Древнегреческая вазопись чернофигурного и краснофигурного стилей

Содержание

Слайд 2

Источники

1. Дом живописи [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://zhukdk.ru/prochee/opisanie-togo-chto-takoe-vazopis.html
2. МегаОбучалка [Электронный ресурс]

Источники 1. Дом живописи [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://zhukdk.ru/prochee/opisanie-togo-chto-takoe-vazopis.html 2. МегаОбучалка
// Режим доступа: https://megaobuchalka.ru/10/2512.html
3. Википедия Свободная энциклопедия [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%B3%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C
Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%B3%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C
Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C_%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B9_%D0%93%D1%80%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B8
4.LiveJournal [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://vasily-sergeev.livejournal.com/1457591.html
5.Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1/Глав. Э68 ред. М. Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 1997. – 688с.: ил.

Слайд 3

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 5
Периодизация древнегреческой вазописи……………………………….. 9
III. Чернофигурная вазопись……………………………………………….. 12
III. I. Технология изготовления……………………………………………12

Содержание Введение…………………………………………………………………… 5 Периодизация древнегреческой вазописи……………………………….. 9 III. Чернофигурная вазопись……………………………………………….. 12 III.
III. II. Особенности техники……………………………………………… 13
III. III. Вазопись в регионах……………………………………………… . 17
III. III. I. Коринфская вазопись……………………………………. ..17
III. III. II. Аттическая вазопись………………………………………19
III. III. III. Лаконская вазопись……………………………………….23
III. III. IV. Клазоменская вазопись…………………………………. .25
III. III. V. Халкидская вазопись……………………………………. .26

Слайд 4

IV. Краснофигурная вазопись………………………………………………28
IV. I. Истоки………………………………………………………………..30
IV. II. Технология изготовления…………………………………………..32
IV. III.

IV. Краснофигурная вазопись………………………………………………28 IV. I. Истоки………………………………………………………………..30 IV. II. Технология изготовления…………………………………………..32 IV. III.
Вазописцы-пионеры………………………………………………. 35
V. Развитие техники вазописи по периодам……………………………….37
V. I. Геометрика…………………………………………………………….38
V. II. Ориентализирующий период …………………………………….. ..42
V. III. Поздняя архаика……………………………………………………. 44
V. IV. Период ранней и зрелой классики………………………………….48
V. V. Период поздней классики…………………………………………. .51
V. VI. Вазопись по белому фону.…………………………………………. 53
VI. Вазописцы и их произведения…………………………………………..57
VII. Заключение……………………………………………………………....60

Слайд 5

Древнегреческая цивилизация подарила нам богатое историческое наследие в области культуры и искусства.

Древнегреческая цивилизация подарила нам богатое историческое наследие в области культуры и искусства.
Специфическое явление художественной культуры греческой античности – вазопись – искусство росписи керамических сосудов.
Мой выбор данной темы не случаен. На вазах в Древней Греции часто изображали мифологические сюжеты. Изучение античной вазописи помогло мне в создании дипломной работы: композиции – фриза на сюжет древнегреческого мифа об Аргонавтах. Мифологическую тематику я выбрала, так как с раннего детства этот жанр был мне интересен. Я зачитывалась мифами Древней Греции, смотрела мультфильмы и кинофильмы о героях и богах, интересовалась историей происхождения мифов Древней Греции. Культура античности никогда не оставляла меня равнодушной.
Введение

Слайд 6

Данная работа актуальна, так как направлена на изучение стилей древнегреческой вазописи как

Данная работа актуальна, так как направлена на изучение стилей древнегреческой вазописи как
наиболее самобытного феномена античной художественной традиции. А именно, вазописи чернофигурного и краснофигурного стилей. Изучение этого искусства помогает нам в формировании общего верного понимания места и значения античной культуры.
Объектом исследования моей работы является вазопись Древней Греции. Предмет исследования – вазопись чернофигурного и краснофигурного стилей. Целью данной работы является рассмотрение двух наиболее известных стилей вазописи Древней Греции, их сравнение.

Слайд 7

Карта Древней Греции

Карта Древней Греции

Слайд 8

Вид на Афинский Акрополь. Рисунок.

