободные яркие наряды с многочисленными перьевыми украшениями.
Слайд 24Способствуют распространению прямого силуэта и вновь возрожденные античные идеалы с присущей им
свободой движений. В моде по-прежнему стройность, но достигается она не с помощью тугого корсета, а благодаря занятиям спортом и тщательному уходу за телом.
Слайд 26Резкие перемены в мире моды наступают с началом Первой мировой войны, во
время которой становятся неактуальными античные одеяния, роскошные кружева и веера, драгоценные украшения. Место мужчин, уходящих на фронт, занимают женщины, остро нуждающиеся в простой одежде, не требующей многочасового одевания с помощью прислуги. Мода военного периода и двадцатых годов неразрывно связана с именем Коко Шанель, сумевшей придать рабочей одежде практичную элегантность и создать образ деловой леди.
Слайд 27Новая женщина, не имеющая ничего общего с утонченным созданием начала столетия, смело
носит укороченную до колен юбку, чулки телесного цвета, мужские шляпы и сумки на ремне. Коко Шанель становится воплощением женщины, преуспевающей в мужских профессиях и много времени уделяющей занятиям спортом. «Великая мадемуазель» превращает трикотаж в модную одежду дам высшего общества, вводит в повсеместное употребление бижутерию, сокращает количество нижнего белья до короткой комбинации, штанишек и пояса для чулок.
Слайд 28Благодаря Коко Шанель двадцатые годы называют «эпохой женщин», которые впервые чувствуют свободу
от мужчин, жест кого этикета и необходимости скрывать свою сущность под ложной скромностью и отсутствием собственного мнения.
Слайд 29Мужской костюм
Обязательной принадлежностью костюма становятся съемные манжеты и воротники, иногда манишки, заменяющие
рубашки. В начале XX в. в моду входит рекламный мужской образ «Arrow соllar», соединяющий в себе неколебимое спокойствие, изящество манер, тонкий вкус наряду с властностью, силой и интеллектом.
Слайд 31Новый мужской стиль распространяется после выхода в 1905 г. рекламных плакатов художника
Джозефа Кристиана Лейендекера, изображающих «Arrow соllar man» (буквально: «мужчина, который носит воротнички фирмы “Эрроу”»). Высокие белоснежные съемные воротники, прикрепленные к полосатым рубашкам, подчеркивают элегантно высокомерный вид своих обладателей. Мужчина «Arrow соllar» становится символом своей эпохи, вытесняя из массового сознания образ благородного джентльмена XIX столетия. Современный костюм представляет собой укороченный пиджак с легким вытянутым силуэтом, высокой линией талии и удлиненными лацканами, подплечники отсутствуют
Слайд 32С началом Первой мировой войны кумиром становится человек в военной форме, в
моду входят бежевое пальто из габардина фирмы «Бер бери» и тренчкот британских солдат.
Слайд 33Выводы:
В конце XIX – начале XX продолжается борьба за уравнивание женщин в
правах с мужчинами: женщины перестают быть «рекламой» финансового состояния мужчин, начинают заниматься наукой и искусством, политикой. В связи с новой ролью женщины в обществе меняется и женский костюм. Постепенно он становится удобнее для активного образа жизни, юбка укорачивается;
С 1913 года женщины отказываются от корсетов и предпочитают более свободные наряды (туникообразные платья и платья реформ);
Ряд модельеров работает над созданием одежды, предназначенной для массового спроса, увеличивается количество предприятий, специализирующихся на массовом выпуске одежды;
Во время Первой мировой войны Коко Шанель создает удобный и простой женский костюм из дешевой ткани «джерси», доступный всем социальным слоям