Содержание
- 2. Падение Западной Римской империи под натиском варваров, смена рабовладельческой формации феодализмом, принятие христианства привели к разрушению
- 3. Началом Средневековья считают падение Западной Римской империи в 476 году. Предтечей Средневековья, а некоторые авторы и
- 4. Христианство и средневековая Европа В «Темные века» переход к феодализму в Западной Европе сопровождается разрушением хозяйственных
- 5. Христианство, и в первую очередь монастыри, играли двоякую роль: С одной стороны, представители церкви активно участвовали
- 6. Археологи определили ориентацию древней Александрии Итальянские археологи Джулио Мальи (Giulio Magli) и Луиза Ферро (Luisa Ferro)
- 7. Даже в начале высокого Средневековья невежество оставалось «матерью благочестия». Анне Ярославне (Анне Киевской) ее муж (бракосочетание
- 8. С другой стороны, монастыри были центрами, где сохранялись книги, писались летописи, переводились сочинения. Все европейские ученые
- 9. «Шестоднев» Иоанна болгарского экзарха (X в.) – на основе ранних «Шестодневов» с привлечением античных источников; классификация
- 10. Помимо прохождения систематических курсов при университетах устраивались диспуты, привлекавшие толпы слушателей. Большой популярностью у молодежи пользовались,
- 11. Психологии, анатомии и физиологии отведено несколько книг. В них говорится о пяти чувствах, о бодрствовании, сне
- 12. В трудах А. Великого есть разделы «О растениях» и «О животных». Детальные описания заимствованы, главным образом,
- 13. Фома Аквинский считается величайшим представителем схоластической философии. Он был сыном графа Аквинского, в Неаполитанском королевстве, где
- 14. Средневековая мысль еще сковона страхом перед церковной ортодоксией, но он иногда отступает перед мощью реального опыта.
- 15. Отрицал в атомистическом учении Левкиппа, развитом Демокритом, идею о неделимости атомов и пустоте. Видел основу всякого
- 16. Полагал, что животным свойственны только восприятия, возникающие независимо от опыта, тогда как человек обладает разумом (вспомним
- 17. Наука арабского мира В VII-VIII веках на востоке былого античного мира возникает империя арабов. Инициатива в
- 18. Арабо-язычная медицина X—XII вв. стояла на более высоком уровне, чем западноевропейская. «Канон медицины» Ибн-Сины (Авиценна; 980—1037
- 19. В «Каноне медицины» (или Канон врачебной науки) Ибн Сина предположил: Заболевания могут вызываться какими-то мельчайшими существами
- 20. Труды по медицине: «Канон врачебной науки» — сочинение энциклопедического характера, в котором предписания античных медиков осмысленны
- 21. Развивая идеи Авиценны о пневмах, Ибн-Рушд (Аверроэс) (родился в Кордове в 1126 г., умер в Марокко
- 22. Иудей Асаф Бен-Берехия автор более древней, чем «Канон» Авиценны «Книги Асафа-врача» (жил в VI в., книга
- 23. В христианской Европе – «Гиппократова школа» в Салерно (Италия), IX век. Содружество врачей и их учеников
- 24. Врачи – профессора женщины: в XI веке преподавала Абелла, написавшая трактаты «De atra bile» («О черной
- 26. Скачать презентацию
Слайд 2Падение Западной Римской империи под натиском варваров, смена рабовладельческой формации феодализмом, принятие
Падение Западной Римской империи под натиском варваров, смена рабовладельческой формации феодализмом, принятие
![Падение Западной Римской империи под натиском варваров, смена рабовладельческой формации феодализмом, принятие](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/879958/slide-1.jpg)
На смену реалистичному, жизнерадостному эллинизму приходит Средневековье, насыщенное мистицизмом и отвергающее радости земного бытия.
Слайд 3Началом Средневековья считают падение Западной Римской империи в 476 году.
Предтечей Средневековья,
Началом Средневековья считают падение Западной Римской империи в 476 году.
