Содержание
- 2. ПЛАН: 1. Общая характеристика культурных тенденций периода 2. Декарт – основатель современной философии и психофизиологии 3.
- 3. 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ПЕРИОДА Факторы перехода к эпохе Нового времени Культурные тенденции, символизирующие переход
- 4. ДВИЖЕНИЕ РЕФОРМАЦИИ - ВАЖНЫЙ ИСТОЧНИК ДУХОВНОЙ РЕВОЛЮЦИИ ПЕРИОДА НОВОГО ВРЕМЕНИ Наиболее важным феноменом Нового времени в
- 5. Идейным вождем движения Реформации был Мартин Лютер (1483-1546), который в 1517 г. бросил открытый вызов Церкви,
- 6. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ В КОНЦЕПЦИИ Г. ГАЛИЛЕЯ У истоков научной революции и мировоззрения Нового времени стоит
- 7. Галилей придерживался концепции двух истин, отстаивал автономию научного знания, право исследователя мыслить свободно, без оглядки на
- 8. Галилей говорит об огромных познавательных возможностях человека, способного раскрыть истину. Он ставит риторический вопрос: "Кто сможет
- 9. ВКЛАД Ф. БЭКОНА В ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ XVII В. Второй ученый, оказавший мощное воздействие на становление
- 10. Идеалом научной мысли Бэкон считает естествознание, называя его "великой матерью всех наук". Естественные науки, согласно его
- 11. Бэкон выделяет 4 вида "идолов", влияющих на человеческий ум. 1. "Идолы рода" - предрассудки, которые "вскормлены
- 12. 2. "Идол пещеры" - ложные представления, исходящие от отдельного человека. Бэкон образно пишет, что каждый человек,
- 13. 3. "Идол площади, или рынка" - проявление влияния на сознание коллективного опыта людей. Особую роль здесь
- 14. 4. "Идол театра" - результат слепой веры в авторитеты, философские доктрины. Особенно велико доверие людей к
- 15. 2. ДЕКАРТ - ОСНОВАТЕЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИИ Декарт родился 31 марта 1596 г. в знатной
- 16. XVII век обычно характеризуют как век гениев. Но, безусловно, Декарт - фигура первой величины этой эпохи:
- 17. В работе выдвигаются 4 главных правила, которыми должен руководствоваться исследователь, дабы достичь объективности, отличить ложное от
- 18. Декарт рисует путь познания. По его мнению, есть три вида идей: 1) врожденные, обнаруживаемые человеком в
- 19. Декарт подчеркивает, что органические процессы и ряд элементарных психических функций зависят от внешних воздействий и материальных
- 20. Центральное место в системе психологических взглядов Декарта занимает его учение о страстях души. Страсти подразделяются на
- 21. 3. ТОМАС ГОББС - ОСНОВОПОЛОЖНИК СЕНСУАЛИЗМА Т. Гоббс был сыном сельского священника и крестьянки. Окончил Оксфордский
- 22. Гоббс выступал против схоластики, враждебно относился к Аристотелю. Эталоном научной дедуктивной методологии считал учение Евклида. Основная
- 23. Гоббс категорически отвергает душу как особую сущность. Человек определяется им как телесное существо. Опровергается дуализм Декарта,
- 24. Гоббс развивает далее учение о рефлексе, но, в отличие от Декарта, описывает рефлекторный акт не как
- 25. Гоббс отвергает свободу, доказывая, что движение и его последствия жестко все предопределяют: "Свобода воли или желания
- 26. 4. ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ БЕНЕДИКТА СПИНОЗЫ Одним из первых оппонентов Декарта был голландский мыслитель Барух (Бенедикт) Спиноза
- 27. Так же как и Декарт, Спиноза был представителем рационалистического подхода в европейской философии. Не отвергая роль
- 28. Человек у Спинозы - один из конечных модусов, объединяющий в себе два атрибута субстанции - мыслящую
- 29. ЭТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СПИНОЗЫ В "Этике" Спиноза ставит вопрос о свободе человека, связывая его решение с понятием
- 31. Скачать презентацию
Слайд 2ПЛАН:
1. Общая характеристика культурных тенденций периода
2. Декарт – основатель современной философии
ПЛАН:
1. Общая характеристика культурных тенденций периода
2. Декарт – основатель современной философии