Вид на Афинский Акрополь. Рисунок.

Слайд 9

Периодизация искусства Древней Греции

Геометрический период – ок. 1050 г. до н. э.

Периодизация искусства Древней Греции Геометрический период – ок. 1050 г. до н.
– VIII в. до н. э.
– Протогеометрика – ок. 1050 г. до н. э. – ок. 900 г. до н. э.
– Геометрика – ок. 900 г. до н. э. – ок. 750 г. до н. э.
– Поздний геометрический период – ок. 750 г. до н. э. – нач. VII в. до н. э.
Архаический период – VII в. до н. э. – нач. V в. до н. э.
– Ранняя классика – нач. VII в. до н. э. – 570-е гг. до н. э.
– Зрелая архаика – 570-е гг. до н. э. – 525-е гг. до н. э.
– Поздняя архаика – 525-е гг. до н. э. – 490-е гг. до н. э.
Классический период – V в. до н. э. – сер. IV в. до н. э.
– Ранняя классика – 1-я пол. V в. до н. э.
– Высокая классика – 2-я пол. V в. до н. э.
– Поздняя архаика – IV в. до н. э.
Эллинистический период – сер. IV в. до н. э. – I в. до н. э.

Слайд 10

Периодизация древнегреческой вазописи по стилям

В Древнегреческой вазописи выделяют несколько периодов. Стили и

Периодизация древнегреческой вазописи по стилям В Древнегреческой вазописи выделяют несколько периодов. Стили
периоды не совпадают.
Период геометрики около 1050 г. до н. э.
Ориентализирующий период с 725 г. до н. э.
Чернофигурная вазопись второй половины VII в. до начала V в. до н. э.
Краснофигурная вазопись около 530 г. до н. э.
Вазопись по белому фону около 440 г. до н. э.
Вазы-гнафии 370 – 360 гг. до н. э.
Вазы из Канозы
Вазы из Чентурипе
Начиная со второй половины III в. до. н. э., производство украшенной росписью керамики постепенно угасает.

Слайд 11

Наиболее известными техниками древнегреческой вазописи являются чернофигурная и краснофигурная вазопись. Историю и

Наиболее известными техниками древнегреческой вазописи являются чернофигурная и краснофигурная вазопись. Историю и
особенности этих техник я освещаю в работе подробно, так как они являются самыми яркими и запоминающимися стилями вазописи как искусства. По их мотивам я оформила свою композицию.

Слайд 12

Чернофигурная вазопись

Чернофигурная вазопись  – один из наиболее значимых стилей вазописи. Расцвет древнегреческой

Чернофигурная вазопись Чернофигурная вазопись – один из наиболее значимых стилей вазописи. Расцвет
чернофигурной вазописи приходится на VII – IV века до н. э.. Чернофигурная техника получила такое название благодаря характерному соотношению цветов между фигурами и фоном: фон  – красный, фигуры  – чёрные.

Созданные гончаром вазы сначала высушивались и ещё до обжига расписывалась вазописцами. В технике чернофигурной вазописи изображаемый сюжет наносился на вазу глиняным шликером. Рисунок наносился на вазу инструментом типа кисти. Детали внутри изображения прорисовывались с помощью насечек на шликере. Роспись проходила трёхкратный обжиг. В процессе обжига глина сосуда приобретала красноватый оттенок, а шликер становился чёрным.

Технология изготовления

Слайд 13

Господство сюжетных композиций, вытеснивших собой абстрактные орнаментальные композиции и изображения одинаковых фигур

Господство сюжетных композиций, вытеснивших собой абстрактные орнаментальные композиции и изображения одинаковых фигур
животных.
Отказ от заполнения пустот узором.
Изображение конкретных сцен с конкретными героями, выделяя главных (не безликие фигуры одинаковой величины, напоминавшие орнамент).
Изображение на вазах различных неодушевлённых предметов: кораблей, архитектурных элементов и др..
Обилие текста на вазах: различные надписи, пояснявшие изображаемый сюжет.
Правила прорисовки человеческих фигур:
Мужчин изображали с помощью чёрного лака, а лица и иные открытые части тела женщин покрывались белой краской.
Это было связано с реалиями жизни греков: представители мужского пола вели активную социальную и политическую жизнь и были более загорелыми, потому что женщины много времени проводили дома.
Принципиально по-разному изображались глаза: женские имели подчёркнуто миндалевидную форму, мужские — овальную.

