М.Д. Рахманинова, новые онтологии

Содержание

Слайд 2

Онтология – учение о бытии/небытии и сущности (essence – лат.); возникает в

Онтология – учение о бытии/небытии и сущности (essence – лат.); возникает в
античности.
Центральный вопрос: Каким образом нечто есть (существует/не существует/предстаёт существующим)? В каких отношениях находится со всем остальным?

Слайд 3

Главные векторы европейской онтологии
Метафизика – буквально: «то, что над физикой»; учение

Главные векторы европейской онтологии Метафизика – буквально: «то, что над физикой»; учение
о постоянном в вещах (физика – учение об изменчивом в вещах)
«Бинаризмы/бинарные оппозиции»: пары противоположностей, через призму которых принято рассматривать мир и способы присутствия в нём.
Ключевая роль: онтология Платона
(продолжится в неоплатонизме и христианстве)

Мир идей (эйдосов)

Мир вещей

Абсолютное бытие

Небытие

Слайд 4

Иерархия (продолжится в последующей европейской философии)
Антропоцентризм
(в формах, меняющихся от эпохи к

Иерархия (продолжится в последующей европейской философии) Антропоцентризм (в формах, меняющихся от эпохи
эпохе) ?
Антропоцен (эпоха с решающе высоким уровнем человеческой активности)
Европоцентризм
Андроцентризм
Логоцентризм
Классификация
(как принцип, связанный в том числе с иерархией)

Слайд 5

XVII в.: Субстанциональная картина мира
(Галилей, Декарт, Ньютон)
Материя, пространство и время –

XVII в.: Субстанциональная картина мира (Галилей, Декарт, Ньютон) Материя, пространство и время
базовые категории. Как они существуют? Просто, автономно, протяжённо, равномерно, без связи друг с другом ? фрагментаризм (методологическая рекомендация Декарта в «Рассуждении о методе»)
Утилитаризм. Ф.Бэкон: «Знание сила»; наука – фабрика по производству пользы для общества. Человек должен покорить природу и извлечь из неё пользу. Секуляризованное христианство, встроенное в логику развития капитализма.
«Субъект-объект» - ключевая пара в истории производства знания. Материя, пространство и время – место размещения субъекта и его активности. Субъект «извлекает истину» из объектов*.
Гносеологический оптимизм: мир прост и познаваем, границ познания нет, необходимы лишь время и средства; доступ к истине открыт; субъект нейтрален и объективен.

* см. Леви Брайант «На пути к окончательному освобождению объекта от субъекта»

Слайд 6

Модерн (modernity)
(XVII-XX вв.)

Просвещение
утилитаризм, редукционизм, фрагментаризм ? отчуждение элементов мира друг от

Модерн (modernity) (XVII-XX вв.) Просвещение утилитаризм, редукционизм, фрагментаризм ? отчуждение элементов мира
друга и от человека

Романтизм
энвайронментализм (от «environment»); интерес к Другому, одухотворение мира за пределами парадигм пользы; доброжелательный взгляд (женщина, ребёнок, природа и пр.)

Слайд 7

Эпистемологический* поворот
Истоки
Романтизм (XVIII-к. XIX в.): Реакция на Просвещение (утилитаризм, редукционизм, цинизм

Эпистемологический* поворот Истоки Романтизм (XVIII-к. XIX в.): Реакция на Просвещение (утилитаризм, редукционизм,
и близорукость за пределами интересов капитала)
Ницше:
Восстание против ценностей и морали «старой Европы»: «Бог умер»
Восстание против эпистемологии Просвещения (сциентизма**):

«Остерегайтесь также ученых! Они ненавидят вас: ибо они бесплодны! У них холодные, иссохшие глаза, перед ними лежит всякая птица ощипанной. Они кичатся тем, что они не лгут: но неспособность ко лжи далеко ещё не есть любовь к истине».

