Школы философии и этапы ее исторического развития

Содержание

Слайд 2

Тема: ШКОЛЫ ФИЛОСОФИИ И ЭТАПЫ ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

ИСТОРИЧЕСКИ ПЕРВЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ

Тема: ШКОЛЫ ФИЛОСОФИИ И ЭТАПЫ ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. ИСТОРИЧЕСКИ ПЕРВЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ

В ДРЕВНЕМ КИТАЕ И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.

Слайд 3

ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
(V1-Vвв. до н.э.) представлена двумя школами: конфуцианством и даосизмом.
а). КОНФУЦИАНСТВО:

ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (V1-Vвв. до н.э.) представлена двумя школами: конфуцианством и даосизмом. а).
родоначальник Кун Фу-цзы. Главное философское сочинение "Лунь юй" ("Беседы и высказывания").
Центральные проблемы - этические и политические; в основе этического учения - понятия "взаимность", "золотая середина", "человеколюбие": именно они составляют правильный путь - ДАО, которому должен следовать человек.
Конфуций сформулировал "золотое" правило нравственности: "Поступай по отношению к другому так, как хочешь, чтобы он поступал по отношению к тебе".
Нравственный идеал человека - это "благородный муж", который следует долгу и закону, требователен к себе (а не к другим)и живет в согласии с людьми, но не следует за ними.
Во втором веке до н.э. принципы конфуцианства были канонизированы и объявлены официальной идеологией Китая вплоть до Нового времени (17 - 18 вв.).

Слайд 4

б).ДАОСИЗМ: родоначальник Лао-цзы. Основное философское сочинение "Дао- дэ- цзин".
Наряду с

б).ДАОСИЗМ: родоначальник Лао-цзы. Основное философское сочинение "Дао- дэ- цзин". Наряду с этическими
этическими вопросами рассматривал проблемы онтологии и гносеологии. Центральное понятие ДАО, которое понимается как всеобъемлющий закон мироздания, первооснову мира и в то же время завершение всего существующего.
Различает безымянное Дао и Дао, обладающее именем: безымянное Дао есть начало Неба и Земли, а Дао, обладающее именем - начало всех вещей и явлений.
"Дао рождает одно, одно рождает два, два рождает три, три рождает все."
Соответственно 2-м Дао существует и 2 вида знания: мистическое знание безымянного Дао, которое доступно не всем, а только совершенномудрым, и обыденное знание Дао, обладающего именем, т.е. знание лишь о конкретных вещах, которым обладают большинство людей. Совершенномудрый живет по принципу недеяния. Он, как и сам Дао, "не борется, но умеет побеждать".

Слайд 5

ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.
Ранняя форма этой философии заимствовала мифологические и религиозные образы и

ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Ранняя форма этой философии заимствовала мифологические и религиозные образы и
понятия из великой книги ВЕДЫ, в частности из одной из ее частей, которая называется Упанишады ( буквальный перевод "сидеть у ног Учителя"). В частности, Брахман - это не только имя бога, но и одно из первых философских понятий, обозначающих духовное первоначало мира.
Тесная связь древнеиндийской философии с религией (брахманизмом и буддизмом) определила ее преимущественно ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЙ характер.
Высший смысл жизни в Упанишадах - постижение и слияние с духовным первоначалом мира - Атманом-Брахманом и освобождение от сансары. Это путь отречения от богатства и учености, освобождение от привязанностей, печали, зависти и надежды. Упанишады проповедуют подвижничество, подаяние, честность, ненасилие, подавление страстей.
Особое место в постижении сущности мироздания отводится духовным практикам, прежде всего йоге и связанной с ней медитации.

Слайд 6

Основные положения философии буддизма:
1. жизнь с рождения человека исполнена страданиями;
2. страдания

Основные положения философии буддизма: 1. жизнь с рождения человека исполнена страданиями; 2.
связаны с нашими желаниями и страстями;
3. освобождение от страданий связано с освобождением от сансары – бесконечной цепи перерождений, перевоплощений нашей бессмертной души в различных материальных оболочках;
4. освобождение от страданий - это достижение нирваны (состояния полной невозмутимости, освобождение от желаний и страстей);
5. путь достижения нирваны - уход от активной жизни, невмешательство в естественный ход вещей, созерцательность, медитация.