Особенности техники

Слайд 14

Геракл сражается против амазонок.
Ранний стиль чернофигурной вазописи, тело женщины написано белой

Геракл сражается против амазонок. Ранний стиль чернофигурной вазописи, тело женщины написано белой
краской.
Ок. 530 г. до н. э.
Лувр, Париж

Слайд 15

Чернофигурная гидрия.
V в. до н. э.

 Геракл с эриманфским вепрем. Кратер чернофигурный.
V

Чернофигурная гидрия. V в. до н. э. Геракл с эриманфским вепрем. Кратер
в. до н. э.

Слайд 16

Эксекий.
Амфора чернофигурного стиля. Аякс и Ахилл играют в кости Ок. 530 до

Эксекий. Амфора чернофигурного стиля. Аякс и Ахилл играют в кости Ок. 530
н. э.
Высота 61 см.
Этрусский музей, Ватиканя

Слайд 17

Вазопись в регионах

Вазопись в разных регионах Древней Греции имела свои характерные черты

Вазопись в регионах Вазопись в разных регионах Древней Греции имела свои характерные
и особенности, отличавшие уникальные изделия друг от друга.

Коринфская вазопись

Чернофигурная вазопись возникла в Коринфе около 700 года до н. э..
Росписью преимущественно украшались сосуды для ароматических масел (алабастроны, арибаллы), пиксиды, кратеры, ойнохойи и чаши. В отличие от ваз аттического происхождения на коринфских вазах редко встречаются граффити или подписи вазописцев. Из коринфских вазописцев выделяются Харес и Тимонид. Для коринфской вазописи характерны изображения животных во фризах  – тонких поясах, горизонтально разделяющих вазу. Часто изображаются мифологические сцены. Из повседневной жизни коринфские вазописцы часто изображали сражения, всадников и пиры. Спортивные состязания и изображения богов встречаются редко.

Слайд 18

Изображение петуха на коринфской чернофигурной амфоре.
Около 575 – 550 гг. до н. э.
Лувр

Изображение петуха на коринфской чернофигурной амфоре. Около 575 – 550 гг. до н. э. Лувр

Слайд 19

Аттическая вазопись

Аттическая чернофигурная вазопись развивалась позже Коринфской. Ее расцвет начался в середине

Аттическая вазопись Аттическая чернофигурная вазопись развивалась позже Коринфской. Ее расцвет начался в
VI в. до н.э. Известнейшие вазописцы Аттики: Клитий, Лидос, Эксекий, Амасис.
Помимо индивидуальных мастеров, в Аттике также работали мастерские, в которых вазы выпускались для широкого потребления. Такой мастерской является мастерская Никосфена.
Фигуры людей, написанные аттическими мастерами, отличались динамичностью, изображались в сложных ракурсах. Аттические мастера использовали специальный приём – роспись в клейме, для акцента внимания на изображённом сюжете.

Слайд 20

Псиакс.
Аттическая чернофигурная ваза.
Геракл, убивающий Немейского льва.
Чернофигурная ваза из Вульги,
ок.

Псиакс. Аттическая чернофигурная ваза. Геракл, убивающий Немейского льва. Чернофигурная ваза из Вульги,
525 г. до н. э.
Высота 49,5см.
Городской музей, Брешия

Слайд 21

Эксекий.
Аттическая чернофигурная амфора.
Ахилл убивает Пенфесилею.
VI в. до н. э.

Эксекий. Аттическая чернофигурная амфора. Ахилл убивает Пенфесилею. VI в. до н. э.

