Становление философии нового времени. (Лекция 4.1)

Содержание

Слайд 2

Литература
Обязательная:

Введение в философию. –М., 2004.

Философия: Учебник. –М., Воен. Ун-т, 2004.

Философия:

Литература Обязательная: Введение в философию. –М., 2004. Философия: Учебник. –М., Воен. Ун-т,
Под ред. Митрошенкова О.А. –М., 2004.

Философия: Под ред. Сидоренко Н.И. –М., 2004.

Философия: Под ред. Спиркина А.Г. – М., 2004.

Философия: Учебное пособие, Часть 1. –М., Воен.ун-т., 2007.

1

2

3

4

5

6

История философии в кратком изложении. – М., 1991.

Философско-энциклопедический словарь. –Минск., 1998.

7

8

Слайд 3

Вопрос лекции:

1

Возрождение как предпосылка идей
Нового времени

Вопрос лекции: 1 Возрождение как предпосылка идей Нового времени

Слайд 4

Кризис феодальных производственных отношений

Рост городов, превращение их в торгово-ремесленные,
военные,

Кризис феодальных производственных отношений Рост городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, политические
политические и культурные центры

Укрепление, централизация европейских государств,
усиление светской власти

Кризис церкви и схоластической церковной философии

Повышение роли уровня светской образованности в Европе
(рост университетов)

Великие географические открытия эпохи
(Колумб, Васко де Гама, Магелан)

Научно-технические изобретения эпохи
(доменная печь, микроскоп, телескоп, книгопечатание и др.)
Предпосылки возникновения

Слайд 5

Основные
черты

антропоцентризм и гуманизм

антисхоластическая направленность, оппозиционность к церкви, но не

Основные черты антропоцентризм и гуманизм антисхоластическая направленность, оппозиционность к церкви, но не
отрицание ее

научно-материалистическое
понимание и объяснение природы

обращенность к анализу проблем
человека, общества и государства

жизнеутверждающий социальный оптимизм и утопизм

Философия возрождения – совокупность философских направлений, которые объединяли антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его физический
и духовный потенциал, в переустройство общества на справедливых началах

Слайд 6

гуманистическое

натурфилософское

реформационное

социально-политическое

социально-утопическое
Философская мысль эпохи Возрождения

гуманистическое натурфилософское реформационное социально-политическое социально-утопическое Философская мысль эпохи Возрождения

Слайд 7

Гуманистическая философия
Д. Алигьери
Ф. Петрарка
Л. Валла


восхваляет человека и его изначально
добрую

Гуманистическая философия Д. Алигьери Ф. Петрарка Л. Валла восхваляет человека и его
природу


отходит от трактовки человека как
божественного создания


призывал к активному действию, борьбе
по изменению мира


отвергал аскетизм и самоотрешение


возможности человека и его разума
безграничны


успехов и счастья можно добиться
опираясь на свои силы


человек должен жить не для Бога,
а для самого себя

Слайд 8


Н. Коперник
(1473-1543 )
Д. Бруно
(1548-1600 )
Г. Галилей
(1564-1642 )

Натурфилософское направление


Земля не является

Н. Коперник (1473-1543 ) Д. Бруно (1548-1600 ) Г. Галилей (1564-1642 )
центром Вселенной
(отвергается господство геоцентризма)


Солнце является лишь центром по отношению
к Земле (гелиоцентризм)


Космос бесконечен, его процессы объяснимы
и лишены священного смысла


Вселенная не имеет центра, она состоит из
галактик, число миров в ней бесконечно


Вселенная и бог одно целое, не существует
Бога отдельно от Вселенной

Слайд 9


равенство прав мужчин и женщин

жители верят в Бога, существует

равенство прав мужчин и женщин жители верят в Бога, существует полная веротерпимость
полная
веротерпимость


ликвидация частной собственности


равномерное распределение результатов
труда между всеми членами общества

выборность должностных лиц
(прямо или косвенно)
Томас Мор
(1448-1535)
Томмазо Кампанелла
(1568-1639)

общественный совместный характер
жизни, быта и отдыха

Утопизм (в пер. с греч. - место, которого нет) – теория, изображающая идеальный общественный строй на принципах справедливости, свободы, равенства, не осуществимый на практике


совместный обязательный труд
всех людей в интересах общества
Социально-утопическое направление

Слайд 10

Вопрос лекции:

2
Философия Нового времени. Эмпиризм и рационализм.

Вопрос лекции: 2 Философия Нового времени. Эмпиризм и рационализм.

