Искусство Российской империи в первой половине XIX века

Содержание

Слайд 2

Искусство России в правление Александра I

Часть 2

Часть 1

Искусство России в правление Александра I Часть 2 Часть 1

Слайд 3

Боровиковский В.Л. Портрет Александра I
(годы правления 1801-1825)

Боровиковский В.Л. Портрет Александра I (годы правления 1801-1825)

Слайд 4

Содержание
1 Тенденции развития искусства
2 Архитектура
3 Живопись
4 Музыка
5 Выводы

Содержание 1 Тенденции развития искусства 2 Архитектура 3 Живопись 4 Музыка 5 Выводы

Слайд 5

Тенденции развития искусства

Содержание

Тенденции развития искусства Содержание

Слайд 6

Тенденции развития искусства

В ХIХ в. эстетическим началом были пронизаны почти все стороны

Тенденции развития искусства В ХIХ в. эстетическим началом были пронизаны почти все
жизни. Оно определяло манеру поведения человека, его восприятие современности. В эстетическую сферу входили философия, история, медицина, география. Внимание к искусству выражало себя конкретно практически.

Слайд 7

Тенденции развития искусства

Стали возникать общества, связанные с искусством. В 1801 г. рождается

Тенденции развития искусства Стали возникать общества, связанные с искусством. В 1801 г.
«Вольное общество любителей словесности, наук и художеств», в 1820 г. создаётся «Общество поощрения художников».
Образуются художественные центры и в провинции.

Слайд 8

Живопись и зодчество остаются «придворными» видами искусства, наиболее способными возвеличивать российский трон.

Живопись и зодчество остаются «придворными» видами искусства, наиболее способными возвеличивать российский трон.
Пластическими искусствами широко увлекались в обществе, стал распространяться дилетантизм, большое развитие получило меценатство.
Ведущими видами искусства, кроме литературы, были архитектура, живопись и музыка.

Тенденции развития искусства

Слайд 9

Архитектура

Содержание

Архитектура Содержание

Слайд 10

Архитектура

Первая треть ХIХ в. отмечена размахом градостроительства. В Александровскую эпоху русская

Архитектура Первая треть ХIХ в. отмечена размахом градостроительства. В Александровскую эпоху русская
архитектура достигла вершины, произведения которой стали одними из самых лучших в мире.
В отличие от 1780-1790-х гг., когда в центре внимания архитекторов было создание дворцов, усадеб, храмов, теперь главными сооружениями становятся гражданские здания.

Слайд 11

Архитектура

Стиль классицизм в архитектуре переживал новый этап, названный высоким классицизмом, или ампиром

Архитектура Стиль классицизм в архитектуре переживал новый этап, названный высоким классицизмом, или
– (от франц. empire - империя).
Для зодчих этого времени становится характерным синтез архитектуры и скульптуры. В России этот стиль отражал претензии имперского города на статус «мировой столицы».
Главным выразителем идей русского ампира был Карл Росси (1775-1849).

Слайд 12

ансамблевость, масштабность

торжественный
ордер

триумфальная
арка

рельефы
на фризе

подражание
древнеримской
скульптуре

Элементы ампира

атрибуты
воинской
славы

ансамблевость, масштабность торжественный ордер триумфальная арка рельефы на фризе подражание древнеримской скульптуре

Слайд 13

Интерьеры ампира отличают
пафос и театральность

Египетские мотивы

Холодные тона,
приоритет белого

Строгая изогнутость линий

Интерьеры ампира отличают пафос и театральность Египетские мотивы Холодные тона, приоритет белого Строгая изогнутость линий

Слайд 14

Санкт-Петербург. Триумфальная арка Генерального штаба

Санкт-Петербург. Триумфальная арка Генерального штаба

Слайд 15

Санкт-Петербург. Дворцовая площадь. Генеральный штаб. Александровская колонна

Санкт-Петербург. Дворцовая площадь. Генеральный штаб. Александровская колонна

Слайд 16

Архитектурные ансамбли К.Росси

Михайловский дворец
(1819-1825)

Александринский театр
(1828-1832)

Улица Зодчего Росси
(1828-1834)

Архитектурные ансамбли К.Росси Михайловский дворец (1819-1825) Александринский театр (1828-1832) Улица Зодчего Росси (1828-1834)

Слайд 17

Архитектура

Крупнейший архитектор этого времени Андрей Воронихин (1759-1814), создатель Казанского собора (1801-1811).
Собор

Архитектура Крупнейший архитектор этого времени Андрей Воронихин (1759-1814), создатель Казанского собора (1801-1811).
по замыслу архитектора должен был напоминать собор Св. Петра в Риме. Это обусловило наличие северной колоннады, обращенной к Невскому проспекту. Собор получил военно-мемориальный характер.

Слайд 18

Санкт-Петербург. Казанский собор

Санкт-Петербург. Казанский собор

Слайд 19

Архитектура

Одним из главнейших ансамблей Петербурга является Адмиралтейство, возведённый Андрианом Захаровым (1761-1811). Главной

Архитектура Одним из главнейших ансамблей Петербурга является Адмиралтейство, возведённый Андрианом Захаровым (1761-1811).
в композиции является башня, имеющая трехъярусную композицию, увенчанная 72-метровым золоченым шпилем с изображением парусного корабля на острие.