Слайд 22

Эксекий.
Аттический чернофигурный килик Дионис в ладье.
Ок. 530 г. до н. э.
Государственное

Эксекий. Аттический чернофигурный килик Дионис в ладье. Ок. 530 г. до н.
античное собрание. Мюнхен

Подпись гончара Эксекия

Слайд 23

Чернофигурная вазопись в других регионах
Лаконская вазопись

На этой территории чернофигурную роспись в первую

Чернофигурная вазопись в других регионах Лаконская вазопись На этой территории чернофигурную роспись
очередь отличали симпатии к предшествующему – ориентализирующему стилю. Это выражалось в разделении сосудов на несколько горизонтальных рядов, которые заполнялись орнаментом. В качестве сюжетов для вазописи избирались сцены из жизни правителей, военных походов.

Слайд 24

Лаконская амфора в стиле Охотничьего художника, с горгонеем , журавлями и сфинксами.
Около

Лаконская амфора в стиле Охотничьего художника, с горгонеем , журавлями и сфинксами.
540/530 г. до н.э.
Британский музей. Лондон

Слайд 25

Клазоменская вазопись

Мастера из Клазомен также пользовались приёмом расположения сюжетных композиций внутри фризов,

Клазоменская вазопись Мастера из Клазомен также пользовались приёмом расположения сюжетных композиций внутри
деливших сосуд на несколько горизонтальных отсеков. В отличие от лаконцев, они изображали сцены из религиозных праздненств, использовали мотив хороводов танцовщиц, рисовали мифических существ. Помимо керамических изделий, клазоменские чернофигурные росписи встречаются и на саркофагах, сочетая в себе несколько стилей росписи.

Фрагмент амфоры клазоменского чернофигурного стиля из Телль-Деффенеха.
VI век до н. э.
Метрополитен-музей

Слайд 26

Халкидская вазопись

Свои особенности имела чернофигурная вазопись Халкидик. Особенность росписи ваз заключалась в

Халкидская вазопись Свои особенности имела чернофигурная вазопись Халкидик. Особенность росписи ваз заключалась
том, что мастера помещали фигуры животных и людей не на самой выпуклой и большой по площади части сосуда, а по бокам. В центре изображалась мастерски прописанная розетта или иная цветочная композиция, а по бокам, обычно под ручками, помещались животные или люди.

Слайд 27

Самым известным примером Чернофигурной отделки является большой спиральный «Кратер Клития» или «Ваза

Самым известным примером Чернофигурной отделки является большой спиральный «Кратер Клития» или «Ваза
Франсуа» – вазу сделал гончар Эрготим, а окрасил Клитий (570 – 565 до н.э.). Музейный экспонат высотой 0,66 м покрыт 270 человеческими фигурками и животных, изображающих удивительный диапазон сцен и персонажей из греческой мифологии.

Слайд 28

Краснофигурная вазопись

Краснофигурная вазопись – одна из наиболее известных техник древнегреческой вазописи. Она появилась

Краснофигурная вазопись Краснофигурная вазопись – одна из наиболее известных техник древнегреческой вазописи.
приблизительно в 530 г. до н. э. в Афинах и просуществовала до конца IV в. до н. э.. За несколько десятилетий краснофигурная вазопись вытеснила господствовавшую до этого чернофигурную вазопись.
Соотношение цветов в краснофигурном стиле вазописи между фигурами и фоном, прямо противоположному чернофигурному: фон  – чёрный, фигуры  – красные. Главными центрами производства краснофигурной керамики, помимо Аттики, были гончарные мастерские Южной Италии.
Особенностью краснофигурной вазописи стал отход от случайных декоративных элементов и орнаментов. Внимание вазописцев всецело обратилось к изображению определённых сюжетных композиций. Распространёнными оставались сюжеты из античной мифологии и эпоса. Большую популярность набрали также сцены из греческих трагедий. Главное нововведение краснофигурного стиля – изображение рядовых граждан полиса. Мастера обратили своё внимание не только на сцены сражений или торжественных шествий, в которых участвовали эллины, но и на бытовые сцены.

Слайд 29

Геракл и Афина.
Ок. 480 – 479 гг. до н. э.
Государственное

Геракл и Афина. Ок. 480 – 479 гг. до н. э. Государственное
античное собрание. Мюнхен

Свадьба Фетиды.
Пиксида вазописца свадеб.
Ок 470 – 460 гг. до н. э.
Лувр. Париж

Слайд 30


Истоки

Первые вазы в краснофигурном стиле появились около 530 г. до н. э..

