Философия эпохи Возрождения

Содержание

Слайд 2

Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи Возрождения были:

• совершенствование орудий труда и

Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи Возрождения были: • совершенствование орудий труда
производственных отношений;
• кризис феодализма;
• развитие ремесла и торговли;
• усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;
• укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти;
• появление первых парламентов;
• отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии;
• повышение уровня образованности в Европе в целом;
• великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);
• научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения).

Слайд 3

Термин «Возрождение»

Эпоха Возрождения ХV – ХVI вв. – период ранней стадии кризиса

Термин «Возрождение» Эпоха Возрождения ХV – ХVI вв. – период ранней стадии
феодализма и зарождения буржуазных отношений.
Термин Возрождение употребляется для обозначения стремления ведущих деятелей эпохи возродить идеалы и ценности античной культуры.
Однако в данном значении термин «Возрождение» трактуется весьма условно. Возрождение означало на деле поиск нового, а не реставрацию старого.

Слайд 4

Возрождение – эпоха перехода

Возрождение не противопоставляло себя христианству, но это период возникает,

Возрождение – эпоха перехода Возрождение не противопоставляло себя христианству, но это период
как итог развития средневековой культуры, а потому несет на себе отпечаток многих её черт.
Эпоху Возрождения также можно характеризовать как эпоху перехода, потому что она является мостом к системе общественных отношений и культуре Нового времени.
Именно в это время закладываются основы буржуазных общественных отношений, прежде всего в сфере экономики, именно в данный период получают развитие науки, меняются отношения церкви и государства, формируется идеология секуляризма и гуманизма.

Слайд 5

Ориентация на искусство и человека

Важнейшей отличительной чертой мировоззрения эпохи Возрождения оказывается его

Ориентация на искусство и человека Важнейшей отличительной чертой мировоззрения эпохи Возрождения оказывается
ориентация на искусство: если средневековье можно назвать эпохой религиозной, то Возрождение - эпохой художественно-эстетической по преимуществу.
И если в центре внимания античности была природно-космическая жизнь, в средние века - Бог и связанная с ним идея спасения, то в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек.
Поэтому философское мышление данного периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое.

Слайд 6

Философия эпохи Возрождения

Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся

Философия эпохи Возрождения Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и
в Европе в XIV — XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.
Антисхоластика: стремление развенчать мнимые авторитеты и пропагандируемые ими догмы.

Слайд 7

Основные направления философии эпохи Возрождения

Основные направления философии эпохи Возрождения

Слайд 8

• гуманистическое (XIV - XV вв., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо

• гуманистическое (XIV - XV вв., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо
Валли и др.) - в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;

Данте Алигьери

Франческо Петрарка

Лоренцо Валли

Слайд 9

• неоплатоническое (сер. XV - XVI вв.), представители которого - Николай Кузанский,

• неоплатоническое (сер. XV - XVI вв.), представители которого - Николай Кузанский,
Пико делла Мирандола, Парацельс и др. - развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;

Николай Кузанский

Пико делла Мирандола

Парацельс

Слайд 10

• натурфилософское (XVI - нач. XVII вв), к которому принадлежали Николай Коперник,

• натурфилософское (XVI - нач. XVII вв), к которому принадлежали Николай Коперник,
Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;

Николай Коперник

Джордано Бруно

Галилео Галилей

Слайд 11

• реформационное (XVI - XVII вв.), представители которого -Мартин Лютер, Томас

• реформационное (XVI - XVII вв.), представители которого -Мартин Лютер, Томас Монцер,
Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др. - стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;

Мартин Лютер

Жан Кальвин

Эразм Роттердамский

Слайд 12

• политическое (XV - XV] вв., Николо Макиавелли) - изучало проблемы управления

• политическое (XV - XV] вв., Николо Макиавелли) - изучало проблемы управления
государством, поведение правителей;

Николо Макиавелли

Слайд 13

• утопическо-социалистическое (XV - XVII вв., представители -Томас Мор, Томмазо Кампанелла и

• утопическо-социалистическое (XV - XVII вв., представители -Томас Мор, Томмазо Кампанелла и
др.) - искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.

Томас Мор

Томмазо Кампанелла

Слайд 14

К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся:

• антропоцентризм и гуманизм — преобладание

К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся: • антропоцентризм и гуманизм —
интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;
• оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии — схоластики);
• перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию;
• принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.);
• большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;
• торжество индивидуализма;
• широкое распространение идеи социального равенства

Слайд 15

Связь философии Возрождения с культурой античности и средневековья

Новая эпоха осознает себя

Связь философии Возрождения с культурой античности и средневековья Новая эпоха осознает себя
как возрождение античной культуры, античного образа жизни, способа мышления и чувствования, откуда и идет само название "Ренессанс", то есть "Возрождение".
В действительности, однако, ренессансный человек и ренессансная культура и философия существенно отличаются от античной.
Хотя Возрождение и противопоставляет себя средневековому христианству, оно возникло как итог развития средневековой культуры, а потому несет на себе такие черты, которые не были свойственны античности.