3. Томас Гоббс – основоположник сенсуализма
4. Философско-психологическое учение Бенедикта Спинозы
Слайд 31. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ПЕРИОДА
Факторы перехода к эпохе Нового времени
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ПЕРИОДА
Факторы перехода к эпохе Нового времени

Культурные тенденции, символизирующие переход к историческому этапу, вошедшему в историю под названием "Новое время", складываются к середине XVI в.
Водоразделом между эпохой Средневековья и периодом Нового времени является первая буржуазная революция в Нидерландах против испанского владычества (середина XVI в.), открывшая путь развитию капиталистических отношений.
Факторы, определяющие переход на новую общественную стадию развития: в области общественного бытия - развитие производительных сил; в области общественного сознания - развитие идей Реформации и важные открытия в области науки.
Основными сферами проявления научной революции стали религия и наука, отразившие новые тенденции в развитии производительных сил.
Особое место в истории Нового времени отводится XVII в., периоду становления новых социально-экономических отношений и нового мировоззрения, крушения старых и утверждения новых ценностей. Этот период - с середины XVI и до конца XVII в. - получил название периода "научной революции".
Слайд 4ДВИЖЕНИЕ РЕФОРМАЦИИ - ВАЖНЫЙ ИСТОЧНИК ДУХОВНОЙ РЕВОЛЮЦИИ ПЕРИОДА НОВОГО ВРЕМЕНИ
Наиболее важным феноменом
ДВИЖЕНИЕ РЕФОРМАЦИИ - ВАЖНЫЙ ИСТОЧНИК ДУХОВНОЙ РЕВОЛЮЦИИ ПЕРИОДА НОВОГО ВРЕМЕНИ
Наиболее важным феноменом

Слайд 5Идейным вождем движения Реформации был Мартин Лютер (1483-1546), который в 1517 г.
Идейным вождем движения Реформации был Мартин Лютер (1483-1546), который в 1517 г.

Лютер, отвергал притязания католической церкви на роль посредника между человеком и Богом, утверждал, что человек должен лично общаться с Богом. При этом им умалялась роль социума и других людей в жизни человека, спасение рассматривалось как дело личной веры. Тем самым разрушался вековой корпоративизм в отношениях людей и церкви, происходила атомизация общества, утверждались идеи индивидуализма.
Слайд 6МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ В КОНЦЕПЦИИ Г. ГАЛИЛЕЯ
У истоков научной революции и
МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ В КОНЦЕПЦИИ Г. ГАЛИЛЕЯ
У истоков научной революции и

Слайд 7Галилей придерживался концепции двух истин, отстаивал автономию научного знания, право исследователя мыслить
Галилей придерживался концепции двух истин, отстаивал автономию научного знания, право исследователя мыслить

Слайд 8Галилей говорит об огромных познавательных возможностях человека, способного раскрыть истину. Он ставит
Галилей говорит об огромных познавательных возможностях человека, способного раскрыть истину. Он ставит

Слайд 9ВКЛАД Ф. БЭКОНА В ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ XVII В.
Второй ученый, оказавший
ВКЛАД Ф. БЭКОНА В ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ XVII В.
Второй ученый, оказавший

Слайд 10Идеалом научной мысли Бэкон считает естествознание, называя его "великой матерью всех наук".
Идеалом научной мысли Бэкон считает естествознание, называя его "великой матерью всех наук".

Приступая к решению задач реформирования науки, Ф. Бэкон ставит две задачи: 1) глубокое преобразование массива накопленных знаний, его рациональная организация и упорядочивание; 2) разработка методов получения нового знания
Объектом философии как знания об общих основах выступают: Бог, природа и человек. Исходя из этого, выделяется два раздела философского знания: Божественная философия, изучающая Бога, и естественная философия, предметом исследования которой являются природа и человек.
Слайд 11Бэкон выделяет 4 вида "идолов", влияющих на человеческий ум.
1. "Идолы рода" -
Бэкон выделяет 4 вида "идолов", влияющих на человеческий ум. 1. "Идолы рода" -

Слайд 122. "Идол пещеры" - ложные представления, исходящие от отдельного человека. Бэкон образно
2. "Идол пещеры" - ложные представления, исходящие от отдельного человека. Бэкон образно

Слайд 133. "Идол площади, или рынка" - проявление влияния на сознание коллективного опыта
3. "Идол площади, или рынка" - проявление влияния на сознание коллективного опыта

