Информатика и информационно-коммуникационные технологии

Содержание

Слайд 2

Лекция 1. (ч1) ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА ЯЗЫКАХ ВЫСОКОГО УРОВНЯ.

Основные понятия языков программирования

Лекция 1. (ч1) ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА ЯЗЫКАХ ВЫСОКОГО УРОВНЯ. Основные понятия языков программирования

Слайд 3

Основные понятия языков программирования

Запись алгоритма на формальном языке называется программой.
Языки программирования

Основные понятия языков программирования Запись алгоритма на формальном языке называется программой. Языки
— это формальные искусственные языки. Как и естественные языки, они имеют алфавит, словарный запас, грамматику и синтаксис, а также семантику.
Алфавит — разрешенный к использованию набор символов, с помощью которого могут быть образованы слова данного языка, никакие другие символы в тексте не допускаются.
Синтаксис — система правил, определяющих допустимые конструкции (фразы, осмысленные предложения) языка программирования из букв алфавита.

Слайд 4

Основные понятия языков программирования
Семантика — система правил однозначного толкования каждой языковой конструкции,

Основные понятия языков программирования Семантика — система правил однозначного толкования каждой языковой
позволяющих производить процесс обработки данных. Семантика устанавливает, какие последовательности действий описываются теми или иными фразами языка и, в конечном итоге, какой алгоритм определен данным текстом на алгоритмическом языке.
Взаимодействие синтаксических и семантических правил определяет основные понятия языка (синтаксические единицы, конструкции), такие как операторы, идентификаторы, константы, переменные, функции, процедуры и т.д. В отличие от естественных, язык программирования имеет ограниченный запас слов (операторов) и строгие правила их написания, а правила синтаксиса и семантики, как и для любого формального языка, сформулированы явно, однозначно и четко.

Слайд 5

Основные понятия языков программирования

Имена (идентификаторы) — обозначения, присваиваемые объектам программы (переменным, массивам,

Основные понятия языков программирования Имена (идентификаторы) — обозначения, присваиваемые объектам программы (переменным,
функциям и др.) и используемые для обращения к ним. Как правило, в качестве имён разрешается использовать последовательности алфавитно-цифровых символов, начинающихся не с цифры. Имена также не должны содержать символов, имеющих специальное назначение (пробелов, скобок, знаков операций). Желательно, чтобы имя отражало назначение объекта.
Зарезервированные имена – уже имеющие определённый смысл слова, которые не могут использоваться в иных целях. В каждом языке (иногда даже в разных версиях одного и того же языка) существуют свои особенности присвоения имён и зарезервированные слова. Примеры допустимых и недопустимых имён (для языков Бейсик, Паскаль, Си++) приведены в таблице 1.

Слайд 6

Таблица 1

Таблица 1

Слайд 7

Основные понятия языков программирования
Операция (англ. operator) – способ записи некоторых вычислительных действий.

Основные понятия языков программирования Операция (англ. operator) – способ записи некоторых вычислительных
Зачастую операция обозначается всего одним знаком. Охарактеризуем наиболее часто встречающиеся практически во всех языках типы операций:
-арифметические операции, обозначаемые обычно знаками * (умножение), / (деление), + (сложение), - (вычитание) и дp.;
-логические операции НЕ, И, ИЛИ, синтаксис обозначения которых устанавливается языком программирования;
-операции отношения (сравнения) – знаки < , > , <= , >= , = , <> ;
-операция конкатенации (сцепки, слияния, соединения, склеивания символьных значений друг с другом с образованием одной длинной строки) обычно изображается знаком + или &.

Слайд 8

Основные понятия языков программирования

Данные – формализованные величины, обрабатываемые программой. Имеется три базовых

Основные понятия языков программирования Данные – формализованные величины, обрабатываемые программой. Имеется три
(основных) типа данных: числа, символы (одиночные, или строки – их последовательности, в том числе и пустые, не содержащие ни одного символа) и логические величины. Разным типам соответствуют разные операции, которые возможно производить с данными (операндами):
с числовыми типами возможны арифметические операции;
с символьными – сравнение и сцепка;
с логическими – проверка значения на истинность или ложность и т.п.
Как правило, в любом языке имеется базовый набор типов и несколько конструкций, которые позволяют строить новые типы из уже имеющихся. Наборы базовых типов и конструкций различаются для разных языков.