Предтечей Средневековья,
![Началом Средневековья считают падение Западной Римской империи в 476 году. Предтечей Средневековья,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/879958/slide-2.jpg)
Император Константин I (Флавий, Валерий, Аврелий, Константин, 272-337 гг, правил с 306 г).
В 324 г одержал победу над своим соправителем Лицинием и стал единовластным правителем Римской Империи.
Христианство становится государственной религией Римской империи (1 вселенский Никейский собор 325 г ).
Относительно конца Средневековья – тоже нет единого мнения. Предлагалось: падение Константинополя (1453), открытие Америки (1492), начало Реформации (1517), начало Английской революции (1640), и даже начало Великой Французской революции (1789).
Период с V по XV века, даже применительно к европейскому культурно-историческому региону, понятие весьма расплывчатое и условное. Более того, это тысячелетие было далеко не однородно.
Периоды с V по X в. (становление феодальных отношений) и с XI по XV в. (расцвет феодализма в Европе) сильно различаются по своим социально-экономическим и культурно-историческим условиям.
Слайд 4Христианство и средневековая Европа
В «Темные века» переход к феодализму в Западной
В «Темные века» переход к феодализму в Западной
![Христианство и средневековая Европа В «Темные века» переход к феодализму в Западной](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/879958/slide-3.jpg)
В этот период научные знания на Западе - в глубоком упадке.
«Этимологии» Исидора Севильского (560-636 гг, род. в Новом Карфагене, ныне Картахен, Севилья) (современник папы Григория I) - одно из самых фантастичных сочинений средневековья (описание василисков и драконов).
Зачинатель средневекового энциклопедизма, Исидор в 1598 г канонизирован Римской католической церковью.
Всемирный День Интернета отмечается в день его преставления - 4 апреля, санкционировано Папой Иоанном Павлом II.
Образование – переживало особенно тяжёлые времена.
Византия: император Юстиниан I (483-565) в 529 году закрыл Платоновскую академию в Афинах.
Рим: папа Григорий I (540-604), один из наиболее образованных людей своего времени: «Невежество – мать истинного благочестия».
Упадок научного знания на Западе отчасти может быть объяснен сокращением контактов с Византией и, в частности, забвением греческого языка, продолжавшимся на Западе вплоть до времени гуманистов.
Слайд 5Христианство, и в первую очередь монастыри, играли двоякую роль:
С одной стороны,
С одной стороны,
![Христианство, и в первую очередь монастыри, играли двоякую роль: С одной стороны,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/879958/slide-4.jpg)
«Александрийский епископ Феофил - одна из самых зловещих личностей в истории средневекового христианства… Его грубые издевательства над египетской религией привели … к столкновению между христианами и язычниками … Христианские фанатики разрушили храм Сераписа и сожгли Александрийскую библиотеку...» (А. Мень. История религии).
Насчет библиотеки мнения разные: обвиняют Цезаря (48-47 гг до н.э.), Аврелиана (273 г н.э.), христиан (391 г) и мусульман (646 г). Итог - сожжено 700,000 рукописей.
Построенный Птолемеем III, храм находится в древней части Александрии … посетители могут войти в подземную камеру, где хранилось изображение культа и библиотека. http://www.earth-tour.ru/dostoprimechatelnosti/dostoprimechatelnosti/drevniy-hram-serapeum-aleksandriya.html
Слайд 6Археологи определили ориентацию древней Александрии
Итальянские археологи Джулио Мальи (Giulio Magli) и Луиза
Археологи определили ориентацию древней Александрии
Итальянские археологи Джулио Мальи (Giulio Magli) и Луиза
![Археологи определили ориентацию древней Александрии Итальянские археологи Джулио Мальи (Giulio Magli) и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/879958/slide-5.jpg)
Александрия была основана Александром в 331 году до нашей эры как важнейший порт на африканском побережье Средиземного моря. После смерти Александра и последовавшего распада его империи она стала столицей эллинистического Египта. Именно здесь находились александрийский маяк и знаменитая александрийская библиотека, главный центр западной науки и философии античного мира. (http://archeonews.ru/arxeologi-opredelili-orientaciyu-drevnej-aleksandrii/)
http://www.200stran.ru/maps_group20_item762.html
Слайд 7Даже в начале высокого Средневековья невежество оставалось «матерью благочестия». Анне Ярославне (Анне
Даже в начале высокого Средневековья невежество оставалось «матерью благочестия». Анне Ярославне (Анне
![Даже в начале высокого Средневековья невежество оставалось «матерью благочестия». Анне Ярославне (Анне](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/879958/slide-6.jpg)
Слайд 8С другой стороны, монастыри были центрами, где сохранялись книги, писались летописи, переводились
С другой стороны, монастыри были центрами, где сохранялись книги, писались летописи, переводились
![С другой стороны, монастыри были центрами, где сохранялись книги, писались летописи, переводились](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/879958/slide-7.jpg)
Все европейские ученые Средневековья были так или иначе связаны с церковью.
