Философия и культурология. Раздел 2. Основные этапы истории философии

Содержание

Слайд 2

Черты философии древнего Востока

"древневосточная философия" – совокупность религиозно-философских
систем, существовавших в VI

Черты философии древнего Востока "древневосточная философия" – совокупность религиозно-философских систем, существовавших в
- I вв. до н.э. в цивилизациях
Египта, Вавилона, Китая и Индии.

черты

Размытость границ
между религией
и философией

Иррационализм

Приоритет онтологии
над гносеологией

Интровертность
мышления

отсутствие
антропоцентристской
перспективы
в познании

Символизм

Слайд 3

Периоды развития философии древней Индии

Периоды развития философии древней Индии

Слайд 4

Веды (в переводе с санскрита – «знания») – сборники древних религиозных текстов

Веды (в переводе с санскрита – «знания») – сборники древних религиозных текстов
(III тысячелетия до н.э.

1. Самхиты - собрания гимнов

2. Брахманы

3. Араньяки – священные писания индуизма

4. Упанишады – священные писания индуизма (философия)

Слайд 7

Сансара – учение о переселении души из тела в тело, колесо реинкарнаций

Сансара – учение о переселении души из тела в тело, колесо реинкарнаций Основные понятия индийской философии
Основные понятия индийской философии

Слайд 8

Закон сансары

Душа человека является вечной
После смерти тела она переселяется в другое

Закон сансары Душа человека является вечной После смерти тела она переселяется в
тело (человека, животного, бога)

Слайд 9

Карма – закон воздаяния; вечный нравственный закон

Карма – закон воздаяния; вечный нравственный закон

Слайд 10

Закон кармы

Закон кармы регулирует конкретное телесное воплощение
Все поступки, хорошие или плохие, отражаются

Закон кармы Закон кармы регулирует конкретное телесное воплощение Все поступки, хорошие или
на состоянии кармы человека
Будущее воплощение зависит от качества кармы

Слайд 11

Ахимса – непричинение вреда живому

Ахимса – непричинение вреда живому

Слайд 12

Закон ахимсы

По возможности воздерживаться от всякого причинения вреда живым существам

Закон ахимсы По возможности воздерживаться от всякого причинения вреда живым существам

Слайд 13

Нирвана – свобода от желаний, страданий и привязанностей (отсутствие их влияния на

Нирвана – свобода от желаний, страданий и привязанностей (отсутствие их влияния на
события жизни); освобождение от страдания, от круга рождений (сансары)

Слайд 14

Тех, чьё поведение праведно, дорога приведёт в благословенное тело бога, жреца, воина

Тех, чьё поведение праведно, дорога приведёт в благословенное тело бога, жреца, воина
или ремесленника. Но тех, чьё поведение мерзко, ждёт дорога в смердящее тело собаки, свиньи или неприкасаемого.
Упанишады

Слайд 15

Общие принципы древнеиндийской философии

Земная жизнь - страдание
Страдания будут - вечны, поскольку существует

Общие принципы древнеиндийской философии Земная жизнь - страдание Страдания будут - вечны,
сансара
Конечная цель каждой философской теории – поиск пути освобождения от страданий

Слайд 16

Философские школы Древней Индии

Астика
ортодоксальный школы

Санкхья

Йога

Веданта

Ньяя

Вайшешика

Миманса

Джайнизм

Буддизм

Чарвака

Философские школы Древней Индии Астика ортодоксальный школы Санкхья Йога Веданта Ньяя Вайшешика

Адживика

Настика неортодоксальный школы

Слайд 17

Обзор философских школ Древней Индии

Каждая школа предлагает свой путь избавления от страданий

Обзор философских школ Древней Индии Каждая школа предлагает свой путь избавления от страданий

Слайд 18

Ортодоксальные школы (астика) опираются на традиции «Вед»

Веданта

Предлагает тщательно изучать тексты «Вед»

Йога

Ортодоксальные школы (астика) опираются на традиции «Вед» Веданта Предлагает тщательно изучать тексты

Система физических и духовных упражнений, освобождающих от мира, боли и страданий

Вайшешика

Принятие действительность
такой, какая она есть

Слайд 19

Неортодоксальные школы (настика) предлагают более нетрадиционные способы освобождения от страдания

Джайнизм

тело –

Неортодоксальные школы (настика) предлагают более нетрадиционные способы освобождения от страдания Джайнизм тело
темница бессмертной души. Душа стремится к благу, тело – к греху. Путь избавления – аскетизм и ахимса

Буддизм

освобождение души от страданий в просветлении и достижении нирваны

Слайд 20

Сиддхартха Гаутама Будда
(623-544 до н.э.) – основатель буддизма

Сиддхартха Гаутама Будда (623-544 до н.э.) – основатель буддизма

Слайд 21

Буддизм

Учение о «четырёх благородных истинах»:
Жизнь исполнена страданий
Существует причина страданий
Есть возможность прекращения

Буддизм Учение о «четырёх благородных истинах»: Жизнь исполнена страданий Существует причина страданий
страданий, состояние освобождения (нирвана)
Путь к освобождению.