**Сциентизм – от “science” – абсолютный культ науки; взгляд, присущий проекту Просвещения

Jungjin Lee

Опыт Первой мировой войны (разочарование в прогрессизме)

*Эпистемология – исследование производства научного знания

Слайд 8

Процессы
Реабилитация поэтического: поэтическое открывает доступ к нелинейному восприятию мира, увеличивая чувствительность к

Процессы Реабилитация поэтического: поэтическое открывает доступ к нелинейному восприятию мира, увеличивая чувствительность
нему и его зонам, не встроенным в локальные утилитарные сценарии (Г. Башляр «Поэтика пространства» и пр.)
Интерес к вещам как самостоятельным ценностям, имеющим автономные регистры существования. Это – «прямой коридор» в новый материализм. М. Хайдеггер: Язык – это дом бытия. Через язык мы перекодируем бытие, пересобираем понимание того, что такое бытие: своё, других, мира и его частей, в языке нащупываем чувствительность к тому, что касается мира за пределами повседневных алгоритмов выживания и потребления.
Интерес к иному (инаковость иного в основном всё ещё сохраняется)
Реабилитация исключённых методов познания (А.Бергсон, феноменология, аналитическое искусство, экзистенциализм и др.)

П. Филонов «Формула весны»

Слайд 9

Субстанциональная картина мира уступает место реляционной
Меняются представления о том, как существуют материя,

Субстанциональная картина мира уступает место реляционной Меняются представления о том, как существуют
время и пространство.
Теория относительности.
Тема взаимосвязи и взаимовлияния.
Пространство и время – проявления одной сущности под названием «пространственно-временной континуум», четырёхмерное пространство-время с осями координат x, y, z и t ?
Утрата абсолютности и одновременности
не может быть единого времени в различных системах отсчета. В каждой такой системе имеется «собственное» время. Длина также стала относительной. И пр.

«К электродинамике движущихся тел» (1905)

Слайд 10

Изменение методологи и классификации наук: Междисциплинарность. Стираются границы между дисциплинами.
Примеры: Карен

Изменение методологи и классификации наук: Междисциплинарность. Стираются границы между дисциплинами. Примеры: Карен
Барад «Квантовая онтология и агентный реализм», Реза Негарестани «Синтетико-когнитивное руководство по пересборке мира» и др.
Причины:

Открытие взаимосвязи между областями исследования
Критика эффекта дистанции и его последствий (З.Бауман)

Изменение представлений о том, как познавать

Изменение представлений о методе, субъекте и объекте познания; о том, что такое человек (и Не-человек)
Постмодернизм: развенчание бинаризмов, стержней и иерархий; отказ от эссенциализма. Принцип ризомы
Введение концептов интеракции и взаимосвязи

Слайд 11

Акторно-сетевая теория
Actor-network theory, ANT (Мишель Каллон, Бруно Латур, Джон Ло)
Основные положения:
любые объекты

Акторно-сетевая теория Actor-network theory, ANT (Мишель Каллон, Бруно Латур, Джон Ло) Основные
(артефакты, технические комплексы, животные и др.) – действующие элементы единой сети отношений. Human- и non-human-beings – все действующие агенты.

«Материально-семиотический подход»: одинаковым образом материальные отношения (между вещами), так и семиотические (между понятиями). Всё, что принято называть природой, обществом, субъективностью, структурой, фактом и вымыслом — всё это производится в результате совместной активности людей и не-людей (nonhumans).
Субъект-объектная эпистемология ограниченна и нечувствительна к миру
Пересмотр подходов к объективности, нейтральности и истине:

Объективность достигается за счёт максимального количества пристрастных перспектив

Слайд 12

Основные понятия:
Акторами могут являться не только люди или нечеловеческие существа, но и

Основные понятия: Акторами могут являться не только люди или нечеловеческие существа, но
вещи.
Акторы выступают в роли посредников и проводников.
Проводник– тот, кто проводит действие человека (пульт телевизора).
Посредник – тот кто преобразует проводимое действие, сохраняя в том числе непредсказуемость.
Антагонизм «природа и культура» снимается в понятии «коллектив»
Акторно-сетевая теория легла в основу многих последующих подходов (например, виталистского материализма)

Ash Marnich

См. Каллон М. Некоторые элементы социологии перевода: приручение морских гребешков и рыболовов бухты Сен-Бриё //Логос. 2017. Т. 27. № 2. С. 57–58.