Например, Беда Достопочтенный (672/673 — ок. 735 гг.), англосаксонский летописец, монах, автор «Церковной истории народа англов» — ценнейшего источника по истории Англии VII-VIII вв — настаивал на шаровидной Земле, приводя в пользу этого естественнонаучные аргументы. Согласно Беде, только шарообразная Земля может объяснить корреляцию между положением звезд на небе и географическими координатами.
Наука Европейского Средневековья — догматизирована и загнана в узкие рамки церковных канонов.
Природа — создание всесильного и всеблагого творца: ее явления, картины, законы должны лишь иллюстрировать бесконечное величие и вечную славу бога;
данные и обобщения науки о природе имеют цену лишь постольку, поскольку они способны подтвердить истины священного писания и не противоречат словам апостолов.
Биологические сведения черпались из сочинений, типа «Бестиарий», компиляции из греческого сборника «Физиолог» (автор неизвестен, II-III в. н.э.).
Традиция «зоологической аллегории». Например, львята рождаются мертвыми, на третий день лев — очередной образ Христа — оживляет их дуновением в ноздри.
Особенности средневековых воззрений на природу
Слайд 9«Шестоднев» Иоанна болгарского экзарха (X в.) – на основе ранних «Шестодневов» с
![«Шестоднев» Иоанна болгарского экзарха (X в.) – на основе ранних «Шестодневов» с](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/879958/slide-8.jpg)
Сведения о животных и растениях есть и в «Поучении Владимира Мономаха» (XI в.).
«Травник из Гланстобери» (первая половина X в.) содержит подробное описание лекарственных растений.
Наиболее фундаментальные источники биологических знаний средневековья - многотомные энциклопедии XIII века Венсана де Бове и Альберта Великого.
XIII век – высокое Средневековье. Рост городов, потребности экономики и культуры привели к основанию университетов.
Первые университеты появляются в XI-XII веках в Италии и Армении.
В XIII-XIV вв. число их в Европе быстро растет. Биология (точнее, биологическое образование) развивалась в университетах на медицинских и философских факультетах.
Слайд 10Помимо прохождения систематических курсов при университетах устраивались диспуты, привлекавшие толпы слушателей. Большой
![Помимо прохождения систематических курсов при университетах устраивались диспуты, привлекавшие толпы слушателей. Большой](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/879958/slide-9.jpg)
Vincent de Beauvais (1190 - 1264 гг.) — доминиканский монах, богослов, энциклопедист, философ и педагог. С конца 1240-х принят ко двору Людовика IX, как библиотекарь и капеллан.
Универсальная энциклопедия гигантского объёма «Великое зерцало» ("Speculum majus") 80 книг и 9885 глав. Энциклопедия состоит из 4 частей: «Зерцало природное» ("Speculum naturale"), «Зерцало вероучительное» ("Speculum doctrinale"), «Зерцало историческое» ("Speculum historiale") и «Зерцало нравственное» ("Speculum morale").
Энциклопедия была переведена с латыни на множество языков и пользовалась большим влиянием и авторитетом на протяжении нескольких столетий.
