Искусство Двуречья. (Передняя Азия)

Содержание

Слайд 2

Междуре́чье (Двуре́чье, Месопота́мия, греч. Μεσοποταμία) —
область между реками Тигр и Евфрат,

Междуре́чье (Двуре́чье, Месопота́мия, греч. Μεσοποταμία) — область между реками Тигр и Евфрат,
на территории современного Ирака. Там возникает несколько государств с рабовладельческим строем в одно время с Египтом.

Слайд 3

Периодизация.

Шумер (кон. 5 – нач. 3-го тыс. до н. э.);
Шумеро-Аккадское царство

Периодизация. Шумер (кон. 5 – нач. 3-го тыс. до н. э.); Шумеро-Аккадское
(вторая пол. 3-го тыс. до н. э.);
Старовавилонское царство (20–17 вв. до н. э.);
Ассирия (14—7 вв. до н. э),
Нововавилонское царство (7–6 вв. до н. э.).

Слайд 4

Шумерская цивилизация – одна из самых древних в мире. Шумер – родина

Шумерская цивилизация – одна из самых древних в мире. Шумер – родина
городской цивилизации. Первые города появляются в конце 5 тыс. до н.э. Главные города Шумера: Ур, Урук, Лагаш, Эриду.
Шумерцы умели осушать болотистую почву, строить дамбы, каналы и плотины,
изобрели гончарный круг, форму для выделки кирпича,
повозку со сплошными деревянными колесами, плуг-сеялку, парусную лодку,
освоили технику обработки камня и драгоценных металлов,
научились возводить арки, сводчатые перекрытия и купола,
накопили много сведений в области естественных наук,
создали сложную систему клинообразной письменности, первый календарь.

Слайд 5

Города благоустроенные, окруженные высокой стеной. Прямоугольная планировка с храмом в центре, т.к.

Города благоустроенные, окруженные высокой стеной. Прямоугольная планировка с храмом в центре, т.к.
правитель - жрец. Дома одно и двухэтажные с плоской кровлей. Каналы.
В храме: документы, казна, запас продуктов, библиотека, школа писцов. Кирпич-сырец укреплен природным асфальтом.
Белый храм в Уруке. Конец 4-го тыс. до н.э. Реконструкция. Платформа 32х25м
Посвящен богине плодородия.

Слайд 6

Храмы прямоугольные, стоят на платформах с большими лестницами. Фасады разделены выступами, обогащающими

Храмы прямоугольные, стоят на платформах с большими лестницами. Фасады разделены выступами, обогащающими
пластику стены. Окрашены в белый или красный цвет. Фасад украшен монументальной живописью и скульптурой. Выступы Красного храма в Уруке украшены мозаикой из глиняных клиньев.

Слайд 8

Главное в храме – святилище, в котором хранилась священная статуя божества.

Вдоль

Главное в храме – святилище, в котором хранилась священная статуя божества. Вдоль
стены, в нишах между выступами стояли медные фигурки быков

Слайд 9

Поверхность стены украшали три фриза
На одном - сцены хозяйственной жизни, возможно,

Поверхность стены украшали три фриза На одном - сцены хозяйственной жизни, возможно,
имевшие культовое значение,
на другом - шествующие вереницей священные птицы и животные

Слайд 10

Над входом в святилище храма в Убайде медный горельеф, переходящий в круглую

Над входом в святилище храма в Убайде медный горельеф, переходящий в круглую
скульптуру. Львиноголовый орел Имдугуд, когтящий оленей. Середина 3 тыс. до н.э. (Четкая, симметрическая геральдическая композиция - один из характерных признаков переднеазиатского рельефа).

Слайд 11

В 22 в. до н.э.шумеры создают новый тип храма – зиккурат –

В 22 в. до н.э.шумеры создают новый тип храма – зиккурат –
квадратный в плане, башнеобразный, состоящий из нескольких уменьшающихся ярусов. Зиккурат бога луны Нанны в Уре. Конец 3 тыс. до н.э.

Слайд 12

Сооружение символизировало Вселенную, террасы были окрашены в разные цвета, обозначавшие соответственно подземный

Сооружение символизировало Вселенную, террасы были окрашены в разные цвета, обозначавшие соответственно подземный
мир (черный), видимый мир живых существ (красный) и мир небесный (белый). Храм на вершине лунный (голубой).

Слайд 14

Единственным украшением служили расположенные через одинаковые промежутки высокие и узкие ниши.

Единственным украшением служили расположенные через одинаковые промежутки высокие и узкие ниши.

Слайд 15

Скульптура.

Пластика середины 3 тысячелетия до н.э. характеризуется преобладанием мелкой скульптуры, главным образом

Скульптура. Пластика середины 3 тысячелетия до н.э. характеризуется преобладанием мелкой скульптуры, главным
культового назначения. Ваяние более примитивно. У божеств большие глаза и уши (все видят и слышат). Лицо схематично. Статичность и фронтальность.
Знатные шумеры помещали в храмах статуи-двойники, изображающие молящихся. Существовали определенные, каноничные позы и жесты и в рельефах, и в круглой скульптуре. Имя человека и текст молитвы писали на пьедестале.

Слайд 16

Голова богини из
белого храма в Уруке. Алебастр. Период Джемдет-Наср. Около 3000

Голова богини из белого храма в Уруке. Алебастр. Период Джемдет-Наср. Около 3000
г. до н. э. Багдад. Иракский музей.

Слайд 17

Цилиндрическая печать и
оттиски. (Глиптика)
Около 3000 г. до н. э.

Ваза с изображением

Цилиндрическая печать и оттиски. (Глиптика) Около 3000 г. до н. э. Ваза
культовых сцен из Урука. Алебастр. Около 3000 г. до н.