Слайд 16

Отношение к античности

Неверно было бы считать, что средневековье совсем не знало античности

Отношение к античности Неверно было бы считать, что средневековье совсем не знало
или целиком ее отвергало.
Большое влияние на средневековую философию оказал вначале платонизм, а позднее - аристотелизм.
В средние века в Западной Европе зачитывались Вергилием, цитировали Цицерона, Плиния Старшего, любили Сенеку.
Но при этом было сильное различие в отношении к античности в средние века и в Возрождение.
Средневековье относилось к античности как к авторитету, Возрождение - как к идеалу.
Авторитет принимают всерьез, ему следуют без дистанции; идеалом восхищаются, но восхищаются эстетически, с неизменным чувством дистанции между ним и реальностью.

Слайд 17

Антропоцентризм и проблема личности

В эпоху Возрождения, как никогда раньше, возросла ценность

Антропоцентризм и проблема личности В эпоху Возрождения, как никогда раньше, возросла ценность
отдельного человека.
Ни в античности, ни в средние века не было такого жгучего интереса к человеческому существу во всем многообразии его проявлений.
Выше всего в эту эпоху ставится своеобразие и уникальность каждого индивида.
Изощренный художественный вкус везде умеет распознать и подчеркнуть это своеобразие; оригинальность и непохожесть на других становится важнейшим признаком великой личности.

Слайд 18

Формирование понятия личности

Нередко поэтому можно встретить утверждение, что именно в эпоху Возрождения

Формирование понятия личности Нередко поэтому можно встретить утверждение, что именно в эпоху
вообще впервые формируется понятие личности как таковой.
И в самом деле, если мы отождествим понятие личности с понятием индивидуальности, то такое утверждение будет вполне правомерным.
Однако в действительности понятие личности и индивидуальности следует различать.
Индивидуальность - это категория эстетическая, в то время как личность - категория нравственно-этическая.
Если мы рассматриваем человека с точки зрения того, как и чем он отличается от всех людей, то мы смотрим на него как бы извне, глазом художника; к поступкам человека мы прилагаем в этом случае только один критерий - критерий оригинальности.

Слайд 19

Важные свойства личности

Что же касается личности, то в ней главное другое: способность

Важные свойства личности Что же касается личности, то в ней главное другое:
различать добро и зло и поступать в соответствии с подобным различением.
Вместе с этим появляется и второе важнейшее определение личности - способность нести ответственность за свои поступки.
И далеко не всегда обогащение индивидуальности совпадает с развитием и углублением личности: эстетический и нравственно-этический аспекты развития могут существенно между собой расходиться.
Так, богатое развитие индивидуальности в XIV- XVI веках нередко сопровождалось крайностями индивидуализма; самоценность индивидуальности означает абсолютизацию эстетического подхода к человеку.

Слайд 20

Возрожденческий гуманизм и проблема уникальной индивидуальности

В средневековом обществе были очень

Возрожденческий гуманизм и проблема уникальной индивидуальности В средневековом обществе были очень сильны
сильны корпоративные и сословные связи между людьми, поэтому даже выдающиеся люди выступали, как правило, в качестве представителей той корпорации, той системы, которую они возглавляли, подобно главам феодального государства и церкви.
В эпоху Возрождения, напротив, индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя.
Отсюда вырастает новое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека.

Слайд 21

Отношение к традиции индивида эпохи Возрождения

В противоположность сознанию средневекового человека, который считал

Отношение к традиции индивида эпохи Возрождения В противоположность сознанию средневекового человека, который
себя всецело обязанным традиции, - даже в том случае, когда он как художник, ученый или философ вносил существенный вклад в нее, - индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе.
Атмосфера особенно характерна для кружков так называемых гуманистов. Эти кружки раньше возникли в Италии - во Флоренции, Неаполе, Риме.
Их особенностью было оппозиционное отношение как к церкви, так и к университетам, традиционным центрам средневековой учености.

Слайд 22

Секуляризация

Секуляризация -процесс освобождения различных сфер общественной жизни от контроля духовенства как

Секуляризация Секуляризация -процесс освобождения различных сфер общественной жизни от контроля духовенства как
социальной группы и церкви как института или моральной силы; уменьшение религиозного влияния и усиления светского.
Впервые слово "секуляризация" в этом контексте было произнесено в 1646 г. на переговорах, предшествовавших заключению Вестфальского мира после Тридцатилетней войны.
Речь шла об удовлетворении материальных претензий победивших держав за счет конфискации монастырских владений.
Отчуждение в пользу светского государства земель и другой церковной собственности довольно широко практиковалось европейскими монархами в XVII- XVIII вв. (в России - Петром I и Екатериной II).
Впоследствии понятие секуляризации приобретает более широкое значение.

