Большевики и старообрядцы

Содержание

Слайд 2

Старообрядцы до 1917 года

По переписи 1897 года число старообрядцев превышало два миллиона

Старообрядцы до 1917 года По переписи 1897 года число старообрядцев превышало два

Указ о веротерпимости 1905 года
В Петрограде и около него в 1917 около 20 церквей и молельных
В июне 1917 в журнале «Старообрядец» писали: «На нас надвигается великая гроза – атеизм, и уже слышны раскаты гро­ма... Великое преступление будет для пастырей, если они, полу­чив безграничную свободу, окажутся бездеятельны».

Слайд 3

После Октябрьской революции

Бонч-Бруевич помог вернуться многим старообрядцам в Россию

После Октябрьской революции Бонч-Бруевич помог вернуться многим старообрядцам в Россию

Слайд 4

23 января 1918 года—декрет «Об отделении церкви от государства и школы от

23 января 1918 года—декрет «Об отделении церкви от государства и школы от
церкви»
Множество старообрядческих храмов и молельных были построены как часть частных владений и жилых помещений
В 1917 в Москве из 46 только 16 были отдельными зданиями

Слайд 5

1918—В Барнауле прошёл съезд старообрядцев Белокриницкой церкви
Позднее создан центральный исполнительный комитет всех

1918—В Барнауле прошёл съезд старообрядцев Белокриницкой церкви Позднее создан центральный исполнительный комитет
согласий старообрядчества для общего руководства борьбы с революцией
Основная цель:борьба за возвращение «великой неделимой и независимой России»

Слайд 6

Издавался журнал «Сибирский старообрядец»

Издавался журнал «Сибирский старообрядец»

Слайд 7

Во время Гражданской войны

Многие выступали против большевиков
Старообрядцы Урала, Сибири и Дальнего Востока

Во время Гражданской войны Многие выступали против большевиков Старообрядцы Урала, Сибири и
оказывали поддержку Белому движению
Союз с правительством Колчака

Слайд 8

1919—старообрядческий съезд Пермской епархии обратился с призывом к Колчаку: «Да поможет вам Всевышний

1919—старообрядческий съезд Пермской епархии обратился с призывом к Колчаку: «Да поможет вам
на избранном вами тернистом пути донести взятое бремя до серд­ца России – Москвы и очистить святыню русскую от коммунистической мерзости».

Слайд 9

А.В.Колчак писал в ответ:«Глубоко тронут приветствиями епархиального съезда старообрядческой Пермской епархии, жду

А.В.Колчак писал в ответ:«Глубоко тронут приветствиями епархиального съезда старообрядческой Пермской епархии, жду
от деятелей его активной и положительной работы по борьбе с большевизмом и его влиянием в русском быту, одним из храни­телей чистоты которого искони было старообрядчество».

Слайд 10

Правительство Колчака уравняло старообрядцев в правах с новообрядной церковью
Старообрядцы Приамурья и Приморья

Правительство Колчака уравняло старообрядцев в правах с новообрядной церковью Старообрядцы Приамурья и
снабжали Белогвардейцев продовольствие
В 1920 году участвовали в «контрреволюционном» съезде несоциальных организаций дальнего востока
Содействовало победе Белого движения в Приморье

Старообрядцы и Белое движение

Слайд 11

В 1921 подпольная типография в Томске начала издавать листовки с подписью «агитотдела

В 1921 подпольная типография в Томске начала издавать листовки с подписью «агитотдела
сибирской боевой организации»
Старообрядческий епископ Томско-Алтайской епархии Тихон снабжал бумагой и учавствовать в распространении листовок

Слайд 12

«Товарищи красноармейцы!.. Вам дали имя красных орлов. Вы... растерзали Колчака, Деникина, Юденича,

«Товарищи красноармейцы!.. Вам дали имя красных орлов. Вы... растерзали Колчака, Деникина, Юденича,
Врангеля. Но чего вы этим достигли? Посмотрите, что делается в ваших родных гнездах, в ваших родных селах и деревнях, что делается с ваши­ми родными отцами и братьями, матерями и сестрами. У них от­бирают хлеб, картофель, мясо, овощи. Уводят скот, лошадей, коров, овец, забирают даже одежду и белье. А самих гонят на работу, замучили разными нарядами и приказами. Разве вы из-за этого воевали, проливая свою кровь?.. Вернитесь к своим род­ным домам и стойте за свои родныя гнезда. Тогда вы будете дей­ствительно орлами, славными защитниками Отечества».

Слайд 13

После Гражданской войны

Во время перевыборов в местные органы советской власти лидеры старообрядчества

После Гражданской войны Во время перевыборов в местные органы советской власти лидеры
призывали не учавствовать
Во время «всесоюзной переписи населения» в 1926 году староверы уходили в лес

Слайд 14

1929-1930—закрыты единоверческие церкви в сёлах Усть-Цильма, Замежное, старообрядческая часовня в деревне Скитской
1933-1934—закрыты

1929-1930—закрыты единоверческие церкви в сёлах Усть-Цильма, Замежное, старообрядческая часовня в деревне Скитской
все скрытнические молельни
К началу 1940—скрытничество на Удоре, Летке и Печоре было ликвидировано властями

Слайд 15

Священник 1-го Уральского сводного полка
Благословлял казачьи полки на борьбу с большевиками.
В

Священник 1-го Уральского сводного полка Благословлял казачьи полки на борьбу с большевиками.
1921 года расстрелян.
Сейчас почитается южно-уральским казачеством, как местночтимый святой

Мокий Кабаев

Слайд 16

Иоанн Кудрин

Главный старообрядческий священник армии и флота адмирала Колчака
После Гражданской войны эмигрировал

Иоанн Кудрин Главный старообрядческий священник армии и флота адмирала Колчака После Гражданской
за границу
В Китае и Австралии основал старообрядческие приходы

Слайд 17

Рафаил (Воропаев)

Харьковский и Киевский епископ
Несмотря на предупреждение о грядущем аресте, слежки и

Рафаил (Воропаев) Харьковский и Киевский епископ Несмотря на предупреждение о грядущем аресте,
угрозы отказался скрываться от власти
Арестован 8 октября 1937 года и обвинён в антисоветской деятельности
В приговоре говорилось, что он якобы восхвалял фашистский строй в Германии и «высказывал сожаление по поводу расстрела фашистский шпионов Тухачевского, Якира»
Расстрелян 24 октября 1937 года

Слайд 18

Викентий (Никитин)

Предстоятель старообрядческой церкви местоблюститель Московского архиепископского престола
Арестован 5 марта 1938 года
Доставили

Викентий (Никитин) Предстоятель старообрядческой церкви местоблюститель Московского архиепископского престола Арестован 5 марта
во внутреннюю тюрьму НКВД на Лубянской площади, потом перевили в Бутырскую тюрьму, а потом в Лефортовскую
Скончался в медсанчасти после очередного допроса 13 апреля 1938 года