Истоки Первые вазы в краснофигурном стиле появились около 530 г. до н.
Считается, что эту технику изобрёл вазописец Андокид. Первоначально Андокид расписывал вазы в двух стилях одновременно: на одной стороне вазы изображение выполнялось с чёрными фигурами, а на другой  – с красными. Такие сосуды называются билингвами.
Андокид.
Амфора-билингва . Геракл и Афина.
Ок. 520 г. до н. э. Государственное античное собрание. Мюнхен

Слайд 31

Андокид.
Краснофигурное изображение на амфоре. Геракл и Афина.
Ок. 520 – 510 гг. до

Андокид. Краснофигурное изображение на амфоре. Геракл и Афина. Ок. 520 – 510
н. э.
Государственное античное собрание. Мюнхен

Андокид.
Амфора.
Воины, по бокам Гермес и Афина.
Ок. 530 г. до н. э.
Лувр. Париж

Слайд 32

Краснофигурная роспись – это чернофигурная вазопись наоборот. Перед обжигом на поверхность подсохшей вазы

Краснофигурная роспись – это чернофигурная вазопись наоборот. Перед обжигом на поверхность подсохшей
наносились контуры человеческих фигур и остальные детали. Набросок рисунка наносился лёгким штрихом тупым инструментом, либо намечался древесным углём. Контуры рисунка обводились кистью с шликером. Линии внутри изображения прорисовывались раствором шликера. Кроме двух основных цветов в изображениях встречаются и другие цвета  – белый и красный. Фон между фигурами внутри изображения покрывался матово-серым шликером. Вазы проходили трёхкратный обжиг, в результате которого шликер приобретал свой характерный чёрный или тёмно-коричневый цвет.

Технология изготовления

Слайд 33

Преимущества краснофигурного стиля:
Возможность детальной проработки изображения. Краснофигурные изображения стали динамичнее и реалистичнее.

Преимущества краснофигурного стиля: Возможность детальной проработки изображения. Краснофигурные изображения стали динамичнее и

Красные фигуры отличались большей контрастностью на чёрном фоне.
Возможность изображать людей не только в профиль, но и анфас, со спины или в три четверти, а черты лица можно было прорисовать более детально.
Краснофигурная техника позволяла лучше передать глубину и пространство.

Слайд 34

Однако стиль имел и недостатки:
Невозможное изображение женского тела с помощью белой краски.

Однако стиль имел и недостатки: Невозможное изображение женского тела с помощью белой
Стало сложнее определять пол изображённого человека по одежде или причёскам.
Контуры фигур становились частью фона и сливались с ним, так как проводились той же чёрной краской.
Ограниченные возможности передачи пространственной глубины на чёрном фоне.
Краснофигурный стиль ограничивал цветовые решения композиции.
Следует отметить, что преимущества краснофигурного стиля всё-таки перевесили его недостатки.

Слайд 35

Вазописцы-пионеры

Первыми преимущества нового краснофигурного стиля оценили вазописцы-пионеры. Их творчество приходится на 520

Вазописцы-пионеры Первыми преимущества нового краснофигурного стиля оценили вазописцы-пионеры. Их творчество приходится на
– 500 гг. до н. э.. Наиболее известные из них  – Ефроний, Евфимид и Финтий. Вазописцы-пионеры предпочитали в керамике большие формы и работали с амфорами и кратерами крупного размера.
Ефроний.
Кратер с изображением спортсмена при подготовке к состязаниям в палесте.
Ок. 510 – 500 гг. до н. э.
Античное собрание. Берлин

Слайд 37

Развитие техники вазописи по периодам

Развитие техники вазописи по периодам

Слайд 38

Около 1050 г. до н. э. в греческом искусстве распространяются геометрические мотивы.