Слайд 22

«Благородный восьмеричный путь»

Праведное знание
Праведное отношение
Праведная речь
Праведное поведение
Праведное занятие
Праведное усилие
Праведное сознание
Праведное сосредоточение

«Благородный восьмеричный путь» Праведное знание Праведное отношение Праведная речь Праведное поведение Праведное

Слайд 23

Содержание «восьмеричного пути»

Праведное знание есть знание «четырёх истин»

Содержание «восьмеричного пути» Праведное знание есть знание «четырёх истин»

Слайд 24

Праведное отношение
отрешение от мира и следование путём Будды

Праведное отношение отрешение от мира и следование путём Будды

Слайд 25

Праведная речь
отрешение от ложных мнений и неточных слов

Праведная речь отрешение от ложных мнений и неточных слов

Слайд 26

Праведное поведение
подчинение заповедям «не убивать», «не прелюбодействовать», «не лгать», «не употреблять алкоголь»

Праведное поведение подчинение заповедям «не убивать», «не прелюбодействовать», «не лгать», «не употреблять алкоголь»

Слайд 27

Праведное занятие
образ жизни, связанный с ненасилием и честным трудом

Праведное занятие образ жизни, связанный с ненасилием и честным трудом

Слайд 28

Праведное усилие
борьба с соблазнами

Праведное усилие борьба с соблазнами

Слайд 29

Праведное сознание

осознание бренности окружающего мира и тщетности желаний

Праведное сознание осознание бренности окружающего мира и тщетности желаний

Слайд 30

Праведное сосредоточение
духовное самопогружение

Праведное сосредоточение духовное самопогружение

Слайд 31

Характерные черты индийской философии

Философия - руководство к жизни
Начальная стадия философских

Характерные черты индийской философии Философия - руководство к жизни Начальная стадия философских
учений – пессимизм
Вера в вечный нравственный закон – карму
Важнейшая задача человека – контроль над собственным Я
Цель человека - нирвана

Слайд 32

Философия древнего Китая

Философия древнего Китая

Слайд 33

ИСТОЧНИКИ, ОКАЗАВШИЕ ВЛИЯНИЕ НА ФИЛОСОФИЮ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

Ши-цзин 
«Книга песен»

Шу-цзин 
«Книга истории»

Ли-шу 
«Книга порядка»

Чунь-цю 
«Книга

ИСТОЧНИКИ, ОКАЗАВШИЕ ВЛИЯНИЕ НА ФИЛОСОФИЮ ДРЕВНЕГО КИТАЯ Ши-цзин «Книга песен» Шу-цзин «Книга
весны и осени»

И-цзин
«Книга перемен»

Слайд 34

Философские школы Древнего Китая

Основные

Натурфилософская школа

Даосизм

Конфуцианство

Моизм

Школа имён (школа логиков)

Школа закона

Философские школы Древнего Китая Основные Натурфилософская школа Даосизм Конфуцианство Моизм Школа имён
(легизм)

Школа эклектиков

Школа дипломатов

Школа аграрников

Школа литераторов

Неосновные

Слайд 35

Даосизм («школа пути»)

Лао-цзы –
древнекитайский философ
VI-V вв. до н.э.,
основоположник даосизма, автор книги

Даосизм («школа пути») Лао-цзы – древнекитайский философ VI-V вв. до н.э., основоположник
«Дао дэ цзин»
(«Книга о пути и силе»)

Слайд 36

Цель философии даосизма

Гармоничное слияние человека с природой, согласие с окружающим миром, приносящее

Цель философии даосизма Гармоничное слияние человека с природой, согласие с окружающим миром, приносящее удовлетворение и покой
удовлетворение и покой