Кювье отмечал, что рыбы и птицы описаны точнее, чем у Альберта Великого, хотя источники были, по-видимому, общими — сочинения Аристотеля, Плиния и Исидора Севильского.
Млекопитающие подразделены на домашних и диких. Отдельная книга посвящена пресмыкающимся и насекомым, особое внимание уделено описанию поведения пчел.
Слайд 11Психологии, анатомии и физиологии отведено несколько книг. В них говорится о пяти
![Психологии, анатомии и физиологии отведено несколько книг. В них говорится о пяти](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/879958/slide-10.jpg)
Анатомическая часть содержит подробное описание человеческого тела, составленное по данным античных и, частично, арабских авторов.
Природа, по Венсану де Бове, «книга, написанная перстом Божьим».
Альберт Великий (1206—1280 гг.), фон Больштедт — философ, теолог, ученый, родился в семье графа фон Больштедта в Лауингене, учился в Падуанском университете, преподавал в крупнейших университетах Баварии и Франции. В 1245 г. в Париже — знакомство с Фомой Аквинским, одним из любимых учеников.
В 1260 г. назначен епископом Регенсбурга, но по прошествии двух лет отказался от епископского служения, которое мешало его научным и теологическим занятиям. До 1270 жил в Регенсбурге, потом переехал в Кельн, похоронен в Кельне
Канонизирован в 1931, провозглашен покровителем ученых в 1941.
Слайд 12В трудах А. Великого есть разделы «О растениях» и «О животных». Детальные
В трудах А. Великого есть разделы «О растениях» и «О животных». Детальные
![В трудах А. Великого есть разделы «О растениях» и «О животных». Детальные](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/879958/slide-11.jpg)
Развивая учение о функциях органов растений, отмечал их функциональное подобие с органами животных (корень считал тождественным рту животного).
Изменяемость растений под воздействием среды изложена в фантастической форме: бук превращается в березу, пшеница — в ячмень, а дубовые ветви — в виноградные лозы.
Физиология животных сводится к описанию, нередко весьма выразительному, их поведения и нравов.
Фома Аквинский (1225/26-1274): «Созерцание творения должно иметь целью не удовлетворение суетной и преходящей жажды знания, но приближение к бессмертному и вечному».
«Поскольку начало всех вещей находится вне мира — в Боге,— то и последней целью всех вещей должно быть благо, находящееся также вне мира».
Слайд 13Фома Аквинский считается величайшим представителем схоластической философии. Он был сыном графа Аквинского,
![Фома Аквинский считается величайшим представителем схоластической философии. Он был сыном графа Аквинского,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/879958/slide-12.jpg)
Шесть лет провел в университете Фридриха II в Неаполе. Вступил в доминиканский орден и отправился в Париж, а затем в Кельн, чтобы продолжить образование под руководством Альберта Великого, который был ведущим аристотеликом среди философов того времени.
Проведя некоторое время в Кельне и Париже, св. Фома в 1259 году возвратился в Италию, где прошла вся его остальная жизнь, за исключением трехлетия, 1269-1272 годов.
В отличие от своих предшественников Аквинский обладал действительно полным знанием сочинений Аристотеля, а к платонизму, точнее неоплатонизму, относился с антипатией.
Аквинскому удалось убедить представителей церкви в том, что систему Аристотеля следовало предпочесть сложившейся системе христианской философии и что мусульманские и христианские аверроисты дали неверное истолкование Аристотеля.
После смерти Фоме Аквинскому был присвоен титул «ангельский доктор» («doctor angelicus»). В 1323 году, во время понтификата папы Иоанна XXII, Фома был причислен к лику святых.
Неоплатонизм – фил. учение III-VI вв., соединяющее элементы философии Платона, Аристотеля и восточных учений. Триада – Единое–Ум–Душа.
http://www.babylon.com/definition/%D0%9D%D0%B5%D0%BE%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC/
Слайд 14Средневековая мысль еще сковона страхом перед церковной ортодоксией, но он иногда отступает
![Средневековая мысль еще сковона страхом перед церковной ортодоксией, но он иногда отступает](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/879958/slide-13.jpg)
Роджер Бэкон (1214-1292) - выдающийся английский мыслитель и естествоиспытатель XIII в. обличал пороки духовенства и феодальной знати, их невежество.
