Галичский клад

Содержание

Слайд 2

Уникальный Галичский клад найден весной 1836 года. Насчитывал не менее 56 медных,

Уникальный Галичский клад найден весной 1836 года. Насчитывал не менее 56 медных,
бронзовых и серебряных предметов, имеющих аналогии в фатьяновских, вольско-лбищенских, абашевских и сейминско-турбинских древностях.

Слайд 3

Клад интерпретируется исследователями как разрушенное захоронение шамана или кенотаф с атрибутами ритуальной

Клад интерпретируется исследователями как разрушенное захоронение шамана или кенотаф с атрибутами ритуальной
практики (идолы, маскоиды и т.д.). Нас же интересует культурная принадлежность сосуда, обломки которого были обнаружены вместе с металлическими вещами.

Слайд 4

Абашевские вислообушные топоры, ножи, браслеты, очковидные привески, пронизки «подсказывают» направление для поисков

Абашевские вислообушные топоры, ножи, браслеты, очковидные привески, пронизки «подсказывают» направление для поисков
керамики, аналогичной утраченному галичскому сосуду. Наибольшего внимания заслуживает керамический комплекс Кухмарского курганного могильника.

Памятник расположен на холмообразном песчано-гравийном возвышении коренного берега Плещеева озера, в 7 км к северо-востоку от исторического центра г. Переславля-Залесского – в излучине ручья Кухмарь.

Слайд 5

В коллекции с Кухмарского могильника есть оригинальный сосуд, который мог иметь ритуальное

В коллекции с Кухмарского могильника есть оригинальный сосуд, который мог иметь ритуальное
значение в эпоху бронзы. Находка происходит из кургана № 13.

Слайд 6

На внутренней стороне шейки сосуда Д. А. Крайновым зафиксировано шесть довольно условных

На внутренней стороне шейки сосуда Д. А. Крайновым зафиксировано шесть довольно условных
изображений представителей речной ихтиофауны и орудий рыболовства, которые интерпретируются исследователем как рисунок пиктографического характера. Прямых аналогий кухмарской композиции нет, но изображения «рыбы, пораженной гарпуном», рыболовной верши или вентеря, гарпуна с пятью шипами и трех рыбообразных существ, на мой взгляд, передают некое сакральное действо, сопряженное с шаманскими ритуалами эпохи палеометалла.

Слайд 7

Чтобы выяснить семантику образа рыбы (рыб) в обрядовой практике эпохи, оставившей после

Чтобы выяснить семантику образа рыбы (рыб) в обрядовой практике эпохи, оставившей после
себя ритуально-культовый (шаманский) комплект бронз Галичского клада, необходимо обратиться к опубликованным этнографическим источникам.

Слайд 8

Любопытные свидетельства об использовании шаманских фетишей в виде рыб приводит в одной

Любопытные свидетельства об использовании шаманских фетишей в виде рыб приводит в одной
из своих статей Д. К. Зеленин: «Тунгусский шаман, приступая к лечению больного, также велит наделать идолов в виде зверей и рыб, которыми и обкладывают больного. <…> У енисейских тунгусов при шаманском камлании от болезней употребляются духи – деревянные изображения человека на налиме, две деревянные сросшиеся хвостами рыбы-мамонты, плот из девяти антропоморфных онгонов и т.д.».
По якутским верованиям, духи-помощники шамана могли являться в образе рыб. Костюм якутского шамана, по описанию исследователей XIX века, имел железные нашивки-амулеты, изображавшие рыб.

Слайд 9

Одна вещь из культового комплекта Галичского клада – отлитый по восковой модели

Одна вещь из культового комплекта Галичского клада – отлитый по восковой модели
«ящер», – позволяет выстроить гипотетическую параллель между этим фантастическим животным, представляющим, как думал Ф. А. Теплоухов, нечто среднее между зверем и рыбой, и символическими изображениями рыб на внутренней стороне шейки кухмарского сосуда.

Слайд 10

Таким образом, абашевское происхождение утраченного галичского сосуда подтверждается не только металлом широко

Таким образом, абашевское происхождение утраченного галичского сосуда подтверждается не только металлом широко
известного памятника, но и очевидными элементами древнейшей шаманской мифо-ритуальной традиции, запечатленными на изделии из Кухмаря.

Слайд 11

В презентации использованы фотоснимки Г. Сапожникова, М. Пахаренко, рисунки и фотоиллюстрации из

В презентации использованы фотоснимки Г. Сапожникова, М. Пахаренко, рисунки и фотоиллюстрации из
печатных трудов/статей А.А. Спицына, Д.А. Крайнова, А.И. Мазина, С.В. Студзицкой и С.В. Кузьминых