Сознание и мышление

Содержание

Слайд 2

КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ СОЗНАНИЯ

Можно выделить следующие концепции, объясняющие происхождение и сущность сознания: объективно-идеалистическая,

КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ СОЗНАНИЯ Можно выделить следующие концепции, объясняющие происхождение и сущность сознания:
дуалистическая, метафизическая, вульгарно-материалистическая, диалектико-материалистическая.

Слайд 3

Объективно-идеалистический концепция при объяснении сущности сознания признает в качестве первоосновы материального мира объективно

Объективно-идеалистический концепция при объяснении сущности сознания признает в качестве первоосновы материального мира
существующее абсолютное духовное начало: мир идей у Платона, абсолютная идея у Гегеля, Бог – у теологов. Сознание предстает как чувственно непостижимая сущность, порождающая мир вещей и человеческих идей.
Согласно «космической» теории сознание существует независимо от материальных носителей, исходит из Космоса или из разума Бога, оно едино и неделимо. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе. По мнению Г. Лейбница, в мире существует множество духовных субстанций - монад, включающих энергию Вселенной, являющихся основой сознания и рождаемой им материи.
Теория социализации сознания ставит его в зависимость от внешней, в том числе социальной, среды. Основоположник сенсуализма английский материалист Дж. Локк (XVII век) полагал, что сознание человека представляет собой подобие «чистого листа» бумаги, на котором опыт оставляет свои письмена. Дж. Локк рассматривает сознание как обязательный признак душевных явлений. Сознание рассматривается также как некая духовная сила, которая объединяет наличные переживания, делает из них личность.
Субъективный идеализм абсолютизирует человеческое сознание (сознание конкретного индивида) как первичное по отношению к чувственному миру и противоположное ему. Крайняя форма субъективного идеализма – солипсизм - базируется на постулате – «Существую только я и мои ощущения. Весь мир – комплекс моих ощущений» (Дж. Беркли). Сознание, с точки зрения солипсистов, - это единственно достоверная реальность, а материальный мир – его порождение
Дуалистический подход основан на концепции психофизического параллелизма, согласно которому – психическое и физическое рассматриваются как две самостоятельные субстанции (Рене Декарт).
Метафизический материализм признает сознание вторичным по отношению к материи и отрицает его активный творческий характер. Сознание предстает как зеркальное отражение внешнего мира.
Вульгарные материалисты отождествляют сознание и материю, сводя сознание к вещественным образованиям в мозгу человека. Представители этого направления утверждают, что «мозг вырабатывает мысль подобно тому, как печень вырабатывает желчь» (К. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт).

Слайд 4

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И СВОЙСТВА СОЗНАНИЯ

Основными характеристиками сознания являются идеальность, интенциональностъ, рефлексивность, целеполагание, творческая

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И СВОЙСТВА СОЗНАНИЯ Основными характеристиками сознания являются идеальность, интенциональностъ, рефлексивность,
природа и ряд других.

Слайд 5

ИДЕАЛЬНОСТЬ СОЗНАНИЯ

Идеальность сознания означает то, что оно не сводимо к материальным процессам, которыми сопровождается

ИДЕАЛЬНОСТЬ СОЗНАНИЯ Идеальность сознания означает то, что оно не сводимо к материальным
его деятельность (к физико-химическим, биологическим и другим процессам в мозге человека). Сознание не воспринимается органами чувств, оно оперирует образами мира, лишенными их реальных природных и социальных свойств.
Лидерами двух противоположных точек зрения по природе идеального были советские философы Д.И. Дубровский и Э.В. Ильенков.
Идеальное — это субъективная реальность, существующая только в личностной форме, — такова теоретическая позиция Д.И. Дубровского.
Идеальное выявляется и фиксируется только в исторически сложившихся формах духовной культуры, в социально значимых формах своего выражения — такова теоретическая позиция Э.В. Ильенкова.
Необходимо отметить, что в дискуссии между двумя философами большинство советских философов поддержало Д.И. Дубровского. Тем не менее в последнее время наблюдается интерес к идеям

Слайд 6

ИНТЕНЦИОНАЛЪНОСТЬ

Следующая характеристика сознания — интенционалъностъ (от лат. intention — букв, стремление'). Интенциональность фиксирует особенность человеческого сознания,

ИНТЕНЦИОНАЛЪНОСТЬ Следующая характеристика сознания — интенционалъностъ (от лат. intention — букв, стремление').
состоящую в его направленности на какой-нибудь предмет, в идеальном «полагании» предмета в мысли.
Большое значение понятию «интенциональность» придавал выдающийся немецкий философ, основоположник феноменологии
Э. Гуссерль (1859-1938). Феноменология — это наука о феноменах сознания и их анализе. Феноменология ориентируется на непосредственный опыт сознания. Рассматривая интенциональность как направленность на предмет, как главную характеристику абсолютного сознания, Э. Гуссерль выделяет в нем два момента — интен- ционалъный акт (способ данности предмета сознанию — ноэсис) и интенционалъный предмет (то, на что направлен акт, — поэма).
Влияние идей Э. Гуссерля сказалось на развитии западной философии XX в., его феноменология послужила одним из источников экзистенциализма и герменевтики.
Таким образом, интенциональность — направленность на предмет, чистая структура сознания, свободная от персональных характеристик отдельного индивида. Интенциональность тесно связана с конституированием (полаганием) смысла предмета. Сознавать — это понимать то, к чему в данный момент устремлено наше сознание, придавать предмету определенное значение.