Около 1050 г. до н. э. в греческом искусстве распространяются геометрические мотивы.
На ранних этапах до 900 г. до н. э. керамическая посуда расписывалась обычно крупными строго геометрическими узорами. Типичными украшениями ваз являлись проведённые с помощью циркуля круги и полукруги. Чередование геометрических орнаментов рисунков устанавливалось различными регистрами узоров, отделённых друг от друга огибающими сосуд горизонтальными линиями. В период расцвета геометрики происходит усложнение геометрических рисунков.
В этот период впервые появился орнамент — меандр, которому суждено навсегда ассоциироваться в искусстве с Грецией. К нему добавляются стилизованные изображения людей, животных и предметов. Колесницы и воины во фризообразных процессиях занимают центральные части ваз и кувшинов. В изображениях всё чаще преобладают чёрные, реже красные цвета на светлых оттенках фона.
К концу VIII в. до н. э. такой стиль росписи в греческой керамике исчезает.

Геометрика

Слайд 39

Меандр – узор в виде ломаной или кривой линии с завитками.

Меандр – узор в виде ломаной или кривой линии с завитками.

Слайд 40

Гидрия с росписью в стиле геометрики.
750—700 гг. до н. э.
Лувр

Ваза с геометрическим
орнаментом.

Гидрия с росписью в стиле геометрики. 750—700 гг. до н. э. Лувр

9 век до н.э.

Слайд 41

Пиксида из музея Афинской агоры

Фрагмент росписи дипилонской амфоры.
Ок. 760—750 до н. э.

Пиксида из музея Афинской агоры Фрагмент росписи дипилонской амфоры. Ок. 760—750 до н. э.

Слайд 42

Ориентализирующий период

Начиная с 725 г. до н. э. в изготовлении керамики лидирующее

Ориентализирующий период Начиная с 725 г. до н. э. в изготовлении керамики
положение занимает Коринф. Начальный период, которому соответствует ориентализирующий стиль, характеризуется в вазописи увеличением фигурных фризов и мифологических изображений.
Положение, очерёдность, тематика и сами изображения оказались под влиянием восточных образцов, для которых были прежде всего характерны изображения грифонов, сфинксов и львов.
Техника исполнения аналогична чернофигурной вазописи. Следовательно, в это время уже применялся необходимый для этого трёхкратный обжиг.

Слайд 43

Протокоринфская ольпа с изображением животных и сфинксов.
Ок. 650—630 гг. до н. э.
Лувр

Протокоринфская ойнохоя.
Родос

Протокоринфская ольпа с изображением животных и сфинксов. Ок. 650—630 гг. до н.

Слайд 44

Поздняя архаика

Это время параллельного развития двух техник: чернофигурной и краснофигурной вазописи.
С

Поздняя архаика Это время параллельного развития двух техник: чернофигурной и краснофигурной вазописи.
поздним архаическим периодом связан расцвет чернофигурного стиля вазописи, и появление краснофигурной керамики, которую создал вазописец Андокид около 530 г. до н. э.
На это время приходится творчество наиболее известных вазописцев: Берлинского вазописца и Клеофрада, расписывавших сосуды, и Онесима, Дуриса, Макрона и Брига, расписывавших чаши. Афины становятся ведущим центром в производстве тонкой керамики в Средиземноморье.
Успех аттической керамики обусловило великолепное владение местными вазописцами перспективой. Для росписи почти не используется орнамент, сократилось количество изображаемых лиц, исчезли анатомические детали. Вазопись обрела новые темы. Особой популярностью стали пользоваться сцены из мифа о Тесее. Вазописцы экспериментируют с новыми формами керамических сосудов: появляется ноланская амфора, лекиф, фиалы типа В и динос.

Слайд 45

Амфора Несса.
Вазописец Несса.
620—610 до н. э.
Национальный археологический музей Афин

Амфора Несса. Вазописец Несса. 620—610 до н. э. Национальный археологический музей Афин

Слайд 46

Аттическая чернофигурная амфора. Геракл и Герион.
Около 540 г. до н. э.
Государственное античное собрание.

Аттическая чернофигурная амфора. Геракл и Герион. Около 540 г. до н. э.
Мюнхен

Соревнующиеся бегуны на панафинейской (атической) амфоре.
530 г. до н. э.