Слайд 7

МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА:
чарвака-локаята (основные идеи)
1. отвергает религиозно-идеалистические положения Вед;
2. не верит

МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА: чарвака-локаята (основные идеи) 1. отвергает религиозно-идеалистические положения Вед; 2. не
в жизнь после смерти;
3. опровергает существование Бога;
4. признает первичность материального и вторичность идеального
5. материальное первоначало мира, материю обозначает понятием «пракрити»;
6. утверждает, что все живое состоит из пяти элементов (первовеществ): огня, воздуха, воды, земли и пространства;
7. после смерти все распадается на эти пять элементов;
8. утверждает, что сознание возникает из земли, воды, огня и воздуха (по сути это вульгарный материализм в объяснении природы сознания).

Слайд 8

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ:
1. КОСМОЦЕНТРИЗМ
2. ДИАЛЕКТИЧНОСТЬ И ПОЛЕМИЧНОСТЬ
3. ГУМАНИСТИЧНОСТЬ
4. РАЦИОНАЛИСТИЧНОСТЬ ( "ПРЫЖОК

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ: 1. КОСМОЦЕНТРИЗМ 2. ДИАЛЕКТИЧНОСТЬ И ПОЛЕМИЧНОСТЬ 3. ГУМАНИСТИЧНОСТЬ
ОТ МИФА К ЛОГОСУ")
5. МНОГООБРАЗИЕ ФИЛОСОФСКИХ ПОЗИЦИЙ (ЗАРОЖДЕНИЕ ОСНОВНЫХ ФИЛОСОФСКИХ МОДЕЛЕЙ МИРА И ЧЕЛОВЕКА)
6.СЛОЖИВШИЙСЯ ФИЛОСОФСКИЙ ЯЗЫК

2. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЕ И ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ

Слайд 9

ПЕРВЫЕ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
1. МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА: ФАЛЕС, АНАКСИМЕН, АНАКСИМАНДР искали ПЕРВОМАТЕРИЮ, ПЕРВОВЕЩЕСТВО,

ПЕРВЫЕ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ 1. МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА: ФАЛЕС, АНАКСИМЕН, АНАКСИМАНДР искали ПЕРВОМАТЕРИЮ, ПЕРВОВЕЩЕСТВО,
из которого состоят все вещи.
ФАЛЕС: ПЕРВОМАТЕРИЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ ВОДА;
АНАКСИМЕН: ПЕРВОМАТЕРИЕЙ ВЫСТУПАЕТ ВОЗДУХ;
АНАКСИМАНДР: ПЕРВОМАТЕРИЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ АПЕЙРОН - это нечто беспредельное, материальное, не сводимое ни к одному из известных веществ. Все вещи из него выходят и после гибели в него возвращаются.

Слайд 10

2. ШКОЛА АТОМИСТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА: ЛЕВКИПП, ДЕМОКРИТ
ВСЕ ВЕЩИ СОСТОЯТ ИЗ АТОМОВ

2. ШКОЛА АТОМИСТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА: ЛЕВКИПП, ДЕМОКРИТ ВСЕ ВЕЩИ СОСТОЯТ ИЗ АТОМОВ И
И ПУСТОТЫ.
ЖИЗНЬ - ЭТО СОЕДИНЕНИЕ АТОМОВ, СМЕРТЬ - ЭТО РАЗЪЕДИНЕНИЕ АТОМОВ В ПУСТОТЕ.
ДУША - ЭТО ТОЖЕ СОЕДИНЕНИЕ ОСОБЫХ, ОГНЕННЫХ АТОМОВ. ОНА КОНЕЧНА, КАК И ТЕЛО И ОЗНАЧАЕТ РАСПАДЕНИЕ, РАЗЪЕДИНЕНИЕ ЭТИХ
АТОМОВ.
ЧЕЛОВЕК ПОЗНАЕТ МИР ДВУМЯ СПОСОБАМИ: С ПОМОЩЬЮ ОЩУЩЕНИЙ И С ПОМОЩЬЮ РАЗУМА. ПЕРВЫЙ ВИД ЗНАНИЙ ОН НАЗВАЛ "ТЕМНЫМ", А ВТОРОЙ - "СВЕТЛЫМ", ТАК КАК ОЩУЩЕНИЯ НЕ ДАЮТ ВОЗМОЖНОСТИ ПОЗНАТЬ СУЩНОСТЬ ВЕЩЕЙ, ВЕДЬ ПО МНЕНИЮ ДЕМОКРИТА, СУЩНОСТЬЮ ВЕЩЕЙ ЯВЛЯЮТСЯ АТОМЫ, КОТОРЫЕ МОЖНО ПОЗНАТЬ. ЛИШЬ РАЦИОНАЛЬНО, С ПОМОЩЬЮ РАЗУМА.

