Слайд 2 Орган осязания человека – его кожа. Даже с закрытыми глазами или
в темноте мы можем определить форму и величину тел, узнать, мягкие они или твёрдые, гладкие или шершавые, сухие или влажные, тёплые или холодные. Возможность ощутить это даёт нам кожа.
В отличие от остальных четырех
чувств, которые реализуются через
конкретные органы – глаза, уши, нос или рот, – осязательные ощущения воспринимаются по всему телу. Если другие чувства реагируют лишь на один вид раздражения, осязательная
система чувствительна и к
температуре, и к боли.
Слайд 3 Благодаря осязанию человек может выполнять руками самые разнообразные действия с предметами.
Например, когда вы рисуете, то не ломаете карандаш, так как чувствуете давление карандаша на бумагу. Ощущение давления помогает ориентироваться во время ходьбы и бега, и тогда, когда вы просто сидите на стуле и не падаете с него.
Слайд 4 Орган осязания предупреждает нас и об опасности.
Боль или чувство дискомфорта
от одежды, обуви или
жаркого дня предохраняют организм от травм, ожогов,
аллергических заболеваний.
Слайд 5 Когда мы касаемся предмета, ощупываем его, в нервных окончаниях кожи возникают
сигналы, которые по нервам передаются в мозг. Особенно чувствительны у человека кончики пальцев рук и стопы ног, так
как они часто первыми соприкасаются
с предметами, о которые можно
порезаться или обжечься.
Слайд 6Знаете ли вы?
Поскольку осязание дает нам так много
знаний об окружающем
мире, оно может
заместить недостаток иных ощущений.
Наилучший пример – шрифт Брайля,
позволяющий слабовидящим читать
при помощи пальцев.
Известны случаи, когда с помощью осязания люди создавали
великолепные произведения искусства. Так советская балерина
Лина По, ослепшая после тяжелой болезни, овладела мастерством
скульптора.
Тирольский резчик по дереву Иосиф Клейнчанс, который жил в
18 веке, в раннем детстве потерял зрение, но смог необычайно
развить осязание, с помощью которого быстро освоился в своем
небольшом мире и уже в семь лет научился вырезать себе из
дерева игрушки. В будущем он стал знаменитым художником-
резчиком по дереву. Его шедевры вызывали восторг. Однажды в
деревню, где жил этот резчик, приехал император Франц 1.
Только по осязательным ощущениям Клейнчанс удивительно точно
создал его бюст.