Античность – колыбель европейской культуры

Содержание

Слайд 2

Античная (или Древняя) Греция была колыбелью европейской цивилизации и культуры.

Как часто я

Античная (или Древняя) Греция была колыбелью европейской цивилизации и культуры. Как часто
тоскующей душою
Безумно рвусь в твой чудный древний мир,
Святая Греция.
М.Михалков

Слайд 3

Историю Древней Греции принято делить на 5 периодов, которые являются одновременно и

Историю Древней Греции принято делить на 5 периодов, которые являются одновременно и
культурными эпохами:

Эгейским или критомекенский (III–II тыс.до н.э.),
Гомеровский (XI-IXвв.до н.э.);
Архаический (VIII-VIвв. До н.э.);
Классический (V-IVвв. До н.э.);
Эллинистический (вторая половина IV-середина Iвв. До н.э.).

Слайд 4

Период Гомеровской Греции

Примерно вVIII-VII вв. до н.э. слепой певец-сказитель создал
две великие

Период Гомеровской Греции Примерно вVIII-VII вв. до н.э. слепой певец-сказитель создал две
поэмы под названием
«Иллиада» и «Одиссея»
(записаны поэмы несколько
столетий спустя)

Сочинения Гомера открыли
важнейшую страницу в истории
античной художественной
культуры. Неслучайно философ
Платон назвал поэта
«воспитателем Греции».

Слайд 5

В этот период греки строят храмы своим богам, но до нас они

В этот период греки строят храмы своим богам, но до нас они
не дошли,
сохранились лишь остатки фундаментов и изображения на вазах.
На VIIIв. до н.э. приходится расцвет керамики. С помощью гончарного круга
и обжига создавалось множество произведений, как бытовых, так и ритуальных.
До наших дней сохранились керамические изделия того времени,
расписанные в так называемом «геометрическом стиле» - орнаментом
из кругов, ромбов, треугольников и т.д.

Амфора. 750г. до н.э.

Слайд 6

Греческая мифология

Много в природе дивных сил,
Но сильнее человека нет.
Софокл «Антигона»

В

Греческая мифология Много в природе дивных сил, Но сильнее человека нет. Софокл
этот период складывается греческая мифология, в рамках которой человек создает целостную картину мира, основной чертой которой стала сказочно-религиозная условность. Боги Олимпа стали источником сюжетов и образов художественного творчества.

Слайд 7

Сын Зевса и нимфы Майи,
покровитель торговли. Гермес

Муж Афродиты,
хромой бог-кузнец,
покровитель

Сын Зевса и нимфы Майи, покровитель торговли. Гермес Муж Афродиты, хромой бог-кузнец,
огня. Гефест

Богиня мудрости и справедливой войны. Афина

Супруга царя богов.
Покровительница семьи и брака,
помогала женщинам при родах. Гера

Богиня охоты.
Сестра-близнец Аполлона. Артемида

Бог подземного мира,
супруг Персефоны. Аид

Владыка морей
проявляет
буйный
и независимый
нрав. Посейдон

Бог вина и
веселья.
Дионис

Богиня любви
и красоты.
Афродита

Верховный
олимпийский бог, владыка богов и людей.
Зевс

1

2

3

4

5

7

8

9

10

6

Проверь себя:

Слайд 8

Период Архаики

Искусство греческой архаики – новое по стилю и духу – возникло

Период Архаики Искусство греческой архаики – новое по стилю и духу –
в эпоху становления республиканского правления, возникновения
полисов – греческих городов-государств.

Искусство греческой архаики обладает особой гармонией и поэтическим
Чувством, оно обращено к человеку, отражает радость жизни.

Греческая архитектура, как и скульптура, складывается в эпоху архаики.

Слайд 9

Единый архитектурный язык – ордерная система: определенное соотношение несомых и несущих частей

Единый архитектурный язык – ордерная система: определенное соотношение несомых и несущих частей
сооружения и особенностей его украшения.
Существует три типа греческих ордеров:

Дорический

Ионический

Коринфский

Слайд 10

Храм Геры в Пестуме

Храм Геры в Пестуме

Слайд 11

Храм Аполлона в Дельфах

В эпоху архаики строили
греческие святилища.

Святилища являлись сосредоточием
древнейших ритуалов

Храм Аполлона в Дельфах В эпоху архаики строили греческие святилища. Святилища являлись
и постепенно крупными центрами искусств.

Храм Афины Афайи на о. Эгина. 510-490гг. до н.э.
Храм стал прообразом Парфенона.

Слайд 12

Большое место в искусстве архаики занимала скульптура,
которая украшала не только храмы,

Большое место в искусстве архаики занимала скульптура, которая украшала не только храмы,
но и была составной частью
религиозного культа.