Был лишен кафедры в Оксфорде, затем брошен в монастырскую темницу, откуда вышел дряхлым, больным стариком только накануне смерти.
Не признавая единой «первичной материи», лишённой качеств, выдвинул идею о качественно различных элементах (вспомним Анаксагора и Эмпедокла), комбинации которых образуют конкретные вещи.
Подчеркивал не столько субъективность общего (как сторонники номинализма), сколько объективность единичного.
Реализм зрелого средневековья признавал подлинное существование универсалий; номиналисты считали, что сущность вещей выражают только индивиды, универсалии же являются лишь словесным обозначением этой сущности.
Слайд 15Отрицал в атомистическом учении Левкиппа, развитом Демокритом, идею о неделимости атомов и
Отрицал в атомистическом учении Левкиппа, развитом Демокритом, идею о неделимости атомов и
![Отрицал в атомистическом учении Левкиппа, развитом Демокритом, идею о неделимости атомов и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/879958/slide-14.jpg)
Видел основу всякого познания в опыте (внутренний — мистический «озарение» и внешний).
Философия, по Роджеру Бэкону, — общая теория познания, дающая направление другим наукам, но сама она должна основываться на данных других наук.
От развития науки «зависит благосостояние всего мира» (Р. Бэкон. Письма о могуществе и тайных действиях искусства и о ничтожестве магии). Надежда на всесилие магии - нелепа и бесплодна.
Описания явлений природы должны быть не только математически точными, но приближаться к математическому выражению.
Стремление к математической обработке результатов опытов выразилось в выборе биологических объектов – описание строения и функционирование глаза (одно время считали приоритетом Бекона, но оно скорее заимствовано у арабского физика Альгасена).
Живые и неживые тела построены из одних и тех же материальных частиц. Живые существа находятся в тесной зависимости от окружающей среды, солнечного света, тепла и т.д.
Слайд 16Полагал, что животным свойственны только восприятия, возникающие независимо от опыта, тогда как
Полагал, что животным свойственны только восприятия, возникающие независимо от опыта, тогда как
![Полагал, что животным свойственны только восприятия, возникающие независимо от опыта, тогда как](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/879958/slide-15.jpg)
Р. Бекон разработал проект утопической сословной республики, в которой источником власти является народный плебисцит, требовал искоренения невежества и расширения светского образования.
Его можно назвать философом XVI — XVII столетий, брошенного судьбой в XIII век.
Он намного опередил свое время, но его главное сочинение «Большой труд» впервые было опубликовано только в 1733.
Средневековая биология Европы — скорее отражение средневековой культуры, нежели отрасль естествознания с собственным предметом изучения.
Живая природа - символические знаки. Агнец и единорог — символы Христа; голубь — символ Святого Духа; дракон, змей и медведь — символы дьявола; павлин – символ бессмертия... Виноградная лоза — знак Христа; лилия — невинность; кедр — стойкость…
Трактат «О поучениях и сходствах вещей» доминиканского монаха Иоанна де Санто Джеминиано из Сиены (первая четверть XIV столетия). Расположение алфавитное, но не по объекту природы, а по символам, которыми служили те или иные растения или животные.
Слайд 17Наука арабского мира
В VII-VIII веках на востоке былого античного мира возникает империя
Наука арабского мира
В VII-VIII веках на востоке былого античного мира возникает империя
![Наука арабского мира В VII-VIII веках на востоке былого античного мира возникает](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/879958/slide-16.jpg)
Инициатива в развитии научной мысли перемещается из Европы в арабский мир.
Объединенные новой молодой религией — исламом — арабы покоряют Аравию и Египет, Сирию, Иудею, Месопотамию и Персию; овладевают многими провинциями Византии и частью Индии, некоторыми островами на Средиземном море, захватывают Испанию и вторгаются во Францию.
Руководствуясь принципом "возьмем мудрость из рук неверных", арабы активно использовали научные достижения захваченных стран.