Слайд 13

Виталистский материализм
Джейн Беннет. «Пульсирующая материя. Политическая экология вещей».

Вводится и развивается понятие

Виталистский материализм Джейн Беннет. «Пульсирующая материя. Политическая экология вещей». Вводится и развивается
«ассамбляж» (Ж.Делёз и Ф. Гваттари).
В основе – «детское переживание мира», наполненное всеми видами одушевлённых существ, человеческих и нечеловеческих, органических и неорганических.

«Ассамбляжи – живые, пульсирующие конфедерации, которые способны функционировать, даже несмотря на постоянное присутствие энергий, разрушающих их изнутри. Ассамбляжи имеют шероховатые контуры, поскольку в тех точках, где различные эффекты и тела пересекают друг другу путь, интенсивность движения выше, чем в других, - из-за этого распределение силы по поверхности ассамбляжа происходит неравномерно. Ассамбляжи не управляются из какого-то головного центра: ни одна материальность или ни один тип материала не обладает достаточной компетенцией, чтобы последовательно определить траекторию и взаимодействие групп».

Max Slobodda. Stranger Things

Слайд 14

«Элементами ассамбляжа являются все, включая людей и их социальные, правовые, лингвистические конструкции,

«Элементами ассамбляжа являются все, включая людей и их социальные, правовые, лингвистические конструкции,
а также крайне активные и могущественные не-люди: электроны, деревья, ветер, огонь, электромагнитные поля»

«Кофейня и школа – это подвижная конфигурация людей, насекомых, запахов, чернил, электричества, кофеина, столов, стульев, жидкостей и звуков».

«Для виталистического материалиста электросеть является нестабильной смесью из угля и пота, электромагнитных полей, компьютерных программ, фантазии о господстве, атмосферных помех, законов, воды, экономической теории, проволоки и дерева – всё это лишь часть её актантов».

Мир – место наслоения витальных перекрёстных сил.

Слайд 15

Ретроспектива
Конфликт виталистов и механицистов (XVIII-XX вв.)

Механицисты: Всё можно объяснить с помощью механических

Ретроспектива Конфликт виталистов и механицистов (XVIII-XX вв.) Механицисты: Всё можно объяснить с
или «физико-химических» терминов ? Просвещение: прагматизм, редукционизм, утилитаризм (Ньютон, Пастер, Гегель)

Виталисты: «Жизнь» пребывает за пределами материального мира и одухотворяет материю (плавающая граница между одухотворёнными и неодухотворёнными) ? романтизм, интерес к Другому, одушевление (Берцелиус, Шталь, Дриш)

Виталистский (новый) материализм: «Привычка связывать материю с пассивностью, преследующая нас (из Просвещения) и по сей день, ограничивает нашу способность различать силу вещей. Но, возможно, нужен всего лишь один маленький шаг, чтобы от признания творческой агентности жизненной силы перейти к идее о том, что сама материальность является творческим агентом».
(Дж. Беннет)

Рози Брайдотти:
экософская материалистическая гуманитаристика

Слайд 16

Задачи виталистского материализма:
выработать неиерархичные способы описания отношений между людьми и нечеловеческими

Задачи виталистского материализма: выработать неиерархичные способы описания отношений между людьми и нечеловеческими
актантами (акторами), более точно отражающие их реальные взаимосвязи.
Оставить тщетные попытки отделить людей от не-людей и наладить более вежливые, долговременные и тонкие взаимоотношения с не-людьми внутри тех ассамбляжей, в которые вступает каждый из нас
Этика нового материализма: уход от «морализаторства» в пользу осознания хрупкости и сложности взаимосвязей окружающих сетей акторов. Джеймс Нэш: «землеутверждающая норма» бережливости.