Слайд 144. "Идол театра" - результат слепой веры в авторитеты, философские доктрины. Особенно
4. "Идол театра" - результат слепой веры в авторитеты, философские доктрины. Особенно

Слайд 152. ДЕКАРТ - ОСНОВАТЕЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИИ
Декарт родился 31 марта
2. ДЕКАРТ - ОСНОВАТЕЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИИ
Декарт родился 31 марта

Слайд 16XVII век обычно характеризуют как век гениев. Но, безусловно, Декарт - фигура
XVII век обычно характеризуют как век гениев. Но, безусловно, Декарт - фигура

Первый его труд - "Трактат о физике", включающий знания по космологии ("Мир, или Трактат о свете") и антропологии ("Трактат о человеке"), был написан в 1633 г. Но, узнав о начавшемся суде над Г. Галилеем, Декарт как сторонник гелиоцентрической концепции строения мира не решается его опубликовать, опасаясь преследований со стороны церкви.
Главной задачей Декарта становится обоснование объективности разума и независимости науки от религии. Этой проблеме он посвящает свой труд "Рассуждение о методе" (1637). Декарт ратует за создание строгой науки, базирующейся на бесспорных истинах. Именно на фундаменте науки Декарт сосредотачивает свое внимание, утверждая, что от прочности основания зависят масштабы и прочность всего здания создаваемой им системы знания. Ее основой должно стать естествознание.
Слайд 17В работе выдвигаются 4 главных правила, которыми должен руководствоваться исследователь, дабы достичь
В работе выдвигаются 4 главных правила, которыми должен руководствоваться исследователь, дабы достичь

Слайд 18Декарт рисует путь познания. По его мнению, есть три вида идей:
1)
Декарт рисует путь познания. По его мнению, есть три вида идей:
1)

2) приобретенные идеи, приходящие в сознание извне и обращающие его к вещам, отличным от самого человека;
3) сотворенные идеи, сконструированные самим человеком.
Слайд 19Декарт подчеркивает, что органические процессы и ряд элементарных психических функций зависят от
Декарт подчеркивает, что органические процессы и ряд элементарных психических функций зависят от

Декарт вводит новое понимание психического как непосредственно переживаемого и осознаваемого. Но из такого понимания вытекает вывод об отсутствии психики у животных и тем самым разрывается генетическая связь между психикой животного и психикой человека. Явления сознания как непосредственно переживаемые доступны для их познания только самому субъекту, и способ их познания только один – интроспекция.
Слайд 20Центральное место в системе психологических взглядов Декарта занимает его учение о страстях
Центральное место в системе психологических взглядов Декарта занимает его учение о страстях

Страсти подразделяются на 3 группы:
Чисто физиологические - от восхищения до гнева, от радости до печали (здесь ощущение навязывает свой закон субъекту).
Психологические, в которых душа и тело проявляются в единстве и которые могут определяться как субъектом, так и объектом - это желание, надежда, страх, любовь, ненависть.
Моральные, связанные со свободой воли и несущие на себе печать души (одна из них - щедрость).
Слайд 213. ТОМАС ГОББС - ОСНОВОПОЛОЖНИК СЕНСУАЛИЗМА
Т. Гоббс был сыном сельского священника
3. ТОМАС ГОББС - ОСНОВОПОЛОЖНИК СЕНСУАЛИЗМА
Т. Гоббс был сыном сельского священника

Слайд 22Гоббс выступал против схоластики, враждебно относился к Аристотелю. Эталоном научной дедуктивной методологии
Гоббс выступал против схоластики, враждебно относился к Аристотелю. Эталоном научной дедуктивной методологии

Гоббс - сторонник учения о двух истинах. Он говорил о необходимости "отделять религию, т.е. правила, согласно которым следует чтить Бога, и правила философии, т.е. учения частных людей. При этом истины религии должно доставлять Священное Писание, а философские учения - естественный разум…". Гоббс утверждал, что догматы религии не нуждаются в рационализации, поэтому философия не должна обслуживать богословие; ее задача состоит в изучении и объяснении человека и мира. Подчеркивал практический смысл философии как условия предотвращения гражданских войн и обеспечения мира и "блага человеческого рода".
Слайд 23Гоббс категорически отвергает душу как особую сущность. Человек определяется им как телесное
Гоббс категорически отвергает душу как особую сущность. Человек определяется им как телесное

