Слайд 21. Aim of the Report
Цель доклада
Проиллюстрировать неадекватный характер ортодоксальных экономических постулатов
-
путем разбора основных мотиваций, приведших к тому, что этика оказалась выведена за пределы экономики
Слайд 32. The thesis of the report
Основной тезис
“Этика вне экономики” означает, что экономику
поместили в разряд естественных наук, т.е. таких наук, которым не свойственны оценочные суждения.
Это означает, что дисциплину «экономика» используют как тонкий инструмент контроля за политической и социальной жизнью людей.
Слайд 43. Two Rival Strands of Thought
Два противоположных направления экономической мысли
Классическую политэкономику
занимал вопрос о том, как «предоставить людям обильный источник к существованию». Adam Smith (1776), p. 375
Напротив, Léon Walras утверждал, что “отличительной чертой науки является то, что ее абсолютно не волнуют последствия, будь они хороши или плохи” (1874), p. 52.
Слайд 54. Robbins’ Seminal Essay
Статья Роббинса
Наиболее важной работой, утвердившей «водораздел» между этикой
и наукой экономики стала статья Лайонела Роббинса «Эссе о природе и значении экономической науки» (впервые опубликована в 1932 г.) -
An Essay on the Nature and Significance of Economic Science by Lionel Robbins
Слайд 65. Key Quotations from Robbins’ Essay
Ключевые цитаты из статьи Роббинса
«Экономика есть наука,
которая изучает человеческое поведение, строящееся как отношение между целями и ограниченными средствами, которые применимы по-разному». (Robbins (1932), p. 16, курсив мой)
«Экономику, таким образом, никак нельзя представлять по модели этики или эстетики, т.е. как нечто занятое самими целями».
(Там же, p. 32, курсив мой)
Слайд 76. Comments (I)
Комментарии (I)
Роббинс настаивает на независимости средств от целей. Но по
факту цели указывают на наличие ценностей, которые, в свою очередь, относятся к области наук о морали.
Заданное Роббинсом направление экономической науки обрывает все связи с классической традицией.
Слайд 87. Comments (II)
Комментарии (II)
Согласно общепринятой парадигме, экономического агента рассматривают вне какого-либо исторического
контекста, в котором тот пребывает и действует. Речь идет об изолированном автономном субъекте, т.е. о таком субъекте, для которого не существует абсолютно никаких этических правил и норм.
Тем не менее, помыслить себе «цель» в отрыве от «средства», или факт в отрыве от ценности, представляется, с научной точки зрения, невозможным. См. Quine (1953), MacIntyre (1985).
Создание, поиск и выбор средств всегда жестко увязаны с целью, поскольку все эти действия являются конкретным выражением принятой в данном обществе жизненной модели.
Слайд 98. Sraffa’s Seminal Work
Работа Сраффа
Sraffa (1960) резко контрастирует с общепринятым направлением экономической
мысли.
В то время как, в рамках последней, количество товаров на рынке учитывается одновременно с ценой, Страффа движется в русле классической политэкономии и
определяет количество товара (в качестве необходимого для воспроизводства рабочей силы параметра):
(i) до начала ценообразования,
(ii) непосредственно перед началом процесса производства,
(iii) безотносительно результатов производственного процесса, какими бы эти результаты ни были.
Таким образом, подход Сраффа в значительной мере учитывает этический элемент в экономике.
Слайд 109. A Crucial Consequence
Важное следствие
Под влиянием Роббинса экономика превратилась в якобы нейтральную
дисциплину, в которой задействованы такие же универсальные «законы» и «правила», как и в прочих естественных науках.
Именно это дало экономистам “власть вязать и решить,” т.е. формулировать представления
о том, в каком направлении экономика должна двигаться и какие конкретные меры следует предпринять, чтобы облегчить этот процесс.