Слайд 17

Переосмысление животных

«По мере увеличения нашей способности замечать и объяснять всё более тонкие

Переосмысление животных «По мере увеличения нашей способности замечать и объяснять всё более
аспекты поведения и коммуникации животных, увеличивается и наша готовность признавать у них наличие интеллекта: мы говорим уже не о «поведении» животных, но об их действиях*. <…..> Нам нужно поставить под вопрос веру в собственную уникальность и заменить основывающиеся на этой вере понятия».
Дж. Беннет

Следует «избежать исследования познавательной способности в соответствии с представлением о scala naturae – лестница природы (эссенциализм), восходящим к Аристотелю. Согласно этому представлению, на её вершине – Бог, ангелы и человек, ниже – млекопитающие, птицы, рыбы и насекомые, а совсем внизу моллюски. Сравнения сверху вниз по этой протяжённой лестнице служили популярным времяпрепровождением у учёных, занимавшихся изучением познания, но я не припомню ни одного открытия, которое бы они совершили. Всё, чего они достигли, - это заставили нас судить о животных по человеческой мерке, игнорируя невероятное разнообразие умвельтов различных организмов».
Франс де Вааль

Слайд 18

Александр Пшера «Интернет животных»

«Стараясь спасти природу от техники и цивилизации, мы конструируем

Александр Пшера «Интернет животных» «Стараясь спасти природу от техники и цивилизации, мы
такую природу, какой никогда не было.
Подобная консервативная философия приговорила природу к исчезновению из жизни людей и обществ, к утрате значимости, и именно это выбивает почву из-под ног экологического мышления со всеми его попытками самооправдания».

Graham Brown. Сад

Слайд 19

4 компонента Интернета животных:
1. Чипирование и отслеживание животных.
2. Передача данных на

4 компонента Интернета животных: 1. Чипирование и отслеживание животных. 2. Передача данных
мобильные и интернет узлы и в космос.
3. Оттуда данные поступают в специальный банк данных (это третий компонент) по адресу www.movebank.org и там обрабатываются.
4. В виде графического изображения они становятся доступны учёным, любителям и всем интересующимся лицам через приложение на мобильном устройстве; у Movebank оно называется Animaltracker.

Задача Интернета животных: переосмыслить природу как конфедерацию экосистем; переосмыслить животных и отношения с ними.

См. Netflix “Our Planet”

Слайд 20

(Эко)система –
Сложная структура, основанная на взаимосвязи и партнёрстве видов и элементов

(Эко)система – Сложная структура, основанная на взаимосвязи и партнёрстве видов и элементов
(акторов) (см. также: Дж. Скотт «Искусство быть неподвластным» - о связи этатизма и рисоводства)

«Человеческая исключительность ослепляет нас. Идею человеческого превосходства наука унаследовала от великих монотеистических религий. Эта выдумка лишь подпитывает наши домыслы о автономии человека, а также сводит весь разговор к вопросам о контроле человека над природой, с одной стороны, и влиянии человека на природу, с другой, оставляя без внимания вопрос о видовой взаимозависимости».

А. Цин «Непослушные края. Грибы как виды-компаньоны»: «В долгой истории Земли именно гриюам приналежит заслуга обогащения почв, которое, в свою очередь, позволило эволюционировать растениям. Грибы переправляют минералы от камней к растениям». Деревья могут расти на бедных истощённых почвах благодаря тому, что грибы доставляют к их корням фосфор, магнезий, кальций и другие микроэлементы».