Все психические функции - проявление деятельности тела. Они включены в общие законы мира, подчиняются им, представляя по своей природе разновидность движения - особое внутреннее состояние движущейся материи. Ощущение - итог воздействия движущегося объекта на чувствующего субъекта, который, в свою очередь, реагирует движением, и из него возникает образ или представление. Движениями являются также чувства удовольствия, боли, стремления, желания, любви, ненависти, а также воля.
Слайд 24Гоббс развивает далее учение о рефлексе, но, в отличие от Декарта, описывает
Гоббс развивает далее учение о рефлексе, но, в отличие от Декарта, описывает

Разум он определяет как продукт ассоциации, имеющий своим источником прямое чувственное общение организма с материальным миром, т.е. опыт. Природа ума трактуется им механистически и сводится к операциям сложения и вычитания наименований. Рассуждать, по Гоббсу, - значит производить вычисления, считать.
Слайд 25Гоббс отвергает свободу, доказывая, что движение и его последствия жестко все предопределяют:
Гоббс отвергает свободу, доказывая, что движение и его последствия жестко все предопределяют:

Благо - это предмет стремления человека; зло - то, чего человек избегает. Моральные ценности, по сути, отвергаются и заменяются прагматическими мотивами. Человек, согласно Гоббсу, по природе эгоистичен, руководствуется своими индивидуальными интересами.
Слайд 264. ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ БЕНЕДИКТА СПИНОЗЫ
Одним из первых оппонентов Декарта был голландский
4. ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ БЕНЕДИКТА СПИНОЗЫ
Одним из первых оппонентов Декарта был голландский

Спиноза родился в Амстердаме, в состоятельной семье испанских евреев. Учился в еврейской религиозной школе, где освоил древнееврейский язык, глубоко изучил Библию и Талмуд. Посещал также школу Франциска Ван ден Эндена, последователя Дж. Бруно. Через него Спиноза сошелся с республиканцами и христианскими сектантами. Все отчетливее по мере взросления осознавал неприятие принципов иудейской религии, что проявилось в столкновениях с теологами религиозной общины. В 1656 г. Спиноза был отлучен, проклят и изгнан из еврейской общины. Он уезжает в деревню, начинает трудом зарабатывать на жизнь. В 1669 г. перебирается в Гаагу - резиденцию республиканского правительства.
В 1670 г. анонимно публикуется "Богословско-политический трактат" Спинозы, вызвавший ожесточенную полемику, в 1677 г. - основной труд ученого - "Этика". После смерти Спинозы выходят также его работы "Политический трактат" и "Переписка". Лишь в начале XIX в. его сочинения были изданы легально.
Слайд 27Так же как и Декарт, Спиноза был представителем рационалистического подхода в европейской
Так же как и Декарт, Спиноза был представителем рационалистического подхода в европейской

Чувственные данные могут быть получены как в личном опыте индивида, так и от других индивидов, которые также опираются на чувственный опыт. Спиноза критически оценивает эти источники знания. Он выступает против поспешных обобщений, абстрактных заключений. Особенно резко он оценивает реализм, онтологизирующий универсалии и объявляющий их сущностями.
Слайд 28Человек у Спинозы - один из конечных модусов, объединяющий в себе два
Человек у Спинозы - один из конечных модусов, объединяющий в себе два

Спиноза выделяет и причину дуализма Декарта - механицизм его воззрений, понимание организма как машинообразного устройства, ограничивающее возможности телесной детерминации психических явлений. То есть человек предстает в учении Спинозы как целостное существо.
Особый интерес для психологии представляет теория аффектов (страстей) Спинозы, рассматриваемых им как побудительные силы человеческого поведения
Слайд 29ЭТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СПИНОЗЫ
В "Этике" Спиноза ставит вопрос о свободе человека, связывая его
ЭТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СПИНОЗЫ
В "Этике" Спиноза ставит вопрос о свободе человека, связывая его

Но если свобода и необходимость у Спинозы органически связаны, то свобода и принуждение рассматриваются им как антагонистические понятия.
Человек, согласно Спинозе, стремится к самосохранению. Поэтому добром и злом является то, что соответственно способствует или препятствует его сохранению.