Роль теоцентризма в философии средних веков

Содержание

Слайд 3

Каков же философский смысл теоцентризма ? Теоцентризм – это историческая форма

Каков же философский смысл теоцентризма ? Теоцентризм – это историческая форма выражения
выражения субъекта, его особого места в мироздании. В условиях, когда человек еще связан теснейшими узами со всеми природными реалиями и родовыми отношениями, но уже начинает осознавать свою специфичность, единственным приемлемым принципом оказывается принцип абсолютной личности, принцип Бога.

Слайд 5

Вместе с тем Бог-Сын ближе мирянам, чем его могущественный отец.
Христос выступает

Вместе с тем Бог-Сын ближе мирянам, чем его могущественный отец. Христос выступает
как Богочеловек, как человек, учитель, наставник, удивительно тонко понимающий смиренную душу необразованного крестьянина. Человеческая природа Христа - это подлинная основа средневекового гуманизма.

Слайд 7

ЭСХАТОЛОГИЯ

Эсхатоло́гия (от греч. ἔσχατον — «конечный», «последний» + λόγος — «слово», «знание»)

ЭСХАТОЛОГИЯ Эсхатоло́гия (от греч. ἔσχατον — «конечный», «последний» + λόγος — «слово»,
— система религиозных взглядов и представлений о конце света, искуплении и загробной жизни, о судьбе Вселенной или её переходе в качественно новое состояние. Также отрасль богословия, их изучающая в рамках той или иной религиозной доктрины. В религии различается индивидуальная эсхатология, то есть учение о загробной жизни единичной человеческой души, и всемирная эсхатология, то есть учение о целях космоса и истории и их конце.

Слайд 8

Философия эсхатологии свойственна многим религиям и верованиям, начиная с древних времен. Особое

Философия эсхатологии свойственна многим религиям и верованиям, начиная с древних времен. Особое
развитие со времен Античности эсхатология получила в иудаизме и христианстве («Страшный суд»), затем в исламе.
Классические примеры религиозной литературы о конце света — Откровение Иоанна Богослова, Откровение Петра, «Прорицание вёльвы» из Старшей Эдды.

Слайд 9

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ

Провиденциализм (от лат. providentia — провидение) историко-философский метод, рассмотрение исторических событий с

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ Провиденциализм (от лат. providentia — провидение) историко-философский метод, рассмотрение исторических событий
точки зрения непосредственно проявляющегося в них Провидения, высшего Промысла, осуществления заранее предусмотренного Божественного плана спасения человека.
Провиденциалистское понимание исторического процесса как пути к эсхатологическому царству Божию легло в основу всей средневековой христианской церковной историографии.

Слайд 10

В исторических сочинениях византийских хронистов Иоанна Малалы, Иоанна Зонары и др. история

В исторических сочинениях византийских хронистов Иоанна Малалы, Иоанна Зонары и др. история
рассматривалась как обнаружение Бога в мире, как «деяния Божии через людей».
На Западе выдающимися представителями средневекового провиденциализма были Орозий (книга «Adversus paganos historiarum libri septem») и Оттон Фрейзингенский («Хроника, или История о двух царствах»).
В XVII в. нововременную версию западного провиденциализма сформулировал французский мыслитель Ж. Боссюэ. В XVIII—XIX вв. нововременной провиденциализм был философской основой многих идеалистических концепций (Ж. М. де Местр, Ф. фон Шлегель, Л. фон Ранке и его школа, философия истории неотомизма, в какой-то степени Г. В. Гегель).

Слайд 11

ТЕОДИЦЕЯ

Теодице́я (новолат. theodicea — богооправдание от греч. θεός, «бог, божество» + греч.

ТЕОДИЦЕЯ Теодице́я (новолат. theodicea — богооправдание от греч. θεός, «бог, божество» +
δίκη, «право, справедливость») — совокупность религиозно-философских доктрин, призванных оправдать благое управление Вселенной божеством, несмотря на наличие зла в мире. Термин введён Лейбницем в 1710 г.
Подобные доктрины с самого своего возникновения были тесно переплетены с телеологическими учениями различных философских школ, начиная с античных материалистов и стоиков, заканчивая эсхатологическими учениями христианства, иудаизма и ислама. Теодицея оказала определённое влияние на этические воззрения философских и религиозных школ и течений.

Слайд 12

В православной традиции проблема теодицеи тесно связана с антропо- и этнодицеей (В.