Слайд 23

Гуманизм

Эпоха Возрождения характеризовалась умственным и художественным движением, выразившимся в стремлении восстановить

Гуманизм Эпоха Возрождения характеризовалась умственным и художественным движением, выразившимся в стремлении восстановить
греко-римскую образованность.
Первоначальная цель данного умственного и художественного движения была послужить более качественному изложению и распространению христианской культуры. Сторонников такого движения стали называть гуманистами.
По своей природе гуманизм не противен христианству.
Первые гуманисты были последовательными и практикующими христианами.

Слайд 24

Новый гуманизм

Более поздние гуманисты, увлекшись античной языческой культурой, стали пренебрегать христианством. Они

Новый гуманизм Более поздние гуманисты, увлекшись античной языческой культурой, стали пренебрегать христианством.
отбросили богословие и христианскую философию как «софистику и варварство», и духовную пищу стали черпать из источников классической древности, считая христиан «обскурантами» (тёмными людьми).
Начало, так называемого «нового гуманизма», в смысле языческом, было положено произведениями Данте, Петрарки и Бокаччо.
Распространению этого направления способствовал упадок духовной жизни среди части христиан и прибытие в Западную Европу ученых греков. Новый подход к пониманию классических наук свершился постепенно.

Слайд 25

Возросшая роль умственного труда

Важнейшая особенность, отличавшая эпоху Возрождения от всех предшествующих, состояла

Возросшая роль умственного труда Важнейшая особенность, отличавшая эпоху Возрождения от всех предшествующих,
в сильно выросшей роли умственного труда, что нашло свое выражение в большом росте числа лиц свободных профессий.
В европейском Средневековье они выходили в корпорации, объединяющие их по профессиям (цехам»), быть то преподаватели университетов и других школ, врачи, художники.
Деятельность таких корпораций строго регламентировалась, что во многом объяснялось ее сакральной оценкой. Отсюда огромная роль Церкви в такого рода регламентациях.

Слайд 26

Возникновение интеллигенции

Представители умственного труда, не связанные с Церковью, в условиях европейского Средневековья

Возникновение интеллигенции Представители умственного труда, не связанные с Церковью, в условиях европейского
– явление очень редкое.
Распад корпоративно-цеховных связей в городах и усиление в них роли индивидуального начала вместе с большим ростом числа лиц умственного труда, во многом предопределяли относительную независимость этой активнейшей социальной прослойки, не всегда находившейся непосредственно на службе Церкви.
Появление данной категорий лиц, которая отнесла себя к гуманистам, положило начало процессу возникновения светской интеллигенции и секуляризации.

Слайд 27

Гуманизм и католицизм

Немаловажно и то, что гуманистическое движение началось в эпоху упадка

Гуманизм и католицизм Немаловажно и то, что гуманистическое движение началось в эпоху
морально-политического авторитета папства, когда на церковных соборах оспаривалось верховенство пап в жизни церкви.
Наступившее Возрождение и гуманизм характеризовались национализмом, индивидуализмом, мирским духом, критицизмом, обращением к духовной античности.
В эпоху Возрождения возникает скрытая, но реальная враждебность к католическому христиантсву, которое стремилось умерить, обуздать человеческие инстинкты, кажущиеся многим естественными и таким образом католичество становится потенциальным и реальным их противником.

Слайд 28

Ориентация на человека

Важнейшая отличительная черта мировоззрения эпохи Возрождения – ориентация на человека.

Ориентация на человека Важнейшая отличительная черта мировоззрения эпохи Возрождения – ориентация на
На передний план выходит светская жизнь, деятельность человека в этом мире, ради этого мира, для достижения счастья в этой жизни, на Земле.
Философия понимается как наука, обязанная помочь человеку найти своё место в жизни.
Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое. Центральная фигура не Бог, а человек. Бог – начало всех вещей, а человек – центр всего мира.
Общество не продукт Божьей воли, а результат деятельности людей.
Человек в своей деятельности и замыслах не может быть ничем ограничен. Ему всё по плечу, он может всё.

Слайд 29

Новый уровень самосознания человека

Эпоха Возрождения характеризуется новым уровнем самосознания человека: гордость и

Новый уровень самосознания человека Эпоха Возрождения характеризуется новым уровнем самосознания человека: гордость
самоутверждение собственной силы и таланта, жизнерадостность и свободомыслие становятся отличительными чертами передового человека того времени.
Поэтому именно эпоха Возрождения дала миру ряд выдающихся индивидуальностей, обладающих ярким темпераментом, всесторонней образованностью, выделяющихся среди людей своей волей, целеустремлённостью, огромной энергией.