Средневековая философия

Слайд 2

Патристика -

совокупность учений отцов церкви, связь с традицией. Норма – единство принципов.

Патристика - совокупность учений отцов церкви, связь с традицией. Норма – единство

Ранняя патристика –
апологетика и гностицизм
(II-III вв.)
реческая – Климент, Оригена (рефлексивная теология)
Латинская – Тертуллиан (страсть веры)

Слайд 3

Зрелая патристика

( IV в. )
Греческая – Афанасий Александрийский (статус веры,

Зрелая патристика ( IV в. ) Греческая – Афанасий Александрийский (статус веры,
единосущность троицы)
Кападакицы (обрела завершенность
высокая теология)
Латинская – Августин (внутренний человек, личностное
самосознание, «особое измерение бытия
человека»)
Поздняя патристика
V-VIII вв.
На Востоке усиливается мистика
На Западе – переход к схоластике

Слайд 4

Схоластика

VIII-ХIV вв.
Главная установка – переход от анализа способов высказывания о сущем

Схоластика VIII-ХIV вв. Главная установка – переход от анализа способов высказывания о
к анализу самой реальности.
Учение об универсалиях 
Индивидуальная субстанция
(имя собственное)
Родовая субстанция (Универсалии)
Не имеющая самостоятельной Имеющая самостоятельную
сущности (акциденции) сущность (форма, общая
(абстрактное понятие) природа, чтойность)
(общее понятие)

Слайд 5

Схоластика

Главный вопрос: Что представляют собой роды и виды и как они связаны

Схоластика Главный вопрос: Что представляют собой роды и виды и как они
с индивидуальными субстанциями?
Акт бытия – трансформация общей природы (универсалии) в реальное бытие индивидов (акт творения).

Слайд 6

Фома Аквинский (1225-1274)

Учение об уровнях бытийности в зависимости от степени их актуальности

Фома Аквинский (1225-1274) Учение об уровнях бытийности в зависимости от степени их
(определенности формы).
Неорганические стихии.
Растительный мир (форма как конечная причина).
Животный мир (форма как действующая причина).
Дух, разумная душа (форма как организующий принцип материи), самосущее.