Содержание
- 2. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ Общая характеристика Средневековья − В I-II в. н.э. в Римской империи распространяется Христианская религия.
- 3. Основы христианства − источник – иудейская монотеистическая религия (Ветхий Завет), Евангелия и послания апостолов (Новый Завет)
- 5. РАННЯЯ СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ − Гностицизм (II в.) – дуалистическое объяснение мира; мистическая направленность. − Манихейство (Мани
- 6. Основные черты средневековой философии Теоцентризм (единственным достойным изучения и мышления признается Бог) Догматизм – набор утверждённых
- 7. ПАТРИСТИКА Отцы Церкви На Западе (латинские) На Востоке (греческие) Каппадокийские Отцы Василий Великий ок. 330 -
- 8. ПАТРИСТИКА Нисса Афины Рим Александрия Иерусалим Карфаген Гиппон Кесария Константинополь Дамаск Тагаст Павия
- 9. ПАТРИСТИКА Августин. Против академиков. Августин. О порядке. Августин. Исповедь. Августин. О граде Божием. Боэций. Комментарии к
- 10. ПАТРИСТИКА Б. Гоццоли. Видение св. Августина. В. Васнецов. Православные епископы. Василий Великий Григорий Назианзин
- 11. ПАТРИСТИКА Учение Августина − Бог является высшей сущностью. − Бог центр философского мышления (теоцентризм). − Бог
- 12. ПАТРИСТИКА − Истина о Боге познается через веру, а не через разум. − Вера не заменяет
- 13. ПАТРИСТИКА − Душа близка Богу и бессмертна. − В душе отражается Бог. − Тезис Сократа «Познай
- 14. ПАТРИСТИКА − Основа духовной жизни воля, а не разум. − Волюнтаризм (voluntas – лат.) – учение
- 15. Проблема теодицеи Теодицея (греч. θεός, бог, δίκη, справедливость) – букв., «оправдание Бога», общее обозначение религиозно-философских доктрин,
- 16. Проблема теодицеи Если Бог всеблаг и всемогущ, почему в мире столько зла? или может уничтожить зло,
- 17. Три варианта теодицеи Зло не есть что-то самосущее, а представляет собой просто отсутствие (недостаток) блага. Так
- 18. ПАТРИСТИКА Учение Августина о предопределенности Адам родился свободным и безгрешным. Искушенный дьяволом он совершил грех. Все
- 19. ПАТРИСТИКА Учение Августина Два града (царства). «Град земной» – любовь к себе до забвения Бога (обычные
- 20. СХОЛАСТИКА (IX – XVвв.) − Носит религиозный характер − Мир не имеет самостоятельного существования, все существует
- 21. СХОЛАСТИКА Ансельм Кентерберийский (1033/34-1109) Пьер Абеляр (1079-1142) Пётр Ломбардский (ок. 1100-1160) Альберт Великий (ок. 1200-1280) Бонавентура
- 22. СХОЛАСТИКА Ансельм. Монологион. Ансельм. Прослогион. Абеляр. Да и Нет. Абеляр. Логика «для начинающих». Абеляр. Теология «Высшего
- 23. СХОЛАСТИКА Рафаэль «Диспута». Фома Аквинат Бонавентура Дунс Скот Августин
- 24. СХОЛАСТИКА Л. Синьорелли. «Учители Церкви».
- 25. ФИЛОСОФИЯ ФОМЫ АКВИНСКОГО − Разум и философия суть веры. − Философия должна служить вере. − Религиозные
- 26. МИР КАК ИЕРАРХИЧЕСКИЕ СТУПЕНИ
- 27. Понятия: − сущность – эссенция (essentia) - «образ и подобие Бога» − существование – экзистенция (existentia)
- 28. Проблема бытия Бога Доказательства бытия Бога Нерациональные Рациональные Свидетельство Священного Писания Чудеса (коллективный мистический опыт) Индивидуальный
- 29. Доказательства бытия Бога Понятие и определения Бога Онтологическое доказательство Бог как абсолютно совершенная сущность Космологическое доказательство
- 30. − Общие понятия (универсалии) существуют в единичных вещах. − Образуются в человеческом разуме при абстрагировании. −
- 31. Проблема универсалий Основные сочинения Аристотель. Категории (IV в. до н.э.). Порфирий. Введение к «Категориям» Аристотеля (О
- 32. Проблема универсалий в «Категориях» Аристотеля (Отдельная) лошадь (Отдельный) человек Сущность, называемая так в самом основном, первичном
- 33. Проблема универсалий в «Категориях» Аристотеля Сущность (вторая) Живое существо (род) А вторыми сущностями называются те, к
- 34. Проблема универсалий Универсалии (лат. universalis, общий) – слова (термины), обозначающие всё то, что может сказываться о
- 35. Проблема универсалий Антисфен Платон – Человека и лошадь вижу, а человечности и лошадности не вижу. –
- 36. Проблема универсалий Универсалии образуют высший уровень бытия. Универсалии находятся в самих вещах. Человеческий ум образует универсальные
- 37. Проблема универсалий Реализм и номинализм Номинализм (лат. nomen, имя) – философское учение, утверждающее, что реальны лишь
- 38. Роды и виды или существуют и имеют самостоятельное бытие, или же образуются разумом и одним лишь
- 39. А если роды и виды существуют, но не единые по числу, а многочисленные, то не будет
- 40. Проблема универсалий Аргументация номиналистов и одновременно, либо она общая потому, что в разное время переходит в
- 41. Следовательно, универсалия как самостоятельная сущность невозможна. (тогда она не будет универсалией); либо каким-то одним из взаимоисключающих
- 42. Следовательно, «целое число [вообще]», как самостоятельная сущность, невозможно. (тогда оно не будет целым числом «вообще»); либо
- 43. Положим, универсалии – это имена. Но имена чего? Они не могут быть именами единичных вещей (именами
- 44. Проблема универсалий Реализм, номинализм, концептуализм Номинализм (лат. nomen, имя) – философское учение, утверждающее, что реальны лишь
- 45. Не обязательно рассматривать всякий раз как ложное и бесплодное такое понятие, которое, происходя от некоего подлежащего,
- 46. Проблема универсалий Аргументация концептуалистов Линия в теле есть нечто; и тем, что она есть, обязана телу,
- 47. Проблема универсалий Аргументация концептуалистов … мы мыслим роды и виды, отбирая из единичных предметов, в которых
- 48. Проблема универсалий Реализм, номинализм, концептуализм (Крайний) номинализм Universalia sunt nomina. Универсалии – это имена (слова). (Крайний)
- 49. Проблема универсалий Концептуализм Универсалии существуют трояко: до вещей (ante rem) – как их прообразы в Божественном
- 50. Проблема универсалий Реализм, номинализм, концептуализм Реализм Номинализм Крайний реализм Умеренный реализм Умеренный номинализм Крайний номинализм Ансельм
- 51. Вопросы?
- 53. Скачать презентацию