Слайд 9

Основные понятия языков программирования

Все данные, обрабатываемые компьютером, хранятся в ячейках памяти компьютера,

Основные понятия языков программирования Все данные, обрабатываемые компьютером, хранятся в ячейках памяти
каждая из которых имеет свой адрес. Для того чтобы не следить за тем, по какому адресу будут записаны те или иные данные, в языках программирования используется понятие переменной, позволяющее отвлечься от адреса ячейки памяти и обращаться к её содержимому с помощью имени (идентификатора).
Переменная (англ. variable) – область памяти (ячейка, элемент данных, объект), имеющая имя и предназначенная для хранения значения, которое допускается изменять в процессе выполнения программы. А о реальном адресе и способе хранения можно спокойно позабыть. Кроме имени и значения, переменная обычно имеет тип.

Слайд 10

Тип переменной задает не только множество допустимых операций, применимых к данному типу,

Тип переменной задает не только множество допустимых операций, применимых к данному типу,
но и способ записи информации в ячейки памяти (формат представления) и, соответственно, необходимый для ее хранения объем памяти, а также диапазон допустимых значений. Например, в ячейке памяти длиной в 8 бит (или 1 байт) может храниться 256 различных значений в двоичном коде. В зависимости от типа переменной это значение может быть интерпретировано и как целое число в диапазоне от 0 до 255 (byte) или от -128 до 127 (shortint), и как один из символов в кодировке ASCII (char).
Переменные с указанием их типа можно вводить в программу с помощью специальных команд описания (объявления) и соответствующих ключевых слов. Значения переменных можно преобразовать из одного типа в другой в соответствии с соглашениями языка программирования. Такой процесс называется приведением типов.
Если переменные присутствуют в программе на протяжении всего времени ее работы, то их называют статическими. Переменные, создающиеся и уничтожающиеся на разных этапах выполнения программы, называют динамическими.

Слайд 11

Константами или постоянными называют данные, значения которых заданы в тексте программы и

Константами или постоянными называют данные, значения которых заданы в тексте программы и
не изменяются при ее выполнении. Константы, как и переменные, хранятся в памяти и имеют тип. Их можно указывать в тексте программы явно (такие константы называются также литералами), или для удобства обозначать идентификаторами, как и переменные. Например, инструкция Const pi = 3.14 задаёт значение константы pi, и это значение во время работы программы изменить нельзя, так как это не переменная. При этом запись 3.14 является литералом. Значения строковых литералов всегда заключаются в кавычки.
Выражения (англ. expression) предназначаются для записи необходимых вычислений, состоят из констант, переменных и функций, объединенных знаками операций – операторами (в узком смысле). Каждая операция имеет свой приоритет, то есть очерёдность выполнения. Так, значение выражения 2+2*2 будет равно шести. Изменить порядок вычисления можно с помощью круглых скобок. Выражения записываются в виде линейных последовательностей символов (без подстрочных и надстрочных символов, "многоэтажных" дробей и т.д.), что позволяет вводить их в компьютер одной строкой. В зависимости от типа операций различают арифметические, логические и строковые выражения.

Слайд 12

Арифметические выражения служат для определения числового значения. Например, выражение (1+sin(x))/2 содержит константы

Арифметические выражения служат для определения числового значения. Например, выражение (1+sin(x))/2 содержит константы
1 и 2, переменную x, функцию sin() и знаки операций +, /. Значение этого выражения при x=0 будет равно 0.5, а при x=pi/2 – единице
Логические выражения описывают некоторые условия, которые могут удовлетворяться или не удовлетворяться. Таким образом, логическое выражение может принимать только два значения – "истина" или "ложь" ("да" или "нет"). Рассмотрим в качестве примера логическое выражение x*x + y*y < r*r , определяющее принадлежность точки с координатами (x, y) внутренней области круга радиусом r c центром в начале координат. При x=1, y=1, r=2 значение этого выражения – "истина", а при x=2, y=2, r=1 – "ложь".
Примеры использования в выражениях некоторых, наиболее часто используемых операторов (обозначений операций), приведены в таблице 2.