Слайд 2Тип урока: обобщения и систематизации знаний и умений.
Цель: повторение и закрепление материала
![Тип урока: обобщения и систематизации знаний и умений. Цель: повторение и закрепление](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1156798/slide-1.jpg)
по теме «Программирование на языке Паскаль»
Задачи урока:
Образовательная: повторить и закрепить ранее изученный материал, уметь составлять программы на языке программирования Паскаль;
Развивающая: развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности, умения применять полученные знания при решении задач различной направленности;
Воспитательная: развитие познавательного интереса, логического мышления, организованности, ответственности, повысить интерес обучающихся к данной теме.
Слайд 3Языки программирования – это формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов, исполнителем которых
![Языки программирования – это формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов, исполнителем которых](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1156798/slide-2.jpg)
будет компьютер.
Записи алгоритмов на языках программирования называются программами.
Существуют несколько тысяч языков программирования (Basic, Cg, JOVIAL, Pascal и т.д.).
Слайд 4Язык программирования Паскаль был разработан в 70-х годах прошлого века Никлаусом Виртом
![Язык программирования Паскаль был разработан в 70-х годах прошлого века Никлаусом Виртом](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1156798/slide-3.jpg)
(Швейцария). Свое название этот язык получил в честь французского ученого Блеза Паскаля, известного не только своими достижениями в математике, физике и философии, но и созданием первой в мире механической машины, выполнявшей сложение двух чисел.
Слайд 5Никлаус Вирт (род. 15 февраля 1934 года) — швейцарский учёный, специалист в области информатики, один из известнейших теоретиков в
![Никлаус Вирт (род. 15 февраля 1934 года) — швейцарский учёный, специалист в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1156798/slide-4.jpg)
области разработки языков программирования, профессор компьютерных наук Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETHZ), лауреат премии Тьюринга 1984 года. Создатель и ведущий проектировщик языков программирования Паскаль, Модула-2, Оберон.
Блез Паска́ль (19 июня 1623 — 19 августа 1662) -французский математик, механик, физик, литератор и философ. Классик французской литературы, один из основателей математического анализа, теории вероятностей и проективной геометрии, создатель первых образцов счётной техники, автор основного закона гидростатики.
Слайд 6Язык Паскаль считается универсальным языком программирования, так как он может применяться для
![Язык Паскаль считается универсальным языком программирования, так как он может применяться для](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1156798/slide-5.jpg)
записи алгоритмов решения самых разных задач (вычислительных, обработки текстов, построения графических изображений. Поиска информации и т.д.). Он поддерживает процедурный стиль программирования, в соответствии с которым программа представляет собой последовательность операторов, задающих те или иные действия.
Слайд 7Цикл - разновидность управляющей конструкции в высокоуровневых языках программирования, предназначенная для организации
![Цикл - разновидность управляющей конструкции в высокоуровневых языках программирования, предназначенная для организации](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1156798/slide-6.jpg)
многократного исполнения набора инструкций. Также циклом может называться любая многократно исполняемая последовательность инструкций, организованная любым способом (например, с помощью условного перехода).
Схема – графическое представление определения, анализа или метода решения задачи, в котором используются символы для отображения операций, данных, потока, оборудования и т.д.
Слайд 8Блок-схема – распространенный тип схем, описывающих алгоритмы или процессы , в которых
![Блок-схема – распространенный тип схем, описывающих алгоритмы или процессы , в которых](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1156798/slide-7.jpg)
отдельные шаги изображаются в виде блоков различной формы, соединенных между собой.
Слайд 9Существует три вида алгоритмов: линейный, разветвляющийся и циклический. Мы с вами приступим
![Существует три вида алгоритмов: линейный, разветвляющийся и циклический. Мы с вами приступим](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1156798/slide-8.jpg)
к изучению последнего типа алгоритмов.
Слайд 10
В языке Pascal, как и в большинстве языков программирования, существует три типа
![В языке Pascal, как и в большинстве языков программирования, существует три типа](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1156798/slide-9.jpg)
циклических конструкций.
Любой цикл состоит из тела и заголовка. Тело цикла — это набор повторяющихся операторов, а условие — это логическое выражение, в зависимости от результата которого и происходит повторное выполнение цикла.
Слайд 11While, или цикл с предусловием (пока истинно условие цикла, повторяется выполнение тела
![While, или цикл с предусловием (пока истинно условие цикла, повторяется выполнение тела](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1156798/slide-10.jpg)
цикла)
Как вы, наверное, уже поняли из названия, while — это цикл, в котором условие стоит перед телом. Причем тело цикла выполняется тогда и только тогда, когда условие истинно; как только условие становится неправдой, выполнение цикла прекращается.
While имеет формат: while < условие> do <тело цикла>; {Пока .. делай ..}
Данный цикл подходит только для одного оператора, если же вы хотите использовать несколько операторов в своем коде, вам следует заключить их в операторные скобки — begin и end; .