Слайд 37

Основные положения даосизма

Всё в мире развивается согласно Дао – естественному пути всех

Основные положения даосизма Всё в мире развивается согласно Дао – естественному пути
вещей.
Благодаря чередованию инь и ян всё находится в постоянном изменении;
Вмешательство человека в естественный ход вещей обречено на неудачу;
Цель человека – гармоничное слияние с природой, согласие с окружающим миром, приносящее удовлетворение и покой;
Развитие общества и цивилизации ведёт человека к дисгармонии с миром.
Необходимо вернуться к истокам, стать ближе к земле и природе

Слайд 38

Дао –
это
естественный
ход вещей,
судьба всего
в мире
Судьба –
вечное

Дао – это естественный ход вещей, судьба всего в мире Судьба –
движение и изменение,
переход в свою противоположность, чередование инь и ян

Слайд 39

Инь и ян

Графический символ инь и ян – круг, разделённый на две

Инь и ян Графический символ инь и ян – круг, разделённый на
равные части, взаимопроникающие друг в друга
Взятые отдельно друг от друга эти начала ущербны и неполны, но, сливаясь вместе, они образуют гармоничное единство
Взаимодействие двух начал рождает движение, развитие

Слайд 40

Конфуцианство

Конфуций
(551-479 до н.э.) – древний мыслитель и философ Китая, основатель

Конфуцианство Конфуций (551-479 до н.э.) – древний мыслитель и философ Китая, основатель философского учения - конфуцианства
философского учения - конфуцианства

Слайд 41

Цель философии конфуцианства

Формирование «благородного мужа» - образованного, воспитанного, вежливого и знающего традиции

Цель философии конфуцианства Формирование «благородного мужа» - образованного, воспитанного, вежливого и знающего традиции

Слайд 42

Основные идеи конфуцианства

Человек не рождается злым, но в течение жизни он

Основные идеи конфуцианства Человек не рождается злым, но в течение жизни он
ожесточается. Его портит дурное воспитание. Следовательно, необходимо правильное воспитание

Правильное воспитание – воспитание в духе древних традиций

Слайд 43

Традиции воплощены в ритуалах, нормах вежливости. Если человек будет соблюдать все

Традиции воплощены в ритуалах, нормах вежливости. Если человек будет соблюдать все предписания,
предписания, то в его поведении не будет места для зла

Человек должен учиться на уроках прошлого и не забывать свои корни. Следовательно, благовоспитанность связана с почитанием предков

Слайд 44

Родители и старшие люди – воплощение традиций. Послушание и уважительное отношение

Родители и старшие люди – воплощение традиций. Послушание и уважительное отношение к
к их точке зрения опираются на принцип сыновней почтительности

Важно «не делать другим того, чего не желаешь себе». В поведении необходимы взаимность и любовь к другим - жень

Слайд 45

Исполнение всех требований ведёт человека по пути совершенствования.
Цель пути – превращение

Исполнение всех требований ведёт человека по пути совершенствования. Цель пути – превращение человека в благородного мужа
человека в благородного мужа

Слайд 46

Характерные черты китайской философии

духовно-нравственная проблематика
Основной интерес – поведение человека и его

Характерные черты китайской философии духовно-нравственная проблематика Основной интерес – поведение человека и
внутренний мир
идеи человечности (конфуцианство) и естественности (даосизм)

Слайд 47

Вопрос 2. Античная философия об устройстве космоса, обществе и человеке

Вопрос 2. Античная философия об устройстве космоса, обществе и человеке

Слайд 48

Античная философия

Досократовский
период
(YII-Y вв. до н.э.)

Классическая
период
(Y-YI вв. до н.э.)

Элинистический
период
(IY вв. до н.э.-II

Античная философия Досократовский период (YII-Y вв. до н.э.) Классическая период (Y-YI вв.
в.н.э. )

Милетская школа
Фалес (624-547 гг. до н.э.)
Анаксимандр (610-547 гг. до н.э.)
Анаксимен (588-525 гг. до н.э.)

Пифагорейская школа
Пифагор (584-500 гг. до н.э.)

Элейская школа
Ксенофан (565-470 гг. до н.э.)
Парменид (540-470 гг.до.н.э.)
Зенон (490-430 гг.до н.э.)

Диалектика
Гераклит (540-480 гг.до н.э.)

Атомистический материализм
Левкип (500-440 гг. до н.э.)
Демокрит (460-370 гг. до н.э.)

Этический рационализм
Сократ (469-399 гг. до н.э.)

Объективный идеализм
Платон (460-370 гг.до н.э.)

Аристотель (384-322 гг. до н.э).

Платонова академия

Эпикурийская школа

Скептицизм

Эклектизм

25

Римский период
(I до н.э. -Y вв. н.э.)