Новый идеал красоты – здоровое человеческое тело – воплощен в дошедших до нас статуях

Коры

Куросы

Обнаженных юношей - атлетов

Девушек всегда в одеждах (драпировка).

Слайд 13

Об архаической живописи можно судить в основном
по чернофигурной и краснофигурной вазописи.

Ахилл

Об архаической живописи можно судить в основном по чернофигурной и краснофигурной вазописи.
и Аякс, играющие в шашки.

Эксекий

Ефроний

Пелика с ласточкой

Слайд 14

Классический период античного искусства, продолжал традиции архаики
во всех видах искусств: архитектуре,

Классический период античного искусства, продолжал традиции архаики во всех видах искусств: архитектуре,
живописи, пластики.

Классический период

Величайшие произведения греческого искусства были созданы
В V в. До н. э. Начало этого периода ознаменовано победоносной борьбой
Свободолюбивых греков с персами.
В передовых полисах складывается демократический республиканский
образ правления.

Идеалы демократических полисов, проникнутые пафосом героической
борьбы с врагами, нашли выражение и в искусстве, и в литературе, и в
архитектуре.

Слайд 15

Афинский Акрополь

Был средоточием всех высших святынь афинян.
Даже по развалинам можно представить, как

Афинский Акрополь Был средоточием всех высших святынь афинян. Даже по развалинам можно
прекрасен был в свое
время Акрополь.

Слайд 16

Войдем в Акрополь с запада через центральный вход - Пропилеи

Войдем в Акрополь с запада через центральный вход - Пропилеи

Слайд 17

На холм вела широкая мраморная лестница.
Справа от нее, на возвышении, как драгоценная

На холм вела широкая мраморная лестница. Справа от нее, на возвышении, как
шкатулка,
Поставлен небольшой изящный
храм богине победы Нике Аптерос

Слайд 18

В основе композиции
Акрополя лежал принцип
ассиметрии
(что характерно для классики).

Реконструкция Акрополя

План акрополя

В основе композиции Акрополя лежал принцип ассиметрии (что характерно для классики). Реконструкция Акрополя План акрополя

Слайд 19

В тридцати метрах от Пропилей, на постаменте стоял символ
Вооруженного мира –

В тридцати метрах от Пропилей, на постаменте стоял символ Вооруженного мира –
бронзовая статуя
Афины Воительницы.
Колоссальная статуя богини мудрости и справедливой войны
господствовала над городом и была видна с моря.

Слайд 20

Главное сооружение Акрополя – храм Парфенон,
посвященный Афине Парфенос (деве).
Выстроенный архитекторами

Главное сооружение Акрополя – храм Парфенон, посвященный Афине Парфенос (деве). Выстроенный архитекторами
Иктином и Калликратом.

Один из прекраснейших эллинских храмов.
Он огромный и могучий, построен из золотисто-розового мрамора.

Слайд 21

Планировка Эрейхтейона очень сложна и ассиметрична, храм был построен на разных уровнях

Планировка Эрейхтейона очень сложна и ассиметрична, храм был построен на разных уровнях
и разделен на две части.

К храму примыкают три портика, в том числе
и портик кариатид (скульптурное изображение
женских фигур, несущих перекрытие).

Напротив Парфенона возвели Эрехтейон, посвященный Афине Палладе (матери) и ее супругу Посейдону Эрехтею.

Слайд 22

Скульптурный декор Парфенона был создан под руководством Фидия.

Скульптурный декор Парфенона был создан под руководством Фидия.

Слайд 25

Афина

Афина

Слайд 26

Многочисленные скульпторы работали в Греции в V в. до н. э. Среди

Многочисленные скульпторы работали в Греции в V в. до н. э. Среди
них выделяются три наиболее значительные: Мирон, Поликлет и Фидий.
Мирон в своем творчестве окончательно преодолел последние пережитки архаического искусства с его застылостью и неподвижностью форм. В середине V в. до н. э. он создал статую Дискобола — юноши, бросающего диск. Сложную позу напрягшегося для броска атлета он передал живо и убедительно. И в других своих произведениях Мирон стремился раскрыть все богатство и разнообразие движений человека.

Дискобол

Афина

Марсий

Слайд 27

В отличие от Мирона его младший современник Поликлет обычно изображал спокойно

В отличие от Мирона его младший современник Поликлет обычно изображал спокойно стоящего
стоящего человека. Особенной славой пользовалась его статуя Дорифора (копьеносца), атлета-воина, воплощающего идеал прекрасного и доблестного гражданина свободного полиса (ок. 440 до н. э). Поза юноши, слегка согнувшего одну ногу и опирающегося на другую, проста и естественна, мускулатура его сильного тела передана живо и убедительно. Поликлет строил свои скульптуры по разработанной им системе математически точного соотношения частей человеческого тела. Древние греки называли статую Дорифора каноном, т. е. правилом; многие поколения скульпторов следовали ее пропорциям в своих произведениях.