Слайд 11

ПЕРВЫЕ ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
1. ПИФАГОРЕЙСКАЯ ШКОЛА: основоположник ПИФАГОР
СУЩЕСТВУЕТ ДВА МИРА: МИР

ПЕРВЫЕ ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 1. ПИФАГОРЕЙСКАЯ ШКОЛА: основоположник ПИФАГОР СУЩЕСТВУЕТ ДВА
ВЕЩЕЙ И МИР ЧИСЕЛ.
ВЕЩИ МАТЕРИАЛЬНЫ, ЧИСЛА - ИДЕАЛЬНЫ.
МИР ЧИСЕЛ ПЕРВИЧЕН ПО ОТНОШЕНИЮ К МИРУ ВЕЩЕЙ.
МИР БЕСКОНЕЧЕН ПОДОБНО ЧИСЛОВОМУ РЯДУ, КОТОРЫЙ
НАЧИНАЕТСЯ С ЕДИНИЦЫ, ИЛИ С МОНАДЫ.
МОНАДА – ЭТО ИДЕАЛЬНОЕ ПЕРВОНАЧАЛО МИРА, БОГ.

Слайд 12

1. МОНАДА – ЭТО ЕДИНОЕ ДУХОВНОЕ ПЕРВОНАЧАЛО МИРА.
ЭТО ПЕРВОНАЧАЛО ИЗНАЧАЛЬНО ОБЛАДАЕТ

1. МОНАДА – ЭТО ЕДИНОЕ ДУХОВНОЕ ПЕРВОНАЧАЛО МИРА. ЭТО ПЕРВОНАЧАЛО ИЗНАЧАЛЬНО ОБЛАДАЕТ
ДВОЙСТВЕННОЙ ПРИРОДОЙ: С ОДНОЙ СТОРОНЫ, ВЕЧНО-МУЖЕСКОЙ, С ДРУГОЙ- ВЕЧНО-ЖЕНСТВЕННОЙ, ЧТО ОБУСЛОВЛЕНО ЧИСЛОМ 2;
2. ДИАДА - ЭТО ЕДИНСТВО МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО, КОТОРЫЕ ПРЕДПОЛАГАЮТ ДРУГ ДРУГА. ИЗ ИХ СЛИЯНИЯ РОЖДАЕТСЯ ВСЕ МНОГООБРАЗИЕ МИРА, КОТОРОЕ СИМВОЛИЗИРУЕТ ЧИСЛО 3, И ОЗНАЧАЕТ ОНО ТРОЙСТВЕННОСТЬ МИРА (ЕДИНСТВО ПРИРОДНОГО, ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО И БОЖЕСТВЕННОГО МИРОВ), А ТАКЖЕ ТРОЙСТВЕННОСТЬ САМОГО ЧЕЛОВЕКА (ЕДИНСТВО ТЕЛА, ДУШИ И ДУХА);
3. ТРИАДА - ЭТО ОСНОВА БЕСКОНЕЧНОГО МНОГООБРАЗИЯ МИРА И МАТЕРИАЛЬНОГО, И ИДЕАЛЬНОГО. ОТСЮДА МАТЕМАТИКО-ФИЛОСОФСКАЯ ФОРМУЛА МИРОЗДАНИЯ, ПРЕДЛОЖЕННАЯ ПИФАГОРОМ: 1=2=3.