Слайд 47

Фиала с изображением юноши, приносящего жертву вином,
на лицевой стороне.
Ок. 480

Фиала с изображением юноши, приносящего жертву вином, на лицевой стороне. Ок. 480
г. до н. э.
Лувр. Париж

Слайд 48

Период ранней и зрелой классики

В середине V века до н.э. произошёл переход

Период ранней и зрелой классики В середине V века до н.э. произошёл
от строгого стиля к свободному. Его характерными чертами стали гораздо большая объёмность фигур, стремление передать глубину изображения, сильное влияние на вазописцев монументальной живописи, господство композиций с изображением фигур людей, занимающих значительную часть сосуда, а также практически полное отсутствие декоративного орнамента. Помимо этого, под влиянием монументальной архитектуры и росписи, вазописцы начали изображать людей в более величественных и спокойных позах, без резких порывов. Однако свободный стиль так и не избавил мастеров от стремления идеализировать внешность людей, что делало их похожими друг на друга.
Наиболее известные вазописцы периода ранней и зрелой классики (480 – 425 гг. до н. э.)  – Гермонакс и Вазописец Ахилла, продолжившие художественные традиции Берлинского вазописца, Мастер фиал. Появились новые художественные течения, например, «маньеристы», выдающимся представителем которых был Вазописец Пана.

Слайд 49

Амфора с изображением юноши, размахивающего мечом.
Ок. 470 г. до н. э.

Амфора с изображением юноши, размахивающего мечом. Ок. 470 г. до н. э. Лувр. Париж

Лувр. Париж

Слайд 50

Ахилл.
Ноланская амфора с изображением Эдипа и сфинкса.
Ок. 440 - 430 г.

Ахилл. Ноланская амфора с изображением Эдипа и сфинкса. Ок. 440 - 430
до н. э.
Государственное античное собрание. Мюнхен

Слайд 51

Период поздней классики

В период поздней классики  – начиная с последней четверти V в.

Период поздней классики В период поздней классики – начиная с последней четверти
до н. э.  – в аттической вазописи возникли два противоположных течения. С одной стороны, появилось направление, близкое к «роскошному стилю» в древнегреческой скульптуре, с другой, продолжали развиваться основные тенденции зрелой классики. Наиболее известным представителем «роскошного стиля» был вазописец Мидий. Характерным для его творчества было изображение прозрачной одежды и огромного количества складок на ней. Роспись отличалась большим количеством декоративных элементов и дополнительных объектов. Использовались новые цвета, преимущественно белый и золотой. Наблюдалась тенденция к «смягчению» форм: отличительной чертой изображения мужского тела перестали быть исключительно мускулы.
В поисках сюжетов для своих изображений вазописцы реже обращаются к мифологии. Популярной становится роспись сосудов сценами из частной жизни, из жизни женщин.

Слайд 52

Мидий.
Гидрий: в верхнем фризе – похищение дочерей Левкиппа Диоскурами,
в нижнем  –

Мидий. Гидрий: в верхнем фризе – похищение дочерей Левкиппа Диоскурами, в нижнем
Геракл в саду Гесперид и группа афинских героев.
Ок. 420 - 400 г. до н. э.
Британский музей. Лондон

Слайд 53

Вазопись по белому фону

Для росписи ваз в этом стиле в качестве основы

Вазопись по белому фону Для росписи ваз в этом стиле в качестве
использовалась белая краска, на которую наносились чёрные, красные либо многоцветные фигуры.
Изображения на вазах были насыщены яркой образной и сюжетной композицией - сценками из жизни древних греков, могли поведать о славных военных подвигах греческих героев, о несчастной и безответной любви, о суде богов, о погребении старцев и мудрецов.
Эта техника вазописи применялась преимущественно в росписи лекифов, арибалов и алабастронов.

Слайд 54

Лекиф с изображением Ахиллa и Аяксa. Ок 500 г. до н. э.