Софистика
Протогор (481-411 гг. до н.э.)
Горгий (483-373 гг. до н.э.)

Слайд 49

Милетская школа: проблема единого первоначала
Проблема единства сущего
Проблема первоначала (архе)
Фалес: вода

Милетская школа: проблема единого первоначала Проблема единства сущего Проблема первоначала (архе) Фалес:
как первоначало сущего
Анаксимандр: апейрон как первоначало сущего
Анаксимен: воздух как первоначало сущего
Гераклит: проблема изменчивости
Мир как вечное становление (генезис)
Элейская школа: иллюзорность изменчивости
Парменид: мир как единое, вечное и неизменное бытие
Парадоксы Зенона: обоснование элейской онтологии
Апория места (немыслимость пустоты)
Апории множества (немыслимость множества)
Парадокс делимости
Парадокс сложения
Парадокс счисления
Апории движения (немыслимость движения)
«Ахилл и черепаха»
«Дихотомия» (деление на два)
«Стрела»
«Стадий»
Иллюзии восприятия и мыслимая реальность

Слайд 50

Милетская школа Проблема единого первоначала

Милет

Милетская школа Проблема единого первоначала Милет

Слайд 51

Милетская школа Проблема единого первоначала

Фалес (ок. 625-547 до н.э.)
Сочинения
«О солнцеворотах»,
«О равноденствиях»

Анаксимандр (ок. 610 -

Милетская школа Проблема единого первоначала Фалес (ок. 625-547 до н.э.) Сочинения «О
ок. 547 до н.э. )
Сочинения
«О природе»,
«О неподвижных звездах»

Анаксимен (ок. 585 - ок. 525 до н.э.)
Сочинения – не сохранились

Слайд 52

Милетская школа Проблема единства сущего

Взаимопревращения веществ свидетельствуют, что за видимым многообразием воспринимаемого мира скрывается единое первоначало.

Милетская школа Проблема единства сущего Взаимопревращения веществ свидетельствуют, что за видимым многообразием

Слайд 53

Милетская школа Проблема первоначала (архе)

Архé (греч. αρχή, лат. principium) –
термин древнегреческой философии, означающий начало (принцип)

Милетская школа Проблема первоначала (архе) Архé (греч. αρχή, лат. principium) – термин
как
отправной момент (исходную точку) чего-либо (в пространственном и временном смыслах);
начало как зачин или причину чего-либо;
начало как начальство (власть);
в специфически философском употреблении –
онтологическое начало (первоначало) или
начало познания (гносеологический принцип).

Слайд 54

Милетская школа Проблема первоначала (архе)

Аристотель. «Метафизика».

... большинство первых философов считало началом <...> то, из чего состоят

Милетская школа Проблема первоначала (архе) Аристотель. «Метафизика». ... большинство первых философов считало
все вещи, из чего как первого они возникают и во что как в последнее они, погибая, превращаются, причём сущность хотя и остаётся, но изменяется в своих проявлениях, – это они считают элементом и началом вещей. И потому они полагают, что ничто не возникает и не исчезает; <...> ибо должно быть некоторое естество – или одно, или больше одного, откуда возникает всё остальное, в то время как само это естество сохраняется.

Слайд 55

Фалес Вода как первоначало

Аристотель. «Метафизика».

Относительно количества и вида такого начала не все учили одинаково. Фалес – основатель

Фалес Вода как первоначало Аристотель. «Метафизика». Относительно количества и вида такого начала
такого рода философии – утверждал, что начало – вода (потому он и заявлял, что земля находится на воде); к этому предположению он, быть может, пришёл, видя, что пища всех существ влажная и что само тепло возникает из влаги и ею живет (а то, из чего всё возникает – это и есть начало всего). Таким образом, он именно поэтому пришёл к своему предположению, равно как потому, что семена всего по природе влажны, а начало природы влажного – вода.

Слайд 56

Милетская школа Проблема первоначала (архе)

Философ

Первоначало

Фалес

Вода

Анаксимандр

Апейрон (беспредельное, неопределённое)

Анаксимен

Воздух

Милетская школа Проблема первоначала (архе) Философ Первоначало Фалес Вода Анаксимандр Апейрон (беспредельное, неопределённое) Анаксимен Воздух

Слайд 57

Анаксимандр Апейрон как первоначало

Áпейрон (греч. άπειρον; от α, отрицательная приставка, и πέρας, конец, предел) – термин

Анаксимандр Апейрон как первоначало Áпейрон (греч. άπειρον; от α, отрицательная приставка, и
древнегреческой философии, обозначающий бесконечное (беспредельное) и/или неопределённое.