Слайд 21

Принципы:
КОНТАКТ vs ЗАПРЕТ (критика изоляционизма)
Техника – не антагонист природы, а путь к

Принципы: КОНТАКТ vs ЗАПРЕТ (критика изоляционизма) Техника – не антагонист природы, а
ней, missing link: Транспарентная природа порождает новое экологическое мышление. Человеку удастся спасти природу и животных от очевидной гибели только в том случае, если он откажется от противопоставления техники и природы, цивилизации и дикости, присущего как экологическому мышлению, так и конкретным природоохранным мерам. Но для этого нам следует отказаться от мифа о природе первозданной, нетронутой, подчинённой лишь собственным законам, и свыкнуться с образом транспарентной природы.

См. арт-проекты:
Nandita Kumar “Unwanted Ecology”
Freddy Ntando “Maphanga”: ntando freddy xv maphanga

Nobuhiro Nakanishi

Слайд 22

Вопрос: «Можем ли мы вернуться к природе?» сменяется вопросами:
«Можем ли мы

Вопрос: «Можем ли мы вернуться к природе?» сменяется вопросами: «Можем ли мы
по-другому увидеть природу?»
«Что произойдёт с нами, наблюдателями, если мы увидим природу другой, не такой, как мы привыкли?»

Ответ: Пути назад к природе не существует.
Но возможно возникновение нового образа природы – чувственного и конкретного, порвавшего с абстрактностью представлений о видах и не создающего у наблюдателя иллюзии, будто в целом всё хорошо, как у канарейки, щебечущей на подоконнике. Такой образ природы мог бы способствовать совершенно иной встрече с ней.

Слайд 23

«Суметь укротить в себе и ослабить стремление к исключительности – значит дать

«Суметь укротить в себе и ослабить стремление к исключительности – значит дать
себе шанс научиться распознавать жизнь, несводимую к деятельности людей и богов. Эта материальная витальность и есть я, она предшествует мне, превосходит меня, она останется и тогда, когда меня уже не будет».
Джейн Беннет

S.Yatsenko (500px.com)

Слайд 24

1.Начало XX века, кризис проекта Просвещения (с его объективацией, фрагментарной оптикой и

1.Начало XX века, кризис проекта Просвещения (с его объективацией, фрагментарной оптикой и
механистичностью) становится зримым. Влияние обретает тенденция его старинного тайного антагониста – романтизма ? новые тенденции и подход
2. Реабилитация и переосмысление ключевых явлений, феноменов и отношений (Бергсон, Эйнштейн, феноменология, поэтическое)
3. Постмодернистская оптика: принцип интерактивной и открытой ризомы (вместо принципа герметичного стержня-иерархии)
4. Акторно-сетевая теория: открытие ограниченности и идеологии антропоцентризма (непродуктивное, ложное знание) ? переосмысление доступа к объективности

Summary

Слайд 25

5. Реабилитация вещей (холистичный взгляд, наследуемый из реабилитации поэтического), в фокусе взаимосвязи

5. Реабилитация вещей (холистичный взгляд, наследуемый из реабилитации поэтического), в фокусе взаимосвязи
и отношения, пластичное, а не устойчивое, внимание к тому, что за пределами интересов капитала и государства, и сиюминутной пользы как она мыслится ангажированным сознанием (см. философы подозрения)
6. Демонтаж бинарных оппозиций ? монизм (вместо дуализма) ? виталистический материализм (мир как единая пульсирующая структура множественных пластичных элементов (акторов и ассамбляжей) ? переосмысление подходов к нему, его пространства, представлений о красоте, морали и прочем)
7. Демонтаж субъекта ? «объектно-ориентированные онтологии»
8. Формирование экософской материалистической постгуманитаристики (постгуманизм): не о человеке, а о человеке, Встроенном в систему равноценных элементов (акторов: существ и вещей)
(9). Влияние философии анархизма, на разных этапах смыкавшаяся с разными философскими школами (примеры: А.Боровой и Философия жизни; влияние Урсулы ле Гуин на экософию, влияние либертарной педагогики на структуры коммуникации, влияние либертарной антропологии на понимание человека, и пр.)