Слайд 2План
Предмет философия.
Множественность понимания философии.
Философские проблемы.
"Тайна" философского творчества.
Философия и мировоззрение.
Типы мировоззрения.
Философия и культура.
Методы
философских исследований.
Слайд 3Литература
1. Кохановский В.П. Основы философии. /В.П.Кохановский, Л.А.Жаров, В.П.Яковлев – Ростов-на-Дону, Феникс, 2005.
2.
Философия. Учебное пособие. / Под ред. В.Н. Лавриненко.- М.: Юрист, 2006.
3. Хрусталев Ю.М. Основы философии. / Ю.М Хрусталев. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.
4. Радугин А.А. Философия. /А.А.Радугин. - М.:Центр, 2006.
Слайд 4О предмете философии и ее месте в системе научного знания
Философия осуществляет
познание с помощью веками отработанной системы обобщающего категориального строя разума.
Можно сказать, что философия - это единосущее, "схваченное в мыслях"; это теоретическая сердцевина всей культуры народов планеты.
Слайд 5 Само слово философия восходит к Пифагору, буквально означает любовь к мудрости,
т.е. любомудрие.
Слово "философия" существует уже две с половиной тысячи лет.
Философами называли себя люди, которые стремились к мудрости, пытаясь ответить на наиболее общие, "предельные" вопросы, касающиеся устройства мира и места в нем человека.
Человек испытывал духовную потребность в том, чтобы иметь целостное представление о мире.
Человек спрашивает и не может спрашивать не только как, но и что, почему и зачем. На эти вопросы у науки нет ответа, точнее, она их и не ставит, и не может решить. Разрешение их лежит в области философского мышления.
Слайд 6Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания ( онтология
или метафизика), о сущности и развитии человеческого общества ( социальная философия и философия истории), учение о человеке и его бытие в мире (философская антропология), теория познания (гносеология), проблемы теории познания и творчества, эстетику, этику. теорию культуры, и наконец, свою собственную историю, т.е. историю философии.
Слайд 7Множественность понимания философии
Платон полагал, что философия является познанием сущего, или вечного, непреходящего.
Аристотель
понимал философию как исследование причин и принципов вещей.
Философы поздней античности - стоики, эпикурейцы - видели в философии искусство достойной и гармоничной жизни, достигаемое посредством разума.
Мыслители христианского средневековья рассматривали философию как мирскую мудрость - необходимую ступень к достижению божественной мудрости, открываемой в теологии.
Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт полагали, что ее ядром является учение о методе, с помощью которого достигается истинное и полезное знание.
Иммануил Кант отличал философию - как систему философских знаний - от подлинного философствования, стремящегося уяснить отношение познания и действия к существенным целям человеческого разума.
Иоахим Фихте и Георг Гегель -философия выступала средоточием всей человеческой культуры.
Слайд 8Карл Маркс полагал, что философия не должна оставаться областью отвлеченных академических занятий.
Ее основное предназначение - изменить несправедливый социальный мир, стать оружием действия.
С конца XIX в. вслед за философами-неокантианцами многие стали понимать философию как теоретическое мировоззрение - систематическое размышление, в котором человек, находящийся в мире, пытается понять и мир и самого себя.
Философы-экзистенциалисты поставили в центр философии фундаментальные проблемы экзистенции - существования человека в истории, обществе, мире.
Огюст Конт заявил, что прежняя философия относится к отжившему, спекулятивно-метафизическому, типу мышления. Поэтому нужна новая философия, которая должна отказаться от своего прошлого и превратиться в позитивное научное мышление, стать общей наукой, суммирующей наиболее важные результаты других наук.
Людвиг Витгенштейн доказывал, что философские проблемы обычно представляют собой смесь логической путаницы, языковых ошибок и расстройства мышления.
Слайд 9Какие проблемы называют философскими
Кант считал высшие и вечные вопросы человеческого разума это:
Что я могу знать? Что должен делать? На что могу надеяться?
Предмет философии - это высшие смыслы, цели и ценности человека и его культуры
Слайд 10Почему, зачем человек философствует?
Великий немецкий ученый Кант(18в) считал философию не только
высочайшим уровнем теоретической мысли, но вместе с тем "естественной склонностью души", присущей в той или иной степени всем людям, каждому человеку. Ибо "не хлебом единым" живет человек, он стремится иногда приподняться над обыденностью жизни, взглянуть на себя как бы со стороны, задуматься о смысле, о конечных целях происходящего.
Древнегреческий ученый Аристотель подчеркивал, что от философии не нужно ждать практической "пользы", т.е. решения частных, прикладных задач. Можно эту мысль передать так: философия - это не тактика, а стратегия человеческой жизни; она есть удел свободного человека, она есть взгляд в вечность.
Слайд 11Кому нужна и кому не нужна философия
Философия рождена свободной и для свободы.
Философия рождается в образованном обществе.
Слайд 12"Тайна" философского творчества
Философское мышление выводит человека в мир высших целей, символов и
ценностей.
Философское освоение действительности есть одухотворение, очеловечивание ее исторических, а теперь уже и в космических масштабах.
Философы концептуализируют общественные идеи, но сами эти идеи уже как бы "носятся в воздухе"; мыслители решают жизненные проблемы, но сами эти проблемы рождает жизнь, ее противоречия.
Опыт, к которому как источнику и критерию знания обращалась за поиском оснований всеобщего прежняя философия, должен значительно расширить свои границы: это уже не только опыт индивида, а всечеловеческий опыт, опыт истории.
Слайд 13Философия и мировоззрение.