Слайд 58

Анаксимандр Апейрон как первоначало

Диоген Лаэртский. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов».

Анаксимандр Милетский... учил, что первоначалом и

Анаксимандр Апейрон как первоначало Диоген Лаэртский. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых
основой является беспредельное, и не определял его ни как воздух, ни как воду, ни как что-либо иное. Он учил, что части изменяются, целое же остаётся неизменным.

Слайд 59

Анаксимен Воздух как первоначало

Ипполит. «Опровержение всех ересей».

Анаксимен... полагал, что начало – бесконечный воздух, из которого рождается

Анаксимен Воздух как первоначало Ипполит. «Опровержение всех ересей». Анаксимен... полагал, что начало
то, что есть, что было и что будет <...> Сгущаясь и разрежаясь, [воздух] приобретает видимые различия. Так, растекшись до более разреженного состояния, он становится огнём; в среднем состоянии возвращается к [природе] воздуха; по мере сгущения из воздуха путем «валяния» образуется облако, сгустившись ещё больше, [он становится] водой, ещё больше – землёй, а достигнув предельной плотности – камнями.

Слайд 60

Эфесская школа Проблема изменчивости

Милет

Эфес

Эфесская школа Проблема изменчивости Милет Эфес

Слайд 61

Гераклит Проблема изменчивости

Как из единого получается многое, из неизменного – изменчивое?

Гераклит

Мир как вечное становление

Гераклит Проблема изменчивости Как из единого получается многое, из неизменного – изменчивое?

Слайд 62

Гераклит Эфесский Мир как вечное становление (генезис)

Гераклит (ок. 540 – 480 до н.э.)
основатель первой

Гераклит Эфесский Мир как вечное становление (генезис) Гераклит (ок. 540 – 480
исторической
формы диалектики

Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнём, мерно возгорающимся, мерно угасающим.

Сочинение - «О природе»

Слайд 63

Гераклит Мир как вечное становление (генезис)

Первоначало по природе своей изменчиво: стихия мира –

Гераклит Мир как вечное становление (генезис) Первоначало по природе своей изменчиво: стихия
огонь.
Мир вечен, но не неизменен: в нём всё течёт, всё меняется, и даже в одну и ту же реку нельзя войти дважды.
Всё возникает через борьбу противоположностей.
Но эта борьба порождает не хаос, а упорядоченный космос, подчинённый разумному принципу – логосу.

Слайд 64

Элейская школа Иллюзорность изменчивости

Милет

Эфес

Элея

Элейская школа Иллюзорность изменчивости Милет Эфес Элея

Слайд 65

Элейская школа Иллюзорность изменчивости

Парменид (род. 540/539)

Зенон (ок. 490 - 430)

Элейская школа Иллюзорность изменчивости Парменид (род. 540/539) Зенон (ок. 490 - 430)

Слайд 66

Элейская школа Иллюзорность изменчивости

Как из единого получается многое, из неизменного – изменчивое?

Элеаты

Мир как вечное становление

Мир

Элейская школа Иллюзорность изменчивости Как из единого получается многое, из неизменного –
как вечное неизменное бытие

Гераклит

Слайд 67

Бытие есть, небытия нет

Если бы дело обстояло иначе, сущее было бы не-сущим,

Бытие есть, небытия нет Если бы дело обстояло иначе, сущее было бы
а не-сущее – сущим, что явно нелепо.

Сущее не может быть несуществующим, не-сущее же не может существовать.

Парменид Мир как единое, вечное и неизменное бытие

Слайд 68

Бытие есть, небытия нет
Бытие едино и неделимо

Сущее не может быть несуществующим, не-сущее же

Бытие есть, небытия нет Бытие едино и неделимо Сущее не может быть
не может существовать.

Два бытия не могут быть отделены друг от друга ни каким-то третьим бытием (в таком случае все три составляли бы сплошное единое бытие), ни небытием, поскольку небытия нет.

При допущении множественности бытия придётся допустить бытие небытия.

Парменид Мир как единое, вечное и неизменное бытие

Слайд 69

Бытие есть, небытия нет
Бытие едино и неделимо
Бытие вечно и неизменно

Сущее не может

Бытие есть, небытия нет Бытие едино и неделимо Бытие вечно и неизменно
быть несуществующим, не-сущее же не может существовать.

При допущении множественности бытия придётся допустить бытие небытия.