Слайд 7

РЕФЛЕКСИВНОСТЬ

Рефлексивность предполагает, что сознание не только отражает и осмысливает то, что окружает человека,

РЕФЛЕКСИВНОСТЬ Рефлексивность предполагает, что сознание не только отражает и осмысливает то, что
но и способно направляться на самое себя. Самосознание существует в пределах самого сознания. Одним из первых философов, кто обратил внимание на самосознание, был великий Сократ, утверждавший: «Познай самого себя». Русский философ С.Л. Франк делил сознание на предметное сознание, сознание как переживание и самосознание. Необходимо подчеркнуть, что у разных людей — разная степень самосознания. Это зависит от общего уровня развития человека. Человек может поверхностно контролировать свои мысли и чувства, а может осуществлять глубокий и детальный анализ своего «Я», своих стремлений, желаний, чувств, мыслей.
Человек рефлексирует над тем, как он воспринимает этот мир, как он говорит и как себя ведет. Размышляя над собой, над своим поведением, мыслями, эмоциями, человек познает самого себя. Необходимо подчеркнуть, что самосознание, так же как и сознание, социально по своей природе. Феномен самосознания может возникнуть только в обществе, когда рядом с индивидом находятся такие же, как он, индивиды. В таком случае индивид сравнивает, сопоставляет себя с другими людьми. Самосознание приводит к самооценке, самоконтролю и саморегуляции.

Слайд 8

СПЕЦИФИКА МЫШЛЕНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТА СОЗНАНИЯ

Мышление является одним из элементов структуры сознания. Спецификой

СПЕЦИФИКА МЫШЛЕНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТА СОЗНАНИЯ Мышление является одним из элементов структуры сознания.
мышления как элемента сознания является его разделение на:
В зависимости от глубины обобщенности различают эмпирическое и теоретическое мышление.
В зависимости от стандартности/нестандартности решаемых задач и операциональных процедур различаются алгоритмическое, дискурсивное, эвристическое и творческое мышление.

Слайд 9

ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЯ

Эмпирическое мышление (от греч. empeiria — опыт) дает первичные обобщения

ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЯ Эмпирическое мышление (от греч. empeiria — опыт) дает
на основе опыта. Эти обобщения делаются на низком уровне абстракции. Эмпирическое познание — низшая, элементарная ступень познания. Эмпирическое мышление не следует смешивать с практическим мышлением.
Особенностью практического мышления является тонкая наблюдательность, способность сконцентрировать внимание на отдельных деталях события, умение использовать для решения частной задачи то особенное и единичное, что не входило полностью в теоретическое обобщение, умение быстро переходить от размышления к действию.
Теоретическое мышление неразрывно связано с практикой, но в своих конечных результатах имеет относительную самостоятельность; оно основывается на предшествующих знаниях и, в свою очередь, служит основанием последующего познания.
В зависимости от стандартности/нестандартности решаемых задач и операциональных процедур различаются алгоритмическое, дискурсивное, эвристическое и творческое мышление.

Слайд 10

алгоритмическое, дискурсивное, эвристическое и творческое мышление.

Алгоритмическое мышление ориентировано на заранее установленные правила, общепринятую последовательность

алгоритмическое, дискурсивное, эвристическое и творческое мышление. Алгоритмическое мышление ориентировано на заранее установленные
действий, необходимых для решения типовых задач.
Дискурсивное (от лат. discursus — рассуждение) мышление основано на системе взаимосвязанных умозаключений.
Эвристическое мышление (от греч. heuresko — нахожу) — это продуктивное мышление, состоящее в решении нестандартных задач.
Творческое мышление — мышление, приводящее к новым открытиям, принципиально новым результатам.
Различают также репродуктивное и продуктивное мышление.
Репродуктивное мышление — воспроизведение ранее полученных результатов. В этом случае мышление смыкается с памятью.
Продуктивное мышление — мышление, приводящее к новым познавательным результатам.

Слайд 11

ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ

Формы мышления характеризуют структурное строение высказываемых мыслей. Основные формы мышления включают

ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ Формы мышления характеризуют структурное строение высказываемых мыслей. Основные формы мышления
в себя понятия, суждения и умозаключения.

Слайд 12

ПОНЯТИЕ

Понятие - это форма мышления, отражающая класс однородных объектов на самом высоком уровне

ПОНЯТИЕ Понятие - это форма мышления, отражающая класс однородных объектов на самом
обобщения посредством фиксации их общих признаков. В качестве признаков выступают свойства и отношения между объектами. Другими словами, понятие - это мысль о целом классе объектов (предметов или явлений), выделяющая их главные, взаимосвязанные между собой общие свойства и характеристики. Это внутреннее, мысленное психологическое представление об общих свойствах объектов. Произнеся понятие «дерево», человек выделяет из огромного растительного мира класс растений, которые имеют штамб солидных размеров и мощную крону, образованную системой ветвей.
Трудно представить жизнь человека, лишенного возможности оперировать понятиями. Чтобы безошибочно ориентироваться в мире, потребовалось бы каждому предмету, относящемуся к одному и тому же классу (например, каждой из рядом стоящих в лесу сосен), давать свое, только ему принадлежащее название («имя»).
Понятия бывают общие и единичные, конкретные и абстрактные. Общие понятия относятся к некоторой группе объектов, объединенных, как правило одним и тем же названием и обладающих одинаковыми признаками. Так, понятие «темперамент» относится ко всем людям. Единичные понятия характеризуют свойства, относящиеся к одному объекту. Указывая, например, на сангвинический тип темперамента данного человека, мы отражаем единичное свойство.
Конкретные понятия относятся ко вполне определенному, легко представляемому объекту (например, понятие «кора головного мозга»). Абстрактные же отражают свойства и явления объектов, которые трудно представить и классифицировать (например, понятие «психическое развитие»).
Оперирование с понятиями относится к высшему уровню мышления, характерному для его словесно-логического вида. Этот вид свойствен человеку начиная с определенного возраста и продолжает совершенствоваться практически всю его жизнь. Понятие рассматривается как форма абстрактного мышления, результат обобщения свойств единичных конкретных предметов, явлений и выделения в них существенных признаков.
Имеется две стратегии усвоения понятий - экземпляра и проверки гипотезы.

Слайд 13

СУЖДЕНИЕ

Суждение - процесс (или результат) формирования мнения или заключения, основанного на ранее осознанной

СУЖДЕНИЕ Суждение - процесс (или результат) формирования мнения или заключения, основанного на
информации. Суждение проявляется в утверждении, предположении, критике, заявлении, настаивании и т.п. Это результат способности индивида понимать и в этом качестве включает в себя осознание всевозможных связей между предметами, явлениями и процессами. «Общительный человек - добрый человек» - не бесспорное, но частное возможное суждение какого-то индивида, сформированное у него на основе личного опыта взаимодействия с другими людьми.
Различают типы суждений:
формальное, характеризующее сам факт взаимосвязи между объектами без акцента на их истинность или ложность («голубое небо» — истинность этого суждения определяется предшествующими суждениями, относящимися к разговору о небе);
эмпирическое, характеризующее факт взаимосвязей между объектами как результат наблюдения за ними и, следовательно, предоставляющее возможность проверки их истинности («посмотри, какое небо голубое!»).

Слайд 14

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ

Умозаключение - высшая форма мышления, приводящая к новому суждению в результате оперирования с

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ Умозаключение - высшая форма мышления, приводящая к новому суждению в результате
другими понятиями и суждениями. Умозаключения формируются часто на основе суждений предшествующих заключению, и служат доказательством, добытым логическим путем. «Флегматик - человек спокойного нрава. Петров - спокойный человек, значит, он флегматик». Здесь два суждения («флегматик - человек спокойный» и «Петров - спокойный человек») приводят к умозаключению, что Петров является флегматиком. Конечно, спокойствие Петрова может обеспечиваться его сильной волей (даже если он имеет холерический темперамент), но такова уж нить мыслительных операций у автора этого умозаключения.
Чаще всего на практике используются такие типы умозаключений:
индукция - когда из частных суждений и понятий на основе логических операций формируются более общие (пример: все собаки имеют хвост, четыре лапы и лают; это мохнатое существо - на четырех лапах с хвостом и лает, следовательно, перед нами собака); дедукция - когда в результате логических операций из общего знания об объектах формируются более частные сведения, следствия (пример: все летчики - люди смелые; Иванов - летчик, следовательно, человек смелый);
аналогия - когда умозаключение базируется на схожести наиболее значимых признаков психологических объектов;
предположение - когда умозаключение формируется на базе вероятностных понятий и неполной информации об изучаемом объекте (например, о том, что планета Земля имеет форму шара и вертится вокруг Солнца, Н. Коперник предположил в 1543 г. в своей книге «О вращениях небесных сфер» на основе наблюдений периодически сменяющихся явлений дня и ночи лета и зимы).