Средневековая философия. Новое время

Содержание

Слайд 2

Средние века (Средневековье) - исторический период, следующий после Древнего мира и предшествующий Новому

Средние века (Средневековье) - исторический период, следующий после Древнего мира и предшествующий
времени.

Российская и мировая медиевистика считают началом Средневековья крушение Западной Римской империи в конце V века (считается, что империя прекратила своё существование 4 сентября 476 года, когда Ромул Август отрёкся от престола).

Относительно конца Средневековья у историков нет единого мнения.
В последние годы отечественная медиевистика относит окончание периода Средневековья к концу XV - началу XVI веков. Однако любая периодизация Средневековья носит условный характер.

Слайд 3

Особенности средневековой философии – это сплав античной философии + теология.

Теология - (греч.

Особенности средневековой философии – это сплав античной философии + теология. Теология -
theología, от theós - бог и lógos - слово, учение), богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога, построенная в формах идеалистического умозрения на основе текстов, принимаемых как божественное откровение.

Главенствующей идеей христианского мировоззрения явля­ется идея Бога. Если античное мировоззрение, по своей сущности, космоцентрично, то средневековое - теопентрично. Реальностью, определяющей все сущее в мире для христианства, является не при­рода, космос, а сверхъестественное начало - Бог.

Слайд 4

Характерные черты философии Средневековья

Спиритуальный характер - то есть интерес преимущественно к духовным

Характерные черты философии Средневековья Спиритуальный характер - то есть интерес преимущественно к
вопросам, и пренебрежительное отношение к земному, материальному бытию.

Теоцентрический характер - то есть философия обосновывала основные положения христианского вероучения и являлась, по выражению Фомы Аквинского, "служанкой богословия".

Эсхатологические черты - предусматривающие ориентацию на потустороннюю жизнь и грядущее воскресение из мёртвых.

Традиционализм - то есть настороженное отношение к интеллектуальным новациям.

Слайд 5

Бог - источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага.
Мир существует благодаря непрерывному

Бог - источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Мир существует
творению Бога, который перерождает всё умирающее в мире.
Мир один и несколько миров быть не может.

Главная идея – Бог сотворил мир.

Слайд 6

В философии Средних веков можно выделить два этапа:

Патристика –
учение христианских отцов церкви,

В философии Средних веков можно выделить два этапа: Патристика – учение христианских
заложивших основы Священного писания.
К наиболее известным относят труды Климента Александрийского, Григория Нисского, Августина Блаженного, Иоанна Златоуста.
Мыслители стремятся согласовать идею благого и разумного божественного управления миром с наличием мирового зла, «оправдать» это управление перед лицом тёмных сторон бытия.

Схоластика –
рациональный путь познания Бога.
знания, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлеченных рассуждениях, не проверяемые опытом.
К наиболее известным относят труды Пьера Абеляра и Фомы Аквинского.
Схоластика характеризуется соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам

Слайд 7

Августин описывает историю человечества как сосуществование двух общностей - Града Божьего и

Августин описывает историю человечества как сосуществование двух общностей - Града Божьего и
Града Земного. Люди, входящие в Град Божий, живут по установленным Богом законам, а обитатели Града Земного - по законам, установленным возгордившимися людьми, которые отказались от Бога.
«Град» не относится к какому-то конкретному государству: люди, входящие в Град Божий или Град Земной, различаются внутренними качествами. Принадлежность к одной из двух общностей определяет, будет ли человек спасён после Страшного суда.
По Августину, каждому человеку заранее определено, к какому Граду он принадлежит, но никто не может узнать свою судьбу до Страшного суда. Учение Августина о предопределении положило начало важному направлению христианского богословия

Августин Аврелий – «О граде земном», «О граде Божьем»

Слайд 8

Согласно учению Аквинского, разум способен доказать догматы о существовании Бога, о сотворении

Согласно учению Аквинского, разум способен доказать догматы о существовании Бога, о сотворении
мира, о бессмертии ду­ши и др. В конечном счете, разум и вера направлены к познанию од­ной и той же Истины - Бога, но делают они это разными путями. Ра­зум опирается на науку и философию, вера - на теологию.