Бытие не может возникнуть из небытия, или из другого бытия, поскольку есть лишь одно бытие, и это бытие не может стать чем-то иным.

Сущее не может ни возникнуть из не-сущего, ни сделаться не-сущим.

Парменид Мир как единое, вечное и неизменное бытие

Слайд 70

Бытие есть, небытия нет
Бытие едино и неделимо
Бытие вечно и неизменно
Небытие немыслимо

Сущее не

Бытие есть, небытия нет Бытие едино и неделимо Бытие вечно и неизменно
может быть несуществующим, не-сущее же не может существовать.

При допущении множественности бытия придётся допустить бытие небытия.

Сущее не может ни возникнуть из не-сущего, ни сделаться не-сущим.

В противном случае пришлось бы допустить существование многого.

Одно и то же – мысль и предмет мысли.

Парменид Мир как единое, вечное и неизменное бытие

Слайд 71

Парменид Мир как единое, вечное и неизменное бытие

Рассел. «История западной философии».

Часто говорят, что Парменид изобрёл логику,

Парменид Мир как единое, вечное и неизменное бытие Рассел. «История западной философии».
но в действительности он изобрёл метафизику, основанную на логике . <…> В философии это первый пример широкой аргументации от мысли и языка к миру в целом. Эту аргументацию нельзя, конечно, считать основательной, но в то же время стоит посмотреть, какой элемент истины она содержит.

Слайд 72

Парадоксы Зенона Обоснование элейской онтологии

Апория места (немыслимость пустоты)
Апории множества (немыслимость множества)
Парадокс делимости

Парадоксы Зенона Обоснование элейской онтологии Апория места (немыслимость пустоты) Апории множества (немыслимость
Парадокс сложения
Парадокс счисления
Апории движения (немыслимость движения)
«Ахилл и черепаха»
«Дихотомия» (деление на два)
«Стрела»
«Стадий»

Слайд 73

Парадоксы Зенона Обоснование элейской онтологии

Апорúя (греч. απορία, затруднение, безвыходное положение; от α, отрицательная приставка, и

Парадоксы Зенона Обоснование элейской онтологии Апорúя (греч. απορία, затруднение, безвыходное положение; от
πόρος, выход) – понятие древнегреческой философии, обозначающее трудноразрешимую или неразрешимую проблему.

Слайд 74

Парадоксы Зенона Апория места

Если условием существования является нахождение в каком-то месте,

то и само место, коль

Парадоксы Зенона Апория места Если условием существования является нахождение в каком-то месте,
скоро оно существует, тоже должно находиться в каком-то месте.

Это будет уже «второе» место, но и оно должно существовать в каком-то «третьем» месте, и так далее до бесконечности.

Следовательно, «пустое место», как что-то отличное от того, местом чего оно является, немыслимо.

Слайд 75

Парадоксы Зенона Апория делимости

Если допустить, что бытие делимо, то каждую частицу бытия придётся признать

Парадоксы Зенона Апория делимости Если допустить, что бытие делимо, то каждую частицу
одновременно

и бесконечно большой

и вовсе лишённой величины

(как делимую до бесконечности),

(как результат бесконечного деления),

что, разумеется, невозможно.

Слайд 76

Парадоксы Зенона Апория сложения

Если допустить, что бытие делимо, т.е. состоит из частей, то его

Парадоксы Зенона Апория сложения Если допустить, что бытие делимо, т.е. состоит из
придётся признать

или бесконечно большим

или вовсе лишённым величины

(если его части имеют какую-то величину),

(если его части величины не имеют),

но тогда оно должно быть единственным;

и, следовательно, неотличимым от небытия.

Слайд 77

Парадоксы Зенона Апория счисления

Если допустить, что существует многое, то число вещей придётся признать

Парадоксы Зенона Апория счисления Если допустить, что существует многое, то число вещей
одновременно

и ограниченным

и бесконечным

(так как их будет ровно столько, сколько есть: ни больше, ни меньше),

(так как между любыми из них будут другие),

что, разумеется, невозможно.

Слайд 78

Парадоксы Зенона Апория «Ахилл и черепаха»

Быстроногий Ахилл никогда не догонит медленно ползущую черепаху.

Ведь прежде,

Парадоксы Зенона Апория «Ахилл и черепаха» Быстроногий Ахилл никогда не догонит медленно
чем догнать её, он должен будет дойти до того места, в котором она находилась, когда он за ней погнался.