Лекиф с изображением Ахиллa и Аяксa. Ок 500 г. до н. э. Лувр

Лувр

Слайд 55

Лекиф, выполненный в технике по белому фону.
Гипнос и Танат выносят тело

Лекиф, выполненный в технике по белому фону. Гипнос и Танат выносят тело
Сарпедона с поля боя в Трое.
440 г. до н. э.
Британский музей. Лондон

Слайд 57

Вазописцы и их произведения

Афинские гончары проживали в квартале Керамик. Здесь находились гончарные

Вазописцы и их произведения Афинские гончары проживали в квартале Керамик. Здесь находились
мастерские. В 1852 году в Керамике на «улице Гермеса» была обнаружена мастерская так называемого Йенского вазописца. Найденная в ней посуда хранится в настоящее время в университетском собрании Университета им. Фридриха Шиллера в Йене.
Благодаря подписям на вазах известны имена порядка сорока аттических вазописцев. Помимо имени художника на сосуде обычно стоит др.-греч. ἐγραψεν (égrapsen  – «нарисовал»). К подписи гончара обычно добавлялось др.-греч. ἐποίησεν (epoíesen  – «сделал»).

Слайд 58

Подпись вазописца Эпиктета на килике.
Тондо с изображением сцены в палестре.
Ок.

Подпись вазописца Эпиктета на килике. Тондо с изображением сцены в палестре. Ок.
520 – 510 гг. до н. э.
Лувр. Париж

Подпись гончара Амаиса на ольпе.
Ок. 550 – 530 гг. до н. э.
Лувр. Париж

Слайд 59

Судя по количественному соотношению подписей гончаров и вазописцев, ремесло гончара пользовалось большим

Судя по количественному соотношению подписей гончаров и вазописцев, ремесло гончара пользовалось большим
почётом и уважением. Известно, что Ефроний и другие вазописцы были одновременно и гончарами. Роспись сосудов поручалась преимущественно подмастерьям. В одной гончарной мастерской обычно работало несколько вазописцев. Например, на Ефрония работали Онесим, Дурис, Антифон, Триптолем и Пистоксен.
Современный взгляд на вазописцев как на художников и соответственно на их работы как на произведения искусства не соответствует античной реальности. Вазописцы как и гончары были ремесленниками, а результаты их труда  – товаром.
К искусству керамики в Древней Греции применялось определение «техне», что означало «ремесло», а вазописцы считались обычными ремесленниками. Они часто не являлись авторами композиций и сюжетов, изображаемых на вазах, а заимствовали их у художников-живописцев, которые создавали росписи на стенах общественных зданий, известные современникам.

Слайд 60

Заключение

Вазопись представляет ценность как вид живописи и как историческое наследие. Сцены из

Заключение Вазопись представляет ценность как вид живописи и как историческое наследие. Сцены
повседневной жизни, обычаи, одежда, предметы обихода и многое другое, представленные древнегреческими художниками-вазописцами на вазах погружают нас в атмосферу того времени.
Изучение теоретического материала по данной теме помогло мне в создании композиции дипломной работы, а именно, в выборе сюжета, стиля, оформления и цветового решения.

Слайд 61

Сбор аргонавтов ,
аттический краснофигурный кратер вазописца Ниобы, 460—450 до н. э.

Сбор аргонавтов , аттический краснофигурный кратер вазописца Ниобы, 460—450 до н. э.

Слайд 62

Моя композиция-фриз «Аргонавты» основывается на древнегреческом мифе, повествующем о походе греческих героев

Моя композиция-фриз «Аргонавты» основывается на древнегреческом мифе, повествующем о походе греческих героев
во главе с Ясоном в Колхиду за Золотым руном. Мифологическая тема моей композиции обуславливает обращение к стилистике древнегреческой вазописи.
Для достижения сходства с античной вазописью мной был выбран узкий и вытянутый формат исполнения работы. Для цветового решения я обратилась к колориту чернофигурной вазописи: темные фигуры на светлом фоне. Было принято решение исполнить композицию в двух тонах, основываясь на принципах древнегреческой вазописи. В композиции я использовала известный греческий меандр, обрамив им верхний и нижний края композиции.
Таким образом, обратившись к истории вазописи, а затем, используя изученные выразительные средства, схожие с основными чертами древнегреческой вазописи, мной была создана живописная композиция-фриз на мифологическую тему в стиле древнегреческой чернофигурной вазописи. Я создала декоративное панно, применяя стилизаторский подход.
Имя файла: Древнегреческая-вазопись-чернофигурного-и-краснофигурного-стилей.pptx
Количество просмотров: 47
Количество скачиваний: 0