Хотя нашествие мусульман было бедствием для христиан, в научном отношении последствия его оказались благотворны.
Через завоеванную арабами Испанию достижения арабской цивилизации, в том числе и арабские переводы античных авторов, постепенно начинают проникать в средневековую Европу.
Слайд 18Арабо-язычная медицина X—XII вв. стояла на более высоком уровне, чем западноевропейская. «Канон
![Арабо-язычная медицина X—XII вв. стояла на более высоком уровне, чем западноевропейская. «Канон](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/879958/slide-17.jpg)
Альгасен (Каир) в «Книге оптики» дает прекрасное анатомическое описание глаза, употребляя впервые такие названия отдельных частей его, как стекловидное тело, роговая оболочка, хрусталик (описан как линза).
Философ и врач Авиценна - Абу-Али ал-Гусейн Ибн-Абдаллах Ибн-Сина родился в Афшеме, учился - в Бухаре, был придворным врачом и визирем у нескольких султанов, умер в Гамадане (Иран).
«Канон медицины» - много общего с трудами Галена. Арабский текст издан полностью только однажды (Рим, 1593), но существует множество переводов на латинский, Самый тщательный из них - Племий (Львов, 1658).
«Три оружия есть у врача: слово, растение, нож».
Субстратом жизненных и психических сил считал, как и Платон, пневму но зарождающуюся не из 3, а из 4 парообразных соков: он добавил к «треножнику Платона» (сердце, мозг, печень) 4-ую пневму, расположенную в яичке «четырехугольник Авиценны».
Пневма может быть носителем различных, в том числе и душевных сил, но они не присущи ей изначально.
Слайд 19
В «Каноне медицины» (или Канон врачебной науки) Ибн Сина предположил:
Заболевания могут
В «Каноне медицины» (или Канон врачебной науки) Ибн Сина предположил:
Заболевания могут
![В «Каноне медицины» (или Канон врачебной науки) Ибн Сина предположил: Заболевания могут](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/879958/slide-18.jpg)
Он первый обратил внимание на заразность оспы,
определил различие между холерой и чумой,
описал проказу, отделив её от других болезней,
изучил ряд других заболеваний.
От пропастей земли до высей небосклона
Вопросы бытия я все решил вполне,
Сдавалась каждая мне хитрость и препона,
Все тайны я раскрыл, лишь смерть темна и мне. (Ибн Сина, пер. Корша)
http://bibliotekar.ru/ibn/index.files/image002.jpg
Слайд 20Труды по медицине:
«Канон врачебной науки» — сочинение энциклопедического характера, в котором предписания
Труды по медицине:
«Канон врачебной науки» — сочинение энциклопедического характера, в котором предписания
![Труды по медицине: «Канон врачебной науки» — сочинение энциклопедического характера, в котором](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/879958/slide-19.jpg)
«Лекарственные средства» — В произведении подробно приведены роль сердца в возникновении и проявлении пневмы, особенности диагностики и лечения заболеваний сердца.
«Удаление вреда от разных манипуляций посредством исправлений и предупреждений ошибок».
«О пользе и вреде вина» — самый короткий трактат Ибн Сины.
«Поэма о медицине».
«Трактат о пульсе».
«Мероприятия для путешественников».
«Трактат о сексуальной силе» — описаны диагностика, профилактика и лечение сексуальных нарушений.
«Трактат о уксусомёде» — описаны приготовление и лечебное применение различных по составу смесей уксуса и мёда.
«Трактат о цикории».
«Кровеносные сосуды для кровопускания».