Слайд 18

Расцвет при возвышении Ура (26-21 вв до н.э.) Сокровища царских гробниц.

Двустороннее мозаичное

Расцвет при возвышении Ура (26-21 вв до н.э.) Сокровища царских гробниц. Двустороннее
панно – штандарт из Ура.
Сцены войны и триумфального пира. Перламутр, лазурит, красный камень орнамента.

Слайд 19

Голова быка с арфы из царской гробницы в Уре. 3олото и лазурит.

Голова быка с арфы из царской гробницы в Уре. 3олото и лазурит.
26 в. до н. э.

Статуэтка из Ура. Около 2500 г. до н. э. (Молящийся).

Слайд 20

Среди находок «царских гробниц» выделяются золотой шлем тончайшей работы из гробницы правителя

Среди находок «царских гробниц» выделяются золотой шлем тончайшей работы из гробницы правителя
Мескаламдуга, воспроизводящий парик с мельчайшими деталями затейливой прически.
Золотой кинжал с ножнами тонкой филигранной работы из той же гробницы

Слайд 21

Совершенствование каменной скульптуры. Статуи правителя Лагаша Гудеа (22 век до н.э.) Портретность,

Совершенствование каменной скульптуры. Статуи правителя Лагаша Гудеа (22 век до н.э.) Портретность, мышцы рук.
мышцы рук.

Слайд 23

Шумерская письменность (клинопись)

Шумерская письменность (клинопись)

Слайд 24

Искусство Аккада (24 - 23 вв. до н.э.) Развитие реалистических тенденций.

Стела Нарамсина

Искусство Аккада (24 - 23 вв. до н.э.) Развитие реалистических тенденций. Стела
высотой 2 м из красного песчаника повествует о победе над горными племенами. Новым являются единство и ясность композиции, которая развивается по диагонали. Нет больше «поясов», разделявших изображение.
Появляется пейзаж. Хорошо моделированы руки, ноги, плечи, пропорции тела.
Каноничными остаются, разворот плеч при профильном изображении головы и ног и условная разномасштабность фигур царя и воинов.

Слайд 25

Так называемая голова Саргона Древнего из Ниневии. Медь. 23 в. до н.

Так называемая голова Саргона Древнего из Ниневии. Медь. 23 в. до н.
э.

Резкая, суровая реалистическая сила в передаче лица, с живыми, выразительными чертами, тщательно выполненный богатый шлем.

Слайд 26

Искусство Ассирии (9-7 вв до н.э.)

Верховья Тигра. Гористая местность, более суровый климат.

Искусство Ассирии (9-7 вв до н.э.) Верховья Тигра. Гористая местность, более суровый
Города-крепости:
Ашшур, Ниневия, Дур-Шаррукин.
Власть светская.
Строительный материал – камень.

Дур-Шаррукин. Возведен царем Саргоном II. 712-707 гг. до н.э. Строгая планировка, главная постройка – дворец-крепость на высокой платформе. Лестница ведет к арочным воротам. Зиккурат – часть дворцового комплекса.

Слайд 27

Цвета дворцового зиккурата

Статуя шеду в входа во дворец. (5 ног. Высота более

Цвета дворцового зиккурата Статуя шеду в входа во дворец. (5 ног. Высота более 3 м.)
3 м.)

Слайд 28

Главное украшение интерьеров ассирийских дворцов – барельефы. Их отличают натурализм и повествовательность,

Главное украшение интерьеров ассирийских дворцов – барельефы. Их отличают натурализм и повествовательность,
носящая исторический характер, отсутствие регистров. Раненая львица. Фрагмент рельефа из дворца царя Ашшурбанипала в Ниневии. 669-635 гг.до н.э.

Слайд 29

Битва на верблюдах. Рельеф из дворца Ашшурбанипала в Ниневии. Алебастр. Середина 7

Битва на верблюдах. Рельеф из дворца Ашшурбанипала в Ниневии. Алебастр. Середина 7 в. до н .э.
в. до н .э.

Слайд 30

Охота Ашшурбанипала. Рельеф из дворца Ашшурбанипала в Ниневии. Алебастр. Середина 7 в.

Охота Ашшурбанипала. Рельеф из дворца Ашшурбанипала в Ниневии. Алебастр. Середина 7 в. до н .э.
до н .э.

Слайд 31

Статуя Ашшурнасирпала II 
Из Нимруда (Калаха).
Алебастр.

Статуя Ашшурнасирпала II Из Нимруда (Калаха). Алебастр.

Слайд 32

Искусство Нововавилонского царства 6 в до н.э. (царь Навуходоносор II с женой

Искусство Нововавилонского царства 6 в до н.э. (царь Навуходоносор II с женой
Семирамидой)

Вавилон в центре Месопотамии на сближении рек. Центр международной торговли. Царь – главный жрец. Главная постройка храм. Материал – обожженный кирпич.
Длинные прямые улицы ведут к храмам.

Ворота богини Иштар в Вавилоне

Слайд 33

Крыша и двери ворот были изготовлены из кедра. Через ворота Иштар по

Крыша и двери ворот были изготовлены из кедра. Через ворота Иштар по
Дороге процессий в день празднования Нового года проносились статуи богов.

Слайд 34

Синие глазурованные изразцы с рельефами быков, драконов и львов.

Стены ворот и Дороги

Синие глазурованные изразцы с рельефами быков, драконов и львов. Стены ворот и
Процессий покрыты барельефами необычайной красоты, изображающими животных в позах, очень близких к естественным.

Слайд 35

Семиярусный зиккурат «Вавилонская башня». Середина 7 в. до н.э.

Семиярусный зиккурат «Вавилонская башня». Середина 7 в. до н.э.