Слайд 13

2. ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ ПЛАТОНА (АФИНСКАЯ ШКОЛА)
МИРОЗДАНИЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЕДИНСТВО ДВУХ МИРОВ:

2. ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ ПЛАТОНА (АФИНСКАЯ ШКОЛА) МИРОЗДАНИЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЕДИНСТВО ДВУХ МИРОВ:

МИРА ВЕЩЕЙ И МИРА ИДЕЙ. ВЕЩИ ИЗМЕНЧИВЫ, ОТНОСИТЕЛЬНЫ, ЗАВИСЯТ ОТ ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВА, КОНЕЧНЫ. СЛЕДОВАТЕЛЬНО,
МИР ВЕЩЕЙ - ЭТО НЕПОДЛИНОЕ БЫТИЕ. НАОБОРОТ, ИДЕИ ВЕЧНЫ, "ЗАНЕБЕСНЫ", НЕ ЗАВИСЯТ ОТ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ. СЛЕДОВАТЕЛЬНО, МИР ИДЕЙ - ЭТО ПОДЛИНОЕ БЫТИЕ.
МИР ИДЕЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ СВОЕОБРАЗНУЮ ПИРАМИДУ, НА ВЕРШИНЕ КОТОРОЙ РАСПОЛАГАЕТСЯ ГЛАВНАЯ ИДЕЯ, КОТОРАЯ ЯВЛЯЕТСЯ ВЕРХОВНОЙ ПРИЧИНОЙ И КОНЕЧНОЙ ЦЕЛЬЮ БЫТИЯ. ЭТО ИДЕЯ БЛАГА, ИЛИ БОГ.
ПОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ МИРА ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ПРОЦЕСС ПРИПОМИНАНИЯ. ДУША ЕГО ДО ВСЕЛЕНИЯ В ТЕЛО ПРЕБЫВАЕТ В МИРЕ ИДЕЙ. ПОСЛЕ ВСЕЛЕНИЯ В ТЕЛО ОНА ВСПОМИНАЕТ СВОЮ ЖИЗНЬ В МИРЕ ИДЕЙ , И ЭТИ МОМЕНТЫ ПРИПОМИНАНИЯ ЧЕЛОВЕК ОСОЗНАЕТ КАК МОМЕНТЫ ОЗАРЕНИЯ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИНТУИЦИИ, В КОТОРЫЕ РАСКРЫВАЕТСЯ СУЩНОСТЬ ВЕЩЕЙ И ЯВЛЕНИЙ.

Слайд 14

ДУША ЧЕЛОВЕКА СОСТОИТ ИЗ ТРЕХ ЧАСТЕЙ: РАЗУМНОЙ, АФФЕКТИВНОЙ И ВОЖДЕЛЕЮЩЕЙ. ЭТА, ПРЕДЛОЖЕННАЯ

ДУША ЧЕЛОВЕКА СОСТОИТ ИЗ ТРЕХ ЧАСТЕЙ: РАЗУМНОЙ, АФФЕКТИВНОЙ И ВОЖДЕЛЕЮЩЕЙ. ЭТА, ПРЕДЛОЖЕННАЯ
ПЛАТОНОМ, СТРУКТУРА ДУШИ ПРЕДВОСХИТИЛА УЧЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ О СТРУКТУРЕ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА.
РАЗУМНАЯ ЧАСТЬ ДУШИ СООТВЕТСТВУЕТ ИНТЕЛЛЕКТУ, АФФЕКТИВНАЯ ЧАСТЬ ДУШИ, ДВИЖИМАЯ СТРАСТЯМИ - ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ ПСИХИКИ, А ВОЖДЕЛЕЮЩАЯ, ПРИВОДЯЩАЯ ЖЕЛАНИЯ И ИДЕИ В ПОСТУПКИ- ЭТО ВОЛЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ.
ПО МНЕНИЮ ПЛАТОНА, ГЛАВНОЙ ЗАДАЧЕЙ ВОСПИТАНИЯ ДОЛЖНО СТАТЬ ПРЕВРАЩЕНИЕ ИМЕННО РАЗУМНОЙ ЧАСТИ ДУШИ В ДОМИНАНТУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ. РАЦИОНАЛЬНОЕ ДОЛЖНО ВОЗОБЛАДАТЬ НАД ЧУВСТВАМИ.
ПЛАТОН СОЗДАЛ ПЕРВУЮ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ ЦЕЛОСТНУЮ И РАЦИОНАЛЬНУЮ СИСТЕМУ ОБЪЕКТИВНО-ИДЕАЛИСТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ. В СВЯЗИ С ЭТИМ, ЕСЛИ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА МИР НАЗЫВАЮТ "ЛИНИЕЙ ДЕМОКРИТА» В ФИЛОСОФИИ, ТО ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА МИР - "ЛИНИЕЙ ПЛАТОНА".