«Рисола-йи жудия» — описываются лечение заболеваний уха, желудка, зубов. Кроме этого в нём описаны проблемы гигиены. Некоторые исследователи оспаривают авторство Авиценны
Слайд 21Развивая идеи Авиценны о пневмах, Ибн-Рушд (Аверроэс) (родился в Кордове в 1126
Развивая идеи Авиценны о пневмах, Ибн-Рушд (Аверроэс) (родился в Кордове в 1126
![Развивая идеи Авиценны о пневмах, Ибн-Рушд (Аверроэс) (родился в Кордове в 1126](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/879958/slide-20.jpg)
Еще один выдающийся ученый XI в. - врач-христианин Ибн Бутлан (ок. 1001 г., Багдад – 1066 г., окрестности Антиохии. Под конец жизни принял постриг; http://www.pravenc.ru/text/200423.html). «Календарь здоровья» представляет собой сведенный в 40 таблиц краткий обзор правил гигиены и долгожительства: все, что касается продуктов питания, напитков, видов деятельности и окружающей среды и что может способствовать укреплению здоровья.
Ибн ан-Нафис (ок. 1210-1288 или 1296) - первым описал лёгочное кровообращение. Работал в Дамаске и в самой знаменитой больнице арабского мира "Ал-Мансури" в Каире.
Слайд 22Иудей Асаф Бен-Берехия автор более древней, чем «Канон» Авиценны «Книги Асафа-врача» (жил
Иудей Асаф Бен-Берехия автор более древней, чем «Канон» Авиценны «Книги Асафа-врача» (жил
![Иудей Асаф Бен-Берехия автор более древней, чем «Канон» Авиценны «Книги Асафа-врача» (жил](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/879958/slide-21.jpg)
Наиболее знаменит врач и философ, ученик Ицхака Бен-Арама 2-ого, Исраэли (Ицхак бен Шломо, ок. 855–955 гг.). Родился в Египте, переехал в Кайруан – придворный врач Фатимидов, основатель медицинской школы.
Его лекции привлекали множество слушателей, а труды о глазных болезнях, лихорадочных заболеваниях и др. стали настольными книгами арабских врачей (в Европе до XVI в. считались трудами Константина Африканского (1016-1087)).
В конце IX в. в Багдаде, Куфе, Бассоре также создаются медицинские школы, где преподают врачи из разных стран.
Слайд 23В христианской Европе – «Гиппократова школа» в Салерно (Италия), IX век. Содружество
![В христианской Европе – «Гиппократова школа» в Салерно (Италия), IX век. Содружество](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/879958/slide-22.jpg)
По законам (1240 г.) имп. Фридриха II, для получения лицензии врача надо было по окончании курса (3+5 лет) пройти год практики под началом опытного врача.
Школа Салернская так Королю англичан написала: Если ты хочешь здоровье вернуть и не ведать болезней, тягость забот отгони и считай недостойным сердиться, скромно обедай, о винах забудь, не сочти бесполезным бодрствовать после еды, полуденного сна избегая. Долго мочу не держи, не насилуй потугами стула; Будешь за этим следить, - проживешь ты долго на свете. Если врачей не хватает, пусть будут врачами твоими Трое: веселый характер, покой и умеренность в пище. (перевод с латинского проф. Ю.Ф. Шульца)
Около 1077 года Константин Африканский стал педагогом в Салернской школе. Подверг критике качество имеющейся в школе мед. литературы и занялся переводами на латынь греко-арабских источников по медицине.
Он представил общественности «Либер Пантегни» и его имя на протяжении 40 лет купалось в лучах славы, пока другой европеец – Стефан не уличил его в подлоге, доказав, что «Либер Пантегни» всего лишь копия «Китабуль Малики» – выдающегося произведения Али бин Аббаса (ум. в 994). (http://www.info-islam.ru/publ/religija/istorija_islama/islamskie_uchenye/10-1-0-13404)
Слайд 24Врачи – профессора женщины:
в XI веке преподавала Абелла, написавшая трактаты «De atra
в XI веке преподавала Абелла, написавшая трактаты «De atra
![Врачи – профессора женщины: в XI веке преподавала Абелла, написавшая трактаты «De](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/879958/slide-23.jpg)
Первый ботанический сад (Сад Минервы) был заложен в начале в 1309 г. врачом Маттео Сильватико при медицинской школе в Салерно (Б.Н. Головкин. Chronica Botanica, 2004 http://garden.karelia.ru/gardens/Content/Golovkin_3.htm).