Амазонка

Диадумен

Дорифор

Слайд 28

В конце V в. до н. э. начинается период кризиса рабовладельческих полисов

В конце V в. до н. э. начинается период кризиса рабовладельческих полисов
Греции. Война Афин со Спартой ослабила Грецию. Изменяется мировоззрение греков, их отношение к искусству. Величаво-возвышенное искусство V в., прославляющее героя-гражданина, уступает место произведениям, отражающим индивидуальные чувства, личные переживания. Скульптор первой половины IV в до н. э.
Скопас изображает раненых воинов с лицами, искаженными страданием. Славилась его статуя Менады, спутницы бога вина Диониса, несущейся в неистовой, хмельной пляске (уменьшенная мраморная копия находится в Дрездене, в Альбертинуме).

Потос

Менада

Слайд 29

По-новому стали изображать и богов. В статуях прославленного скульптора IV в. до

По-новому стали изображать и богов. В статуях прославленного скульптора IV в. до
н. э. Праксителя боги, утратив величие и мощь, приобретали черты земной, человеческой красоты. Бога Гермеса он изобразил отдыхающим после долгого пути (Музей, Олимпия). На руках у бога младенец Дионис, которого он забавляет виноградной кистью.

Гермес с
младенцем
Дионисом

Торс Афродиты

Венера Медичи

Венера

Аполлон
Сауроктон

Слайд 30

Апоксиомен

Геракл

Скульптор второй половины IV в. до н. э. Лисипп создал новый образ

Апоксиомен Геракл Скульптор второй половины IV в. до н. э. Лисипп создал
юноши-атлета. В его статуе Апоксиомена (юноши, очищающего тело от песка) подчеркнута не гордость победителя, а его усталость и взволнованность после состязаний (Музей Ватикана, Рим).

Гермес,
надевающий сандалии

Слайд 31

С расцветом зодчества совпал взлет древнегреческого театрального
искусства. В античных трагедиях и комедиях

С расцветом зодчества совпал взлет древнегреческого театрального искусства. В античных трагедиях и
воплотились духовные
искания древних греков.

Слайд 32

Помимо храмов к высшим достижениям греческой архитектуры относятся театры. Эти открытые сооружения

Помимо храмов к высшим достижениям греческой архитектуры относятся театры. Эти открытые сооружения
с поднимающимися ступенями — сиденьями для зрителей — отличались прекрасной акустикой. Знаменит был театр в Эпидавре, построенный архитектором Поликлетом Младшим в IV в. до н. э.

Слайд 33

Эпоха Эллинизма

Новый этап в истории Греции, наступивший после завоеваний
Александра Македонского.

В это

Эпоха Эллинизма Новый этап в истории Греции, наступивший после завоеваний Александра Македонского.
время искусство призвано было прославлять победы царей-
новых владык Греции и завоеванных Александром
Македонским стран востока.

Это искусство воплощало новую идею величия мира, объединенного
На громадном пространстве эллинской культуры.

Охота на льва

Битва Александра Македонского с персами

Слайд 34

Маяк у входа в
Александрийскую гавань
на острове Фарос.

Маяк у входа в Александрийскую гавань на острове Фарос.

Слайд 35

Агессандр Венера Милосская
150г. До н.э.

Ника Самофракийская

Агессандр Венера Милосская 150г. До н.э. Ника Самофракийская

Слайд 36

Битва богов и гигантов.
Фрагмент фриза алтаря Зевса в Пергаме.

Битва богов и гигантов. Фрагмент фриза алтаря Зевса в Пергаме.

Слайд 37

Лаокоон и его сыновья

Лаокоон и его сыновья

Слайд 38

Камея Гонзага.

Бюст Сераписа

Камея Гонзага. Бюст Сераписа

Слайд 39

1.Назовите название сооружения.

2.Определите ордерную систему

3.Дайте название храма,
укажите место нахождения

4.Какая деталь храма

1.Назовите название сооружения. 2.Определите ордерную систему 3.Дайте название храма, укажите место нахождения 4.Какая деталь храма изображана.
изображана.

Слайд 40

5.Укажите название храма и имена
архитекторов.

6.Кому посвящен храм и
где он находится.

7.Что изображено?

5.Укажите название храма и имена архитекторов. 6.Кому посвящен храм и где он находится. 7.Что изображено?

Слайд 41

8.Определите тип
древнегреческой вазы.

9.Укажите название
скульптуры.

10.Укажите колонна
какого ордера показана

11. К какому стилю

8.Определите тип древнегреческой вазы. 9.Укажите название скульптуры. 10.Укажите колонна какого ордера показана
относится данная ваза.
Имя файла: Античность-–-колыбель-европейской-культуры.pptx
Количество просмотров: 34
Количество скачиваний: 0