Но за это время черепаха уйдёт вперёд и, таким образом, опять окажется впереди Ахилла, и так далее до бесконечности.

Слайд 79

Парадоксы Зенона Апория «Ахилл и черепаха»

Парадоксы Зенона Апория «Ахилл и черепаха»

Слайд 80

Парадоксы Зенона Апория «Ахилл и черепаха»

Парадоксы Зенона Апория «Ахилл и черепаха»

Слайд 81

Парадоксы Зенона Апория «Ахилл и черепаха»

Парадоксы Зенона Апория «Ахилл и черепаха»

Слайд 82

Парадоксы Зенона Апория «Дихотомия»

Дuхотомúя (греч. διχοτομία; от δίχα, на две части, и τομή,

Парадоксы Зенона Апория «Дихотомия» Дuхотомúя (греч. διχοτομία; от δίχα, на две части,
сечение, разделение) – 1) деление целого на две части (с возможным последующим делением каждой из частей на две подчасти и т.д.); 2) метод классификации, состоящий в делении объёма понятия (класса, множества) на два подчинённых взаимоисключающих (противоречащих) понятия, суммарный объём которых исчерпывает объём делимого понятия.

Слайд 83

Парадоксы Зенона Апория «Дихотомия»

Ахилл вообще не сдвинется с места (как, впрочем, и черепаха),

а прежде,

Парадоксы Зенона Апория «Дихотомия» Ахилл вообще не сдвинется с места (как, впрочем,
чем пройти это второе место, он должен пройти место, которое находится на полпути между ними, и так далее до бесконечности.

так как прежде, чем добраться до любого места, он должен пройти то место, которое находится на полпути между ним и первым местом,

Слайд 84

Парадоксы Зенона Апория «Дихотомия»

Парадоксы Зенона Апория «Дихотомия»

Слайд 85

Парадоксы Зенона Апории движения

Первые две апории демонстрируют немыслимость движения при допущении бесконечной делимости времени и пространства.

Две последние апории демонстрируют немыслимость движения при допущении предела делимости времени и пространства.

Парадоксы Зенона Апории движения Первые две апории демонстрируют немыслимость движения при допущении

Слайд 86

Парадоксы Зенона Апория «Стрела»

Стрела не может лететь ни там, где её нет, ни там,

Парадоксы Зенона Апория «Стрела» Стрела не может лететь ни там, где её
где она есть.

Так как в этом месте ей двигаться некуда, она покоится, а поскольку это верно для любого отрезка её траектории, она покоится всегда.

Она ведь занимает в пространстве место, равное своему размеру – ни больше, ни меньше (иначе она была бы больше или меньше себя самой).

Слайд 87

Парадоксы Зенона Апория «Стрела»

Парадоксы Зенона Апория «Стрела»

Слайд 88

Таким образом, получится, что минимальная, т.е. неделимая, единица времени делима, что абсурдно. (Равным образом, делимой

Таким образом, получится, что минимальная, т.е. неделимая, единица времени делима, что абсурдно.
окажется и минимальная, т.е. неделимая, единица пространства).

Парадоксы Зенона Апория «Стадий»

Если две колесницы движутся навстречу друг друга со скоростью, равной минимальной единице пространства за минимальную единицу времени, мимо третьей – неподвижной – колесницы,

то они пройдут расстояние, равное минимальной единице пространства, за минимальную единицу времени относительно неподвижной колесницы и за половину минимальной единицы времени относительно друг друга.

Слайд 89

Парадоксы Зенона Апория «Стадий»

Парадоксы Зенона Апория «Стадий»

Слайд 90

Элейская школа Иллюзии восприятия и мыслимая реальность

Разум свидетельствует, что ни пустоты, ни множества, ни

Элейская школа Иллюзии восприятия и мыслимая реальность Разум свидетельствует, что ни пустоты,
движения нет, ибо они немыслимы.

Чувства не позволяют утверждать существование пустоты, но свидетельствуют о существовании многих движущихся вещей.

У нас есть, таким образом, два источника знания, которые в чём-то противоречат друг другу.

Какой же из них следует признать достоверным?

Слайд 91

ПИФАГОР (ОКОЛО 580-497 ДО Н.Э.)

Тайна рождения
Точный год его рождения неизвестен. То же

ПИФАГОР (ОКОЛО 580-497 ДО Н.Э.) Тайна рождения Точный год его рождения неизвестен.
касается места рождения. Отцом ученого чаще всего называется Мнесарх, житель Самоса, но, по многим версиям родился Пифагор не на этом острове, а в Финикии – либо в Тире, либо в Сидоне. Имя «Пифагор» буквально означает «тот о котором объявила пифия».