Мировоззрение - это обобщенная система взглядов человека (и общества)
на мир в целом, свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентиров, верований, убеждений и идеалов людей.
Слайд 14Компоненты мировоззрения
1. Познавательный компонент
2. Ценностно-нормативный компонент
3. Эмоционально-волевой компонент
4. Практический
компонент
Слайд 15Ценностные ориентациии
Под ценностными ориентациями имеется в виду система материальных и духовных благ,
которые человек и общества признают как повелевающую силу над собой, определяющую помыслы, поступки и взаимоотношения людей.
Слайд 16Вера
Вера -феномен сознания, обладающий силой неустранимости и огромной жизненной значимости.
Вера - это
сверхсознательное чувство, ощущение, своего рода внутреннее, "ясновидение", в той или иной мере свойственное каждому человеку.
Слайд 17Идеалы
Идеалы - это мечты и о самом совершенном устройстве общества, где
все "по справедливости", и о гармонически развитой личности, и о разумных межличностных отношениях, и о нравственном, и о прекрасном, и о полной реализации своих возможностей на благо человечества.
Слайд 18Убеждения
Убеждения - это твердо составленная система взглядов, которые накрепко упрочились в
нашей душе, при этом не только в сфере сознания, но и глубже - в подсознании, в сфере интуиции, густо окрасившись нашими чувствами.
Слайд 19 По характеру формирования и способу функционирования можно выделить жизненно-практический и теоретический
уровни мировоззрения.
Жизненно-практический уровень - мировоззрения складывается стихийно и базируется на здравом смысле, обширном и многообразном повседневном опыте.
Теоретический уровень - это решение мировоззренческих проблем.
Слайд 20Типы мировоззрения:
.
Мифологическое
Религиозное
Философское
Научное
Слайд 21Мифологическое мировоззрение
Мифология - универсальная, образно-символическая форма постижения и объяснения мира.
Миф —
это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни.
Слайд 22Для понимания мифологического и философского мировоззрения определим их соотношение.
В мифологии разум
не выделяется в качестве особого объекта. Философия сделала его предметом размышления и анализа.
В мифологии мышление не понятийное, а эмоционально-образное и может быть выражено в художественной формы. Для философии знание определено рядом логических рассуждений и выражено в обобщенной понятийной форме.
В мифологии основой мудрости выступает авторитет богов и легендарных героев. В философии уже в античное время считалось, что путем размышления индивид самостоятельно способен приблизиться к истине и понять ее.
Слайд 23Религиозное мировоззрение
Это вера в существование надприродных, сверхъестественных сил и их главенствующей
роли в мировоззрении и жизни людей. Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного.
Слайд 24Соотношение философии и религии.
.
Философия опирается на рационально- теоретическое знание. Религия
опирается прежде всего на веру. Вера в сверхъестественное – основа религиозного мировоззрения.
Философская мысль нуждается в свободе от догм, она не должна быть скована никакими авторитетами и может все подвергнуть сомнению. Религия нуждается в авторитете и признает некие истины на веру. Не требуя доказательств.
Философия пытается дать целостное представление о мире. Религиозное сознание раздвигает мир на «земной», естественный, постигаемый органами чувств и «небесный», сверхъестественный, сверхчувственный .
Слайд 25Научное мировоззрение
Познание законов природы и общества. Основа – наука.
Научное мировоззрение
базируется на достигнутом уровне знания во всех науках
Слайд 26Признаки научного мировоззрения
Объяснение фактов, осмысление их во всей структуре понятий соответствующей научной
дисциплины.
Вскрытие закономерностей и причинны связей объектов и явлений.
Предвосхищение, предвидение событий, а также раскрытие предстоящих явлений и процессов.
Слайд 27Философия и культура
Искусство и религия, философия пытается разбудить человека, ибо большинство людей,
погруженные в свои мелочные дела и заботы, и не подозревают о существовании иного мира, другой, истинной жизни, когда человек действительно живет.
Искусство, философия считает своим главным делом спасение человека.
Искусство, философия использует символы, метафоры, образы, но главным ее инструментом является язык теоретических понятий и категорий.
Слайд 28Методы философских исследований
Философский метод – система наиболее общих приемов теоретического и эмпирического
освоения действительности.
Методы эмпирического познания
Эксперимент- изменение или воспроизведение объекта в специально созданных условиях.
Сравнение – выявление сходства или различия объектов.
Описание - фиксирование результатов опытов.
Слайд 29Методы теоретического познания
Формализация – отображение содержательного знания в знаково-символическом виде.
Аксиоматический
– принятие ряда утверждений в качестве бесспорных для дальнейшего построения теории на их основе.
Анализ – разложение целого на составные части.
Синтез – обобщение, сведение частей в единое целое.
Индукция – выведение общего умозаключения из частного.
Дедукция – выведение частного умозаключения из общего.
Аналогия – выведение заключений об одних свойствах объектов на основе соответствия, сходства их других свойств.
Слайд 30Филосо́фия (др.-греч. φιλοσοφία, дословно: любовь к мудрости) — особая форма познания мира, вырабатывающая
систему знаний о наиболее общих характеристиках и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира. К задачам философии на протяжении её истории относились как изучение всеобщих законов развития мира и общества, так и изучение самого процесса познания и мышления, а также изучение нравственных категорий и ценностей. К числу основных философских вопросов, например, относятся вопросы «Познаваем ли мир?», «Существует ли Бог?», «Что такое истина?», «Что такое хорошо?», «Что первично — материя или сознание?» и другие.