Слайд 12Repeat, или цикл с постусловием
Repeat - полная противоположность while. Repeat - это цикл, в котором условие
![Repeat, или цикл с постусловием Repeat - полная противоположность while. Repeat -](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1156798/slide-11.jpg)
стоит после тела Причем оно выполняется тогда и только тогда, когда результат условия неправда; как только логическое выражение становится , выполнение цикла прекращается.
Repeat имеет формат:
repeat {повторяй…}
<тело цикла>
until {до…} <условие>
Begin и end не требуются.
Слайд 13For, или цикл с параметром
For — это цикл, в котором тело выполняется заданное
![For, или цикл с параметром For — это цикл, в котором тело](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1156798/slide-12.jpg)
количество раз. При выполнении оператора for сначала вычисляется значение выражения начальное_значение, затем вычисляется значение выражения конечное_значение, далее управляющая переменная цикла последовательно пробегает все значения от начального до конечного. В том случае, когда начальное значение оказывается больше конечного значения, тело цикла не будет выполняться вовсе. Начальное и конечное значения остаются неизменными в ходе выполнения всего цикла fог. Параметр цикла i, если он целого типа, пробегает все значения с приращением 1, и его текущее значение не должно изменяться операторами внутри цикла. Такое изменение не запрещено правилами языка, но его последствия будут непредсказуемы. После завершения цикла параметр i считается неопределенным.
Существует две формы записи этого цикла:
Первая форма
for <счетчик1> := <значение1> to <конечное_значение> do <тело цикла>;
После каждой итерации значение <счетчик1> будет увеличиваться на 1.
<значение1> — это начальное значение счетчика. Это может быть переменная или число.
< конечное_значение> : как только значение <счетчик1> станет больше <конечное_значение>, выполнение цикла прекратится.
Если требуется написать несколько операторов в теле цикла, используем begin и end.
И <счетчик1>, и <конечное_значение>, и <значение1> — переменные целого типа.
Чаще всего в качестве счетчика используется переменная i.
Вторая форма
for <счетчик2> := <значение2> downto <конечное_значение> do <оператор1>;
После каждой итерации значение <счетчик2> будет уменьшатся на 1.
<значение2> - это начальное значение счетчика.
< конечное_значение> : как только значение <счетчик2> станет меньше <конечное_значение>, выполнение цикла прекратится.
Два важных примечания:
Цикл повторяется, пока значение счетчика лежит в отрезке [значение ; конечное_значение].
Изменять значение счетчика внутри тела нельзя!
Слайд 14В стандартном и расширенном Паскале есть такие простые типы: числа с плавающей
![В стандартном и расширенном Паскале есть такие простые типы: числа с плавающей](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1156798/slide-13.jpg)
запятой (real), целые (integer), символьный (char), логический (boolean) и перечисления (конструктор нового типа, введённый в Pascal).
Turbo Pascal дополнил язык вариациями этих типов: например, shortint будет короче integer, а longint — длиннее.
Современные диалекты Pascal, такие, как FPC или Delphi, считают, что integer — это наиболее подходящий для данной машины целый, применяемый, например, для индексов массива, а shortint, longint и другие — целые определённой длины.
Слайд 16В Паскале подпрограммы делятся на процедуры и функции. При этом, функции явно
![В Паскале подпрограммы делятся на процедуры и функции. При этом, функции явно](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1156798/slide-15.jpg)
возвращают значение (результат) определённого типа, а процедуры явно ничего не возвращают.
Синтаксически описание процедуры или функции состоит из заголовка, содержащего ключевое слово procedure или function, имени, за которым может следовать описание передаваемых (формальных) параметров в скобках. Для функции через символ «двоеточие» : указывается тип возвращаемого значения. Заголовок заканчивается символом «точка с запятой» ;. После заголовка следует тело, (возможно) содержащее секции описания локальных констант, типов, переменных, процедур, функций и (обязательно) содержащее блок операторов, после которого ставится символ «точка с запятой» ;.
Слайд 17Функция – подпрограмма, имеющая единственный результат, записываемый в ячейку памяти, имя которой
![Функция – подпрограмма, имеющая единственный результат, записываемый в ячейку памяти, имя которой](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1156798/slide-16.jpg)
совпадает с именем функции. Поэтому в блоке функций обязательно должен присутствовать оператор < имя_функции>:= <результат>
Слайд 18Процедура – подпрограмма, имеющая произвольное количество входных и выходных данных.
Описание процедуры имеет
![Процедура – подпрограмма, имеющая произвольное количество входных и выходных данных. Описание процедуры](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1156798/slide-17.jpg)
вид:
Procedure <имя_ процедуры> (<описание параметров значений>;
var: < описание параметров-переменных>);
Begin
<операторы>
End;
Слайд 191тур: «Разминка» – выполни цепочку присваиваний, чему равно а и b
![1тур: «Разминка» – выполни цепочку присваиваний, чему равно а и b](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/1156798/slide-18.jpg)