Немецкая идеология: герменевтика подозрения

Содержание

Слайд 2

Идеология как «ложное сознание» и научный марксизм

Есть ли свобода от идеологии?

Идеология как «ложное сознание» и научный марксизм Есть ли свобода от идеологии?

Слайд 3

Дискуссия об «автономии» искусства

«Вульгарные» и «гибкие» марксисты
Трактовка текста исходя из классовой борьбы
Требование

Дискуссия об «автономии» искусства «Вульгарные» и «гибкие» марксисты Трактовка текста исходя из
реализма, изображения «прогрессивных сил»
Принцип партийности (ангажированности) искусства

Дердь Лукач
«Душа и форма», «Исторический роман», «Эссе о реализме», «Писатель и критик и другие эссе»

Слайд 4

У нас это надолго… «Дело было в Пенькове» (1957)

Смотрят друг на друга?

Смотрят

У нас это надолго… «Дело было в Пенькове» (1957) Смотрят друг на друга? Смотрят вперед!
вперед!

Слайд 5

Дискуссия об эксперименте в литературе XX века

Что делать с Кафкой, Прустом,

Дискуссия об эксперименте в литературе XX века Что делать с Кафкой, Прустом,
Джойсом и экспрессионистами?
ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА

Вальтер Беньямин * Макс Хорксаймер
Герберт Маркузе * Теодор Адорно

Слайд 6

Теория эпического театра Б.Брехта

Термин «отчуждение» Брехт заимствует у Гегеля: чтобы быть познанным,

Теория эпического театра Б.Брехта Термин «отчуждение» Брехт заимствует у Гегеля: чтобы быть
знакомое должно быть показано и увидено как незнакомое. У Брехта – диалектическая триада: понимать - не понимать-вновь понимать (спиральное развитие).
Против Аристотелевского театра и катарсиса - лишая ситуацию или характер очевидного содержания, драматург внушал зрителю критическую, аналитическую позицию к изображаемому
эпическая дистанция
ремарки, прологи, эпилоги
траспаранты, зонги , песенные, музыкальные номера, часто по содержанию выпадающие из действия и отчуждающие его
перестройки на сцене при раздвинутом занавесе, приготовления музыкантов, смена реквизита, переодевания исполнителей
пустая сцена, минимум реквизита
маски
театральный авангард

Слайд 7

В. Беньямин «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» (1936)

Новые экономические условия
«Сегодня

В. Беньямин «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» (1936) Новые экономические
произведение искусства становится, из-за абсолютного преобладания его экспозиционной ценности, новым явлением с совершенно новыми функциями, из которых воспринимаемая нашим сознанием, эстетическая, выделяется как та, что впоследствии может быть признана сопутствующей»
«Ценность» произведения искусства, ранее базирующаяся на его уникальности, меняется на его «экспозиционную ценность», открытость массовому зрителю

BEETHOVEN X 4

Слайд 8

Искусство как бизнес и/или политика?

Новая техника в искусстве «открыла нам область визуально-бессознательного,

Искусство как бизнес и/или политика? Новая техника в искусстве «открыла нам область
подобно тому как психоанализ - область инстинктивно-бессознательного»
«Место ритуального основания занимает другая практическая деятельность: политическая». «Фашизм вполне последовательно приходит к эстетизации политической жизни»

Слайд 9

Т. Адорно о популярной музыке

Т. Адорно о популярной музыке

Слайд 10

Луи Альтуссер

Структуралистский марксизм
Где классы и классовая борьба?
Структура общества – разнообразные «несинхронные» социальные

Луи Альтуссер Структуралистский марксизм Где классы и классовая борьба? Структура общества –
формации
Идеологии и их узнавание индивидуумом
Кружок эпистемологии при Ecole Normale
Группа Tel Quel
Открытость другим критическим концепциям
Гибкость в понимании собственной теории
Открытость понятия идеологии
Тенденция утвердить роль неидеологических критериев при анализе текста

Important post-Marxists
Jean Baudrillard
Zygmunt Bauman
Gilles Deleuze
Félix Guattari
Jürgen Habermas
Stuart Hall
Ágnes Heller
Fredric Jameson
Jean-François Lyotard
Jacques Rancière
Slavoj Žižek