В православной традиции проблема теодицеи тесно связана с антропо- и этнодицеей (В.
С. Соловьев, П. А. Флоренский), что детерминировано введением в проблематику богословия задач обоснования православия как истинной веры посредством выделения его особого исторического призвания и мессианского предназначения.
Существует большое разнообразие версий теодицеи, однако центральной темой теодицеи является тема обоснования защиты идеи предопределения.

Слайд 13

ОТКРОВЕНИЕ

Открове́ние — проявление Высшего
Существа в нашем мире, с целью сообщить нам

ОТКРОВЕНИЕ Открове́ние — проявление Высшего Существа в нашем мире, с целью сообщить

более или менее полную истину о себе и о том,
чего оно от нас требует. В откровении совмещаются:
факт богоявления (теофании), посредством которого открывается нам Божество
религиозно-нравственное содержание этого факта, т. е. то, что в нём открывается
Присутствием первого элемента откровение отличается от чисто человеческих учений и систем, а присутствием второго — от тех иррациональных проявлений предполагаемых божественных или демонических сил, какими полна история всех религий. Различение откровения личного от всенародного не может быть выдержано, так как вообще откровение получается отдельными лицами, но не для них исключительно, а для более или менее широкого распространения.

Слайд 14

С христианской точки зрения различаются три главные степени откровения:
подготовительное откровение, памятником

С христианской точки зрения различаются три главные степени откровения: подготовительное откровение, памятником
которого
является Ветхий Завет, центральное, содержащееся
в Новом Завете, и окончательное, которое должно
совпасть с исходом мирового процесса.
Новый Завет оканчивается пророческой книгой, которая под именем книга Откровения (Апокалипсис) содержит символические картины будущего. В средние века нетерпеливое ожидание конца мира породило ложное учение о наступлении третьего окончательного откровения, относящегося к Новому Завету так же, как тот относится к Ветхому. Это лжеучение, первоначально связанное с именем южно-итальянского аббата Иоахима Флорского (XII век), продержалось, в разных видоизменениях, до начала новых времён.

Слайд 15

В Книге Урантии, в которой утверждается, что она является пятым эпохальным откровением

В Книге Урантии, в которой утверждается, что она является пятым эпохальным откровением
человечеству, говорится, что откровение призвано классифицировать и очищать сменяющие друг друга эволюционные религии. Но для того, чтобы возвысить эволюционные религии и поднять их на новый уровень, такие божественные откровения должны излагать учения, не слишком далекие от образа мысли и реакций соответствующей эпохи. Поэтому откровение не может не соотноситься с эволюцией.

Слайд 16

ПРОБЛЕМА ГАРМОНИИ ВЕРЫ И РАЗУМА

Одним из наиболее
выдающихся представителей
зрелой схоластики был

ПРОБЛЕМА ГАРМОНИИ ВЕРЫ И РАЗУМА Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики
монах
доминиканcкого ордена Фома Аквинский(1225/26 - 1274), ученик знаменитого средневекового теолога, философа и естествоиснытатели Альберта Великого (1193-1280). Как и его учитель, Фома пытался обосновать основные принципы христианской теологии, опираясь на учение Аристотеля.

Слайд 17

Учение Фомы пользовалось большим влиянием в средние века, римская церковь официально признала

Учение Фомы пользовалось большим влиянием в средние века, римская церковь официально признала
его. Это учение возрождается и в XX веке под названием неотомизма - одного из наиболее значительных течений католической философии на Западе.
Номиналистическая критика томизма: приоритет воли над разумом
Средневековая философия вобрала в себя две различные традиции: христианское откровение и античную философию. В учении Фомы возобладала последняя. Напротив, критики томизма апеллируют к библейской традиции, в рамках которой воля (прежде всего божественная воля - всемогущество бога) стоит выше разума и определяет его.
Расцвет номинализма приходится на XIII и особенно XIV века; его главные представители - Уильям Оккам (1285- 1349), Иоганн Буридан (конец XIII-XIV век), Николай из Отрекура (XIV век) и др.

Слайд 18

В номинализме определяющее значение получает идеи божественного всемогущества, а творение рассматривается как

В номинализме определяющее значение получает идеи божественного всемогущества, а творение рассматривается как
акт божественной воли. В целом номинализм в значительной мере определил направление и характер развития как философии, так и экспериментально-математического естествознания XVI-XVII веков.

Именно с номинализмом было
связано также и развитие материализма
в эпоху Возрождения и в новое время.

Имя файла: Роль-теоцентризма-в-философии-средних-веков.pptx
Количество просмотров: 1379
Количество скачиваний: 26