Начало учебы
Способности Пифагора раскрылись еще в раннем возрасте. Зоил, дядя Пифагора, решил отдать его в школу Ферекида из Сироса. Затем Пифагор поехал на учебу в Египет. В 18 лет он бежал от тирании Поликрата в Милет к философам – Фалесу и Анаксимандру. Позже он отправился в Египет к жрецам .У жрецов он заимствовал всякого рода мистики, пристрастие к таинствам, к священнодействиям, к магии чисел и т.д.

остров Самос

Слайд 92

Возвращение на Самос
После долгих лет добровольного изгнания Пифагор возвратился на о. Самос,

Возвращение на Самос После долгих лет добровольного изгнания Пифагор возвратился на о.
где и решил основать школу, надеясь передать юным согражданам накопленные знания.

Проповеди в Кротоне
Пифагор встретился со старейшинами Кротона и очаровал их.
«Мы хотим, чтобы ты поделился мудростью с нашей молодежью», - попросили они, и Пифагор выразил готовность немедленно выступить с речью.

Рождение пифагорейского братства
Успех проповеди позволил открыть в Кротоне училище и начать обучение местной молодежи. Позже возникло тайное общество, приобретавшее черты религиозной секты. Пифагор обучал учеников философии и математики.

Поклоняющиеся восходу солнца члены пифагорейского братства

Пифагор и ученики

Слайд 93

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА

Слайд 94

ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ПИФАГОРА В ЕГО ШКОЛЕ

доказал теорему, которая носит сейчас его имя;
ввел

ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ПИФАГОРА В ЕГО ШКОЛЕ доказал теорему, которая носит сейчас его
доказательство в геометрию;
заложил основы теории пропорций (арифметических, геометрических и гармонических);
развил теорию музыки и акустики;
высказал догадку о шарообразности Земли;
посредством чисел пытался осмыслить: справедливость, смерть, постоянство, мужчина, женщина и прочее.

Слайд 95

Взгляды

Основа мира - числа, которые образуют космический порядок.
Земля шарообразной формы.
Движение небесных тел

Взгляды Основа мира - числа, которые образуют космический порядок. Земля шарообразной формы.
подчиняется определенным математическим отношениям.
Все вещи противоположны (правое-левое, мужское-женское, покой – движение
«предельное» - огонь, «беспредельное» – воздух из этого следует, что мир это взаимодействие огня и воздуха (пустоты).
«Все вещи – суть числа»

Слайд 96

Изречения

Начало есть половина всего.
Будь одинаково равнодушен и к порицанию, и к похвале.
Шутку,

Изречения Начало есть половина всего. Будь одинаково равнодушен и к порицанию, и
как и соль, следует употреблять с умеренностью.
Знай, что никакое притворство долго скрываться не может.
Будь повелителем самого себя: царствуя и благоуправляя собою, ты будешь иметь превосходное владычество и самую важную должность.

Слайд 97

ПРЕДАНИЕ О СМЕРТИ ВЕЛИКОГО МУДРЕЦА

Когда был подожжен дом Милона, где собирались пифагорейцы,

ПРЕДАНИЕ О СМЕРТИ ВЕЛИКОГО МУДРЕЦА Когда был подожжен дом Милона, где собирались
Пифагор в задумчивости сидел в центре залы. Великий мудрец и не помышлял сделать хоть одно движение к своему спасению. Тогда ученики бросились в огонь и проложили в нем дорогу, чтобы он по их телам, как по мосту, вышел из объятого пламенем дома. Пифагора спасли, но страшной ценой – ценой жизней его единомышленников. Оставшись один, Пифагор так затосковал, что удалился из города и там лишил себя жизни.

Слайд 98

Вопросы?

Вопросы?

Слайд 99

Особенности:
- ярко выраженный космоцентризм;
- повышенное внимание к объяснению явлений окружающей природы;
- поиск первоначала,

Особенности: - ярко выраженный космоцентризм; - повышенное внимание к объяснению явлений окружающей
породившего все сущее;
- одушевление неживой природы;
-доктринерский недискуссионный
характер учений).

Первые философские школы Древней Греции
(досократические)

Досократические философские школы Древней Греции возникли в YII-Y вв.
до н.э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления

Наиболее известные ранние
философские школы Древней Греции

Милетская школа;
Школа пифогарийцев;
Школа Гераклита Эфесского;
Элейская школа;
Атомисты.

26