Слайд 2Крупнейшим христианским мыслителем, одним из выдающихся «отцов церкви» был Аврелий Августин Блаженный
(354—430 гг.). Основные его тракты «Исповедь» и «О граде Божием».
Главные тезисы учения Августина:
первенство веры над разумом;
высший источник веры — это церковь;
неравенство — вечный и неизменный принцип общественной жизни.
Слайд 3В патристике закладываются основы теологического понимания истории.
Суть теологического понимания истории состоит
в том, что вся история и ее ход предопределены промыслом Божьим. Согласно теологическому пониманию – история имеет внутренне необходимый и закономерный характер. Все, что происходит в этом мире, происходит с объективной необходимостью и зависит не от людей, а от Бога. Идея о внутренне необходимом характере исторического развития переходит в схоластику, а затем становится одной из центральных идей всей европейской философии.
Слайд 5Государство является созданием человека, который выполняет веление Бога. Сам человек — существо
разумное, обладающее свободной волей. Свобода — способность человека действовать в соответствии с разумно познанной необходимостью, вытекающей из божественного статуса, характера и целей порядка мироздания и обусловленных этим законов.
Слайд 6По мнению философа, светская власть и церковная имеют различный характер, и каждая
обладает суверенитетом, независимостью.
Но между ними есть точки соприкосновения, взаимодействия, они должны оказывать друг другу поддержку.
Государство обязано защищать церковь от ее врагов, варваров, еретиков.
Слайд 7Церковь, в свою очередь, призвана воспитывать паству в духе лояльности, гражданственности. Церковная
власть ставится Августином выше светской, так как только церковь является истинным государством и в ней воплощаются право и общая польза, истинная справедливость, мир и покой.
Слайд 8Государство как система господства одних людей над другими представляется Августину и как
наказание за первородный грех Адама, и как средство предупреждения совершения людьми новых грехов.
Государство предназначено не для достижения людьми счастья и блага (так считали Платон, Аристотель, Цицерон), а только для выживания в этом грешном мире.
Слайд 9Правовая позиция Августина отчетливо обнаруживается и в тех случаях, когда Августин рассуждает
об обязанностях, налагаемых естественными, божественными и человеческими. Этим законам подлежит подчиняться, но люди их часто преступают. И все же, подчеркивает он, люди не в состоянии нарушить действия высокого и вечного закона, имеющего дело с «вещами как они есть». Августин считал юридические соображения настолько неотъемлемой частью своих общерелигиозных и мировоззренческих представление, что нередко включал обсуждение и толкование правовых вопросов в свои молитвенные обращение к церковной пастве.