Слайд 20

Санкт-Петербург. Адмиралтейство. Главное здание

Санкт-Петербург. Адмиралтейство. Главное здание

Слайд 21

Архитектура

Стрелка Васильевского острова – восточная оконечность Васильевского острова в Санкт-Петербурге – один

Архитектура Стрелка Васильевского острова – восточная оконечность Васильевского острова в Санкт-Петербурге –
из самых завораживающих архитектурных ансамблей города, пример гармонии архитектуры города с пейзажем берегов Невы.

Слайд 22

Санкт-Петербург. Стрелка Васильевского острова

Санкт-Петербург. Стрелка Васильевского острова

Слайд 23

Архитектура

В 1805-1810 годах архитектор Жан Тома де Томон построил на пустой площади

Архитектура В 1805-1810 годах архитектор Жан Тома де Томон построил на пустой
здание новой Биржи, отвечающее потребностям растущей экономики России. Величественное здание выполнено в стиле античных храмов.

Слайд 24

Санкт-Петербург. Биржа. Ростральная колонна

Санкт-Петербург. Биржа. Ростральная колонна

Слайд 25

Архитектура

В московском ампире отразились все новшества эпохи, но больше проступали национальные черты.

Архитектура В московском ампире отразились все новшества эпохи, но больше проступали национальные
Очень важно было совместить новые сооружения со старыми, древнерусскими. Эта задача была решена О.И. Бове (1784-1834). Была расчищена Красная площадь, возведены заново Торговые ряды.
Бове создал ансамбль Театральной площади (1816-1825), построил Большой театр (1825).

Слайд 26

Москва. Большой театр. 1825

Москва. Большой театр. 1825

Слайд 27

Архитектура

В 1827 г. был утверждён проект Триумфальных ворот в Москве в честь

Архитектура В 1827 г. был утверждён проект Триумфальных ворот в Москве в
победы русской армии над Наполеоном. Затянувшаяся постройка ворот была окончена только в 1834 году.

Слайд 28

Москва. Триумфальные ворота. 1834

Москва. Триумфальные ворота. 1834

Слайд 29

Живопись

Содержание

Живопись Содержание

Слайд 30

Живопись

В начале ХIХ в. произошло рождение национального пейзажа.
Одним из первых российских

Живопись В начале ХIХ в. произошло рождение национального пейзажа. Одним из первых
пейзажистов стал Ф.Я. Алексеев (1754-1824), развивая городской пейзаж. В своих пейзажах он создаёт ощущение естественности и достоверности изображаемого объекта. Художник в своих произведениях запечатлел Петербург и Москву начала ХIХ века.

Слайд 31

Алексеев Ф.Я. Красная площадь в Москве. 1801

Алексеев Ф.Я. Красная площадь в Москве. 1801

Слайд 32

Алексеев Ф.Я. Вид на Адмиралтейство. 1810

Алексеев Ф.Я. Вид на Адмиралтейство. 1810

Слайд 33

Живопись

В начале ХIХ в. в России складывается романтизм (от франц. romantisme) –

Живопись В начале ХIХ в. в России складывается романтизм (от франц. romantisme)
идейное и художественное направление в европейской культуре конца ХVIII – первой половины ХIХ века.
Основа романтизма – разлад идеала и действительности, изображение сильных страстей, одухотворение природы, интерес к творческой жизни личности, идеализация прошлого.

Слайд 34

Живопись

Романтизм нашёл выражение в пейзажах С.Ф.Щедрина (1791-1830). Художник обучался в Академии художеств,

Живопись Романтизм нашёл выражение в пейзажах С.Ф.Щедрина (1791-1830). Художник обучался в Академии
был пенсионером. Он первым открыл для России пленэр (от франц. plein air – открытый воздух) – работу художника на открытом воздухе.

Слайд 35

Щедрин С.Ф. На острове Капри. 1826

Щедрин С.Ф. На острове Капри. 1826

Слайд 36

Живопись

Романтический идеал воплотился в творчестве О.А. Кипренского (1782-1836). Его портреты раскрывают в

Живопись Романтический идеал воплотился в творчестве О.А. Кипренского (1782-1836). Его портреты раскрывают
человеке всё лучшее и значительное.
Одним из лучших произведений художника называют портрет лейб-гусара Е.В. Давыдова.

Слайд 37

Кипренский О. Портрет Е.В. Давыдова. 1809

Кипренский О. Портрет Е.В. Давыдова. 1809

Слайд 38

Живопись

Кипренский создал лучший прижизненный портрет А.С. Пушкина (1827).

Живопись Кипренский создал лучший прижизненный портрет А.С. Пушкина (1827).

Слайд 39

Кипренский О. Портрет А.С. Пушкина. 1827

Кипренский О. Портрет А.С. Пушкина. 1827

Слайд 40

Живопись

В том же году портрет великого поэта был написан В.А. Тропининым.

Живопись В том же году портрет великого поэта был написан В.А. Тропининым.

Слайд 41

Тропинин В.А. Портрет А.С. Пушкина. 1827

Тропинин В.А. Портрет А.С. Пушкина. 1827

Слайд 42

Живопись

В начале ХIХ в. в России сложился бытовой жанр в живописