Содержание
- 2. Источники иррационализма, связь с идеализмом (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше) Позитивизм Иррационализм и индивидуализм XX
- 3. Основные направления западной философии XX века Экзистенциализм Позитивизм и неопозитивизм Структурализм Неотомизм Герменевтика Психоанализ
- 4. Основные направления западной философии 1. Философские школы сциентистского направления. Разрабатываются мировоззренческие проблемы науки, формируется миропонимание тех
- 5. 2. Философские школы деятельностного направления Формируется мировоззрение тех масс населения, которые связывают будущее с успешным решением
- 6. 3. Антропологическое направление (философия человека): философия жизни (иррационализм) экзистенциализм
- 7. 4. Направление созерцательно-истолковывающее (герменевтика, структурализм, постмодернизм) Строятся теории истолкования культурного текста
- 8. ИСТОЧНИКИ ИРРАЦИОНАЛИЗМА 1) Социально-экономическая обстановка в Европе к середине XIX века – разочарование интеллигенции в возможности
- 9. ИСТОЧНИКИ ИРРАЦИОНАЛИЗМА 2) Реакция на материалистические и революционные идеи мыслителей предшествующего периода.
- 10. ИСТОЧНИКИ ИРРАЦИОНАЛИЗМА 3) Негативная реакция на рационалистическую традицию, прежде всего в немецкой классической философии. (Для Шопенгауэра
- 11. немецкий философ-идеалист С 1820 приват-доцент Берлинского университета, с 1831 жил во Франкфурте-на-Майне. Основное сочинение — «Мир
- 12. «Философия жизни» Один из самых известных мыслителей иррационализма, мизантроп, тяготел к немецкому романтизму, увлекался мистикой, чтил
- 13. Воля объявляется Шопенгауэром «вещью в себе». Поскольку «вещь в себе» принципиальным образом отличается от явления, воля
- 14. Воля - некое «слепое влечение», «темный, глухой порыв». Воля — бессознательная жизненная сила; воля сверхприродна, неразрушима.
- 15. «истинная точка опоры философии» была найдена Декартом. «Ею существенно и необходимо служит субъективное, собственное сознание. Ибо
- 16. Мир, в котором мы живем, «зависит от того, как мы его представляем, — он принимает различный
- 17. Шопенгауэр предлагает синтезировать рациональное и интуитивное мышление, так как это единые составляющие человеческого познания. Кроме внешнего
- 18. «Организм — это сама воля, это воплощенная, т. е. объективно созерцаемая в мозгу воля... Интеллект же
- 19. «Жизнь рисуется нам как беспрерывный обман, и в малом, и в великом. Если она дает обещания,
- 20. «Смерть, бесспорно, является настоящей целью жизни, и в то мгновение, когда смерть приходит, свершается все то,
- 21. «В конце концов, смерть должна победить, ибо мы отданы ей уже самим рождением, и она только
- 22. В 14 лет как одаренный ученик Ниише был принят в интернат «Шульпорт» («Врата учения»). В 1864
- 23. В 1879 году по состоянию здоровья прекращает преподавательскую деятельность, странствует по Швейцарии, Италии, Франции. Создает известные
- 24. «Философия жизни» Он подверг резкой критике религию, культуру и мораль своего времени и разработал собственную этическую
- 25. Взгляды Ф. Ницше Ницше уточняет Шопенгауэровскую «Волю к жизни» как «Волю к власти», поскольку жизнь есть
- 26. Субъективный идеализм: «Мир, взятый независимо от нашего условия, а именно возможности в нем жить, который не
- 27. ИММОРАЛИЗМ «Господствующая мораль — это «инстинкт стада против сильных, инстинкт страдающих и ошибающихся против счастливых, инстинкт
- 28. Человечество инстинктивно использует мораль для того, чтобы добиваться своей цели — цели расширения своей власти. Вопрос
- 29. Образность и метафоричность произведений Ницше позволяет выделить у него определенную мифологию: Ницше исходит из двойственности (дуализмаОбразность
- 30. Как от обезьяны произошел человек, так в результате этой борьбы человек должен эволюционировать в СверхчеловекаКак от
- 31. Мизантроп «Сомнительно, чтобы во вселенной можно было бы найти что-нибудь отвратительнее человеческого лица…» «У Земли есть
- 32. ВОЛЯ К ВЛАСТИ «Обычно люди полагают, что высшей целью является истина. Но это роковое заблуждение. В
- 33. АНТИСИМИТИМ «Аристократическое уравнение ценности (хороший — знатный — могучий — прекрасный.— счастливый — любимый Богом) евреи
- 34. РАСИЗМ «Высшие люди», «господа земли» отличаются жестокостью, воинственностью по отношению к другим людям, но они нежны,
- 35. Различие рас определяется и двумя противоположными отношениями к жизни — дионисийского и аполлоновского. Ницше утверждает, что
- 37. История, по Ницше, — проявление «воли к власти». Исторические события начинаются с творческих усилий великих личностей,
- 38. «Бог умер» "Сам Бог не может существовать без мудрых людей", - сказал Лютер, и с полным
- 39. «Буддизм не обещает, а держит слово, христианство обещает все, а слова не держит» «Мученики только вредили
- 40. «Моральные люди испытывают самодовольство при угрызениях совести» «Все что не убивает меня, делает только сильнее» «Любите,
- 41. Экзистенциализм Серён Кьеркегор (1813-1855 гг) Изучал философию и теологию в Копенгагенском университете. После разрыва с невестой
- 42. Кьеркегор родился в религиозной семье зажиточного коммерсанта в Копенгагене и провел в этом городе почти всю
- 43. Кьеркегора занимает особое место среди философских концепций XIX века потому, что Кьеркегор впервые откровенно выступил против
- 44. Обратил внимание на то, что современная философия увлекалась гносеологическими и логическими проблемами, созданием всеобъемлющих систем, с
- 45. ТРИ УРОВНЯ ЭКЗИСТЕНЦИИ Кьеркегор утверждал, что есть три уровня существования, три стадии жизни: эстетическая, этическая и
- 46. На этой стадии человек стремится испытать все виды наслаждения — от чувственного до высокоинтеллектуального. Музыка, театр,
- 47. ►На этической стадии господствует не стремление к наслаждению, а чувство долга. Человек отказывается от свободной игры
- 48. Он подчеркивает, что нравственный поступок требует не только знания нравственного принципа, но и решимости следовать ему,
- 49. ►Высшая стадия жизни — религиозная. На ней преодолеваются недостатки этической. На этой стадии человек, решая дилемму
- 50. Философом были выделены понятия: неподлинное существование – полная подчиненность человека обществу, «жизнь со всеми», «жизнь как
- 51. ФИЛОСОФИЯ КЬЕРКЕГОРА – ЗАРОЖДЕНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА Поставил вопрос: почему философия почти не уделяет внимания человеку, не изучает
- 52. Позитивизм Наиболее распространённое течение западной философии XIX-XX вв. Философия позитивизма изучает Способы и методы достижения положительного,
- 53. 1. Классический позитивизм 2. Эмпириокритицизм 3. Логический позитивизм (неопозитивизм) 4. Постпозитивизм
- 54. КЛАССИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ Философия должна исследовать лишь факты, освободиться от любой оценочной роли
- 55. ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ Критика с позиций опыта
- 56. ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ (НЕОПОЗИТИВИЗМ) Идея о том, что для познания мира необходимы наблюдаемые доказательства
- 57. ПОСТПОЗИТИВИЗМ Критическое отношение к учениям, которые были развиты в рамках неопозитивизма
- 58. ФИЛОСОФИЯ ПОЗИТИВИЗМА ВСЕГДА ТРЕБОВАЛА МЫСЛИТЬ ЯСНО, РАЗУМНО, РАЦИОНАЛЬНО, МАКСИМАЛЬНО АРГУМЕНТИРОВАНО И ДОКАЗАТЕЛЬНО, С УЧЕТОМ ВСЕХ ТОНКОСТЕЙ
- 59. Основоположник позитивизма Огюст Конт (1798-1857) – французский мыслитель, основоположник позитивизма. «Знать – чтобы предвидеть, предвидеть –
- 60. Позитивизм Философское направление – позитивизм выступало за то, чтобы философия Опиралась только на достоверное научное знание
- 61. Позитивизм Позитивизм Философия отрицания философии Каждая наука Сама себе философия, ей не нужны умозрительные принципы и
- 62. Основные принципы позитивизма Основные принципы позитивизма Опыт – первичный и единственный источник знания Каждая наука вырабатывает
- 63. Философское направление Отказывающееся рассматривать проблемы, которые нельзя доказать с помощью эксперимента Позитивизм
- 64. Неопозитивизм Как особое философское направление неопозитивизм получил широкое распространение в англоязычных странах Наиболее известные представители неопозитивизма
- 65. Неопозитивизм Философское течение, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем Единственно возможное знание Специально-научное знание
- 66. Неопозитивизм Главная идея Изучение и анализ языка науки Язык Главное средство, через которое человек позитивно, достоверно
- 67. Представители позитивизма и неопозитивизма Герберт Спенсер 1820-1903 Эрнст Мах 1838-1916 Рихард Авенариус 1843-1896 Мориц Шлик 1882-1936
- 68. Иррационализм и индивидуализм XX столетия – социальные предпосылки и психология эскапизма (О. Шпенглер, З. Фрейд). Иррационалистические
- 69. Шпенглер отрицает существование всемирной истории как единого закономерного поступательного процесса. История развивается циклами, кругами; эти циклы
- 70. Шпенглер перечисляет восемь культур, достигших своего завершения: китайская, вавилонская, египетская, индийская, античная, арабская, западная, майя. Русская
- 71. «Что же направляет жизнь каждого человека? Центром моего построения служит идея судьбы. Понятие судьбы объяснить невозможно.
- 72. Окончил медицинский факультет Венского университета. В 1876—1882 работал в Венском физиологическом институте; в 1885—86 — в
- 73. Работы Психопатология обыденной жизни, М., 1910 Три статьи о теории полового влечения, М., 1911 Толкование сновидений,
- 74. Структура человеческой психики ► SUPEREGO «Сверх-Я» («Супер-эго»), некая инстанция, включающая императивы долженствования, запреты морального, социокультурного и
- 75. «Оно» руководствуется принципом удовлетворения. «Я» — принципом реальности. «Сверх-Я» — принципом долженствования.
- 76. В нашей психике сформировались следующие механизмы для снятия конфликта между сознательным и бессознательным: ►вытеснение — неосознанное
- 77. ►проекция — бессознательная попытка избавиться от навязчивой тенденции, приписав ее другому лицу ►вымещение — бессознательная переориентация
- 78. Развитие культуры рассматривается Фрейдом с точки зрения борьбы между Эросом и Танатосом, обуздания агрессивных наклонностей человека.
- 79. В качестве пути к «счастливому будущему» Фрейд предлагает интеллектуализацию психики; возрастание роли Я, самосознания в регуляции
- 80. ПРЕДПОСЫЛКИ: 1. Основная категория герменевтики — понимание — впервые в явном виде была определена Августином: «Понимание
- 81. Согласно Шлейермахеру («Диалектика» ), герменевтика— метод понимания исторических памятников и текстов. Подобно умению читать, писать, логично
- 82. Шлейермахер выдвигает принцип: следует сначала понять целое, чтобы стали ясны части и элементы. Нужно, чтобы текст,
- 83. Идеи Шлейермахера продолжил Вильгельм Дильтей (1833-1911). Он противопоставляет естественнонаучное и гуманитарное знание. Выделяя два класса наук,
- 84. По Дильтею, конечная единица сознания — переживание (а не ощущение или восприятие). Жизнь — это последовательность
- 85. Ханс Георг Гадамер (1900-2002) и Поль Рикер (р. 1913) фактически отождествляют философию с герменевтикой, считая объектом
- 86. Гадамер («Истина и метод» 1960): «Бытие, которое может быть понято, есть язык». Мы можем иметь дело
- 88. По Гадамеру , подлинное понимание требует учета многих факторов: характера связи интерпретатора и текста, исторических обстоятельств,
- 89. ПРЕДПОНИМАНИЕ: «...Мы понимаем дошедший до нас текст на основании смысла ожиданий, почерпнутых из нашего собственного предварительного
- 90. Каковы источники предпонимания? Гадамер склоняется к тому, что предпонимание базируется не столько на рациональном знании, сколько
- 91. Концепция предпонимания дает возможность Гадамеру предложить решение ряда проблемных ситуаций. Одна из них — так называемый
- 92. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ С давних времен человек в той или иной мере постоянно был объектом философских размышлений, но
- 93. Экзистенция – это существование человека как духовного существа Что экзистенциализм взял у С. Кьеркегора и Ф.
- 94. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (ОТ ЛАТ. EXSISTENTIA — СУЩЕСТВОВАНИЕ) ПРЕДПОСЫЛКИ: 1. Вступление Европы в эпоху империализма, 1-я мировая война
- 95. уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний, тревог, надежд противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей
- 96. проблема одиночества, заброшенности человека (человек одинок в окружающем мире, у него нет «системы координат», где он
- 97. Основная проблема экзистенциализма Экзистенциализм сформировался в первой половине XX в. В середине века он был заметным
- 98. Центральные вопросы экзистенциализма
- 99. Модусы человеческого существования Модус (от лат. modus) - философский термин, обозначающий свойство предмета, присущее ему лишь
- 100. Сьорен Кьеркегор (1813 – 1855) Он поставил вопрос: почему философия занимается таким большим количеством всевозможных вопросов
- 101. Основные представители Мартин Хайдеггер /1889-1976/ «Бытие и время» («Dasein») Карл Яcперc /I883-1964/ «Смысл и назначение истории»
- 102. Экзистенциализм делится на два типа Религиозный Атеистический Такое деление весьма условно, для многих представителей атеистического экзистенциализма
- 104. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ ФАКТИЧНОСТЬ (брошенность) ПРОЕКТ (ЭКЗИСТЕНЦИЯ) ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ
- 105. общие черты, особенности философии экзистенциализма литературный язык, которым выражены идеи свойственен мрачный взгляд на вещи трагическое
- 106. общие черты, особенности философии экзистенциализма склонны подчеркивать бессилие человека, его стремление к счастью, радости невозможность для
- 107. КАРЛ ТЕОДОР ЯСПЕРС немецкий философ, психолог и психиатр, один из главных представителей экзистенциализма. Работы оказали значительное
- 108. ФИЛОСОФИЯ КАРЛА ЯСПЕРСА Согласно Ясперсу человек обычно живет «заброшенной», не имеющей большого смысла жизнью – «как
- 109. Ясперс начал свою академическую карьеру в качестве психолога, его профессиональный интерес к философии начал развиваться в
- 110. Бытие в концепции Ясперса имеет троякое членение: 1) предметное бытие, или «бытие-в-мире»; 2) экзистенция, т. е.
- 111. Ясперс оказал решающее влияние на экзистенциализм 20 в. Он стремился соединить идеи Кьеркегора и Ницше с
- 112. «Массы возникают там, где люди лишены,| своего подлинного мира, корней и почвы, где они стали управляемыми
- 113. Ясперс решительно отмежевывается от рационалистической линии в философии, отрицая саму возможность существования философии как науки. Философия
- 114. Вся жизнь человека осознанно или неосознанно направлена к трансцеденции – полному раскрепощению энергии и пониманию некого
- 115. Изменения в человеческом бытии Ясперс называет одухотворением, в ходе которого человек открывается для новых безграничных возможностей.
- 116. МАРТИН ХАЙДЕГГЕР (1889 —1976) Немецкий философ. Создал учение о Бытии как об основополагающей и неопределимой, но
- 117. Карл Ясперс (1883 – 1969) Согласно Ясперу человек обычно живет «заброшенной», не имеющей большого смысла жизнью
- 118. Философия Хайдеггера заново ставит вопрос о смысле бытия. Опираясь на феноменологический метод (Гуссерль), Хайдеггер последовательно проводит
- 119. Человек обладает особым бытием, но живет в мире сущего, как вещь, но вещь особая. Признают существование
- 120. Хайдеггер различает сущее (существование) и бытие. Бытие — это не какая-то существующая вещь, предметы, явления, это
- 121. «Бытие и время» (1927): проблема субъективности и заброшенности человека в этот чуждый мир. Важнейшая характеристика бытия
- 122. Экзистенция, по Хайдеггеру, - бытие, к которому человек сам себя относит, наполненность бытия человека конкретикой; его
- 123. «Бытие с другими» засасывает человека, направлено на его полную ассимиляцию, обезличивание, превращение в «такого, как все».
- 124. Формы человеческого бытия — «экзистенциалы». Их три: 1.«брошенность» (мы находим себя уже существующими в мире, без
- 125. Мартин Хайдеггер /1889-1976/ ► Основу, сущность человеческого существования составляет его конечность, временность; ► Поэтому время должно
- 126. Для характеристики истинного мышления термин Хайдеггер употребляет «вслушивание»: бытие нельзя видеть, ему можно только внимать. Преодоление
- 127. При современном отношении к языку как к орудию язык технизируется, становится средством передачи информации и тем
- 128. В пограничных ситуациях, в состояниях на грани жизни и смерти, при трагических поворотах судьбы человек осознает
- 129. ЖАН-ПОЛЬ САРТР (1905- 1980) Французский философ, представитель атеистического экзистенциализма (в 1952—1954 годах Сартр занимал близкие к
- 130. Окончив в 1929 Высшую нормальную школу, преподавал философию в лицеях. Во время немецко-фашистской оккупации Франции (1940—44)
- 131. Сартр Жан-Поль (1905 - 1980) Центральным понятием сартровской философии является «для-себя-бытие». «Для-себя-бытие» - высшая реальность для
- 132. ФИЛОСОФИЯ ЖАНА-ПОЛЯ САРТРА Основная проблема его экзистенциональной философии – проблема выбора. «Бытие и ничто» (1943) Французский
- 133. Центральным понятием является «для-себя-бытие». Это высшая реальность для человека, приоритетность для него прежде всего его собственного
- 134. Важнейшее условие жизни человека, основание активности – свобода. Человек находит свою свободу и проявляет ее в
- 135. Смысл деятельности человека, его жизни заключается в том – чтобы найти подлинное бытие. Ж.П. Сартр –эту
- 136. Истинное бытие – внутри, т.е. в экзистенции. Человек это понимает только пограничных ситуациях, когда переживает страх
- 137. Роман «Тошнота» (1938) «Бытие и Ничто» (1943) ► Существует пропасть между идеалом и действительностью, намерением и
- 138. Если человек свободен и сам себя делает тем, чем он является, то он не зависит от
- 139. АЛЬБЕР КАМЮ (1913 —1960) Французский писатель и философ, представитель экзистенциализма, получил нарицательное имя при жизни «Совесть
- 140. Альбер Камю /1913-1960/ Родился в семье рабочего. Учился на философском факультете Алжирского университета. Занимался театральной и
- 141. АЛЬБЕР КАМЮ (1913–1960) французский писатель. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1957. Камю начал писать, не достигнув
- 142. Эволюция философских воззрений Камю непосредственно связана с историческими обстоятельствами. Два цикла произведений: Теме абсурда посвящены работы
- 143. ФИЛОСОФИЯ АЛЬБЕРА КАМЮ. Главная проблема его экзистенциональной философии - проблема смысла жизни. «Эссе об абсурде» (1942)
- 144. А. КАМЮ – ПРОБЛЕМА БУНТАРСТВА И СВОБОДЫ полагал единственным средством борьбы с абсурдом признание его данности.
- 145. Высшим воплощением абсурда являются разнообразные попытки насильственного улучшения общества фашизм, сталинизм и т. п. Будучи гуманистом
- 146. «Миф о Сизифе» (1942) «Боги приговорили Сизифа поднимать огромный камень на вершину горы, откуда эта глыба
- 147. Обрести свободу можно, лишь восстав против всемирного абсурда. Бунт и свобода нераздельны. «Бунт — это одно
- 148. Принцип абсурда – исходный постулат концепции Камю. Камю приводит два главных доказательства абсурдности, безосновательности жизни: соприкосновение
- 149. Камю видит только 2 выхода из отчужденного состояния абсурда: Бунт Камю – это фактически бунт против
- 150. БУДУЩЕЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА Философия существования очень популярна в современной Западной Европе и актуальна для нее. В настоящее
- 151. Творчество Эрнеста Хемингуэя и экзистенциализм Одна из ключевых тем в этической проблематике экзистенциальной философии - «тема
- 152. Анализ повести «Старик и море» Эрнест Хемингуэй Старик Сантьяго — бывалый рыбак, который всю жизнь трудится,
- 153. Сантьяго понимает и ответственность человека перед природой, чувствует свою вину перед ней. Пойманной рыбе он говорит:
- 154. Повесть «Старик и море» не только вызывает гордость за человека, которого нельзя победить. Она заставляет задуматься
- 155. ПОСТМОДЕРНИЗМ ОСНОВАНИЯ: Кризис буржуазного образа жизни и мировоззрения к концу XX века Кризис и разложение «трех
- 157. В философии второй половины XX в. получили распространение идеи скептицизма, иррационализма, антисциентизма, пессимизма … В 80-е
- 158. От постпозитивизма к постмодернизму. В 70-е гг. в постпозитивизме распространяется идея релятивности норм научно-познавательной деятельности. Намечается
- 159. То, что названо постмодернизмом в философии, не является каким-то единым философским учением, объединенным общей программой, общими
- 160. Постструктурализм особое внимание уделяет ана- лизу текстов, что явно продолжает традиции лингвистического позитивизма и герменевтики. В
- 161. ДЕРРИДА Жак ( 1930 – 2004) французский философ, один из ведущих представителей постмодернизма. После окончания лицея
- 162. Основные положения своей философии Деррида сформулировал в работах 1960 — 1970 гг., среди которых следует выделить
- 163. Но Деррида говорит о том, что нельзя ограничиваться знаковыми структурами, нужно найти нечто, существующее до знаков
- 164. В тексте обнаруживается множество сходств и различий. «Эта игра различий в результате предполагает такие синтезы и
- 165. Деррида утверждает, что в ходе деконструкции философских текстов в них обнаруживаются следы «переклички» с другими текстами,
- 166. Ролан Барт (1915-1980), подчеркивая большое значение текста, ввел понятие «смерть автора». Текст сам по себе настолько
- 167. Жиль Делёз (1926-1994) и Феликс Гваттари (1930-1995) в книге «Капитализм и шизофрения: Анти-Эдип» (1972) пишут, что
- 168. Жан Бодрийар (р. 1929) считает, что языковые структуры проходят четыре стадии развития: 1) отражение некой глубинной
- 169. Что такое «симулякр»? По Бодрийару, это объект, симулирующий реальность. Казалось бы, симулякр произведен от реальности. Бодрийар,
- 170. «Все соблазн, и нет ничего, кроме соблазна. Нас хотели заставить поверить в то,что все — производство.
- 172. Скачать презентацию