Слайд 11

Основные
черты
эпохи

формирование опытной науки в
современном ее значении

подготовка и проведение

Основные черты эпохи формирование опытной науки в современном ее значении подготовка и
первых буржуазных революций (Голландия, Англия, Франция)

новое понимание целей и задач познания

постановка вопроса о методологии
научного познания

ослабление духовного диктата церкви на социальные институты и процессы

научные открытия эпохи (законы классической механики, магнетизм, кровообращения и др.)

Слайд 12

Основные школы:


Английский материализм


Идеалистическая
философия


Французский
материализм


Философский рационализм

4

1

3

2
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Философия
Просвещения

5

Философия
энциклопедистов

6

Философия

Основные школы: Английский материализм Идеалистическая философия Французский материализм Философский рационализм 4 1
Нового времени – совокупность философских направлений, которых объединяла общая нацеленность на познание природы и человека, выработка методологии научного познания

Русская философия

7

Слайд 13


Ф. Бэкон (1561-1626)
Т.Гоббс (1588-1679)
Дж. Локк (1632-1704)

Ж. Ламетри (1709-1751)
К. Гельвеций (1715-1771)
П.Гольбах (1723-1789)

Ф. Бэкон (1561-1626) Т.Гоббс (1588-1679) Дж. Локк (1632-1704) Ж. Ламетри (1709-1751) К.

Вольтер (1694-1778)
Руссо (1712-1778)
Гердер (1774-1803)
Кондорсе (1743-1794)
Б.Спиноза (1632-1677)
Р.Декарт (1596-1650)
Д.Беркли (1684-1753)
Д.Юм (1711-1776)
И.Кант (1724-1804)
Г.Гегель 1770-1831)
Дидро (1713-1784)
Д.Аламбер (1717-1783)

ПРЕДСТАВИТЕЛИ ФИЛОСОФИИ
НОВОГО ВРЕМЕНИ

Слайд 14

природа - есть единая материальная субстанция

вне природы ничто не может

природа - есть единая материальная субстанция вне природы ничто не может существовать
существовать

никакой другой самостоятельно существующей субстанции нет


природа - вечна, она находится в
постоянном движении

природа познаваема на основе
чувственного опыта, а знание – сила
Натурфилософия Нового времени
Т. Гоббс
Дж. Локк
Б.Спиноза
П.Гольбах
Ф.Бэкон

Слайд 15

знание независимо от веры, оно
основано на опыте и разуме

важнейшим

знание независимо от веры, оно основано на опыте и разуме важнейшим источником
источником человеческих знаний является чувственный опыт

предметом изучения философии и
науки является природа и человек

познание начинается с ощущений и завершается в разуме

истина есть то, что верно отражает вещи в нашем мышлении

критика декартовского положения о наличии врожденных идей в разуме
Эмпиризм Нового времени
Ф.Бэкон

1

2

3

4

5

6

Слайд 16

Философский рационализм Нового времени

исходным началом философии является мышление

духовная субстанция имеет

Философский рационализм Нового времени исходным началом философии является мышление духовная субстанция имеет
врожденные идеи (идея Бога, числа, фигуры)

с помощью разума и метода можно логически вывести все знание о мире

основным источником и критерием истинности знания является разум
Р.Декарт

Слайд 17

ясность и отчетливость положений,
не вызывающих никаких сомнений в
их истинности

расчленение

ясность и отчетливость положений, не вызывающих никаких сомнений в их истинности расчленение
сложной проблемы
на столько частей, сколько требуется
для лучшего ее понимания

мыслить по порядку, начиная от
вещей наиболее простых и постепенно
поднимаясь до самых сложных

не делать никаких пропусков в логических
звеньях исследования, не упускать ничего
существенного
Учение о методе Р. Декарта

Слайд 18

Вопрос лекции:

3
3. Социально-философская проблематика
Нового времени

Вопрос лекции: 3 3. Социально-философская проблематика Нового времени

Слайд 19

причиной неравенства людей является частная собственность

чрезмерное богатство порождает
праздность

причиной неравенства людей является частная собственность чрезмерное богатство порождает праздность и развращает
и развращает нравы
Ж.Ж. Руссо
Вольтер

история не есть проявление божественной воли, а творчество самих людей

прогресс в обществе определяется распространением передовых идей и творчеством выдающихся личностей

личный интерес – движущая сила человеческого поведения

чрезмерная власть ведет к деспотизму, а чрезмерная свобода к своеволию
К.Гельвеций

Слайд 20

Философское учение Т. Гоббса о государстве

государство представляет собой
«искусственное тело»

государство

Философское учение Т. Гоббса о государстве государство представляет собой «искусственное тело» государство
есть аппарат насилия,
оно не имеет божественного
происхождения

люди по договору поступаются своими правами, которыми пользовались в естественном состоянии, взамен на
гарантию своей безопасности

возникло на основе естественного
договора между людьми

цель государства - издавать законы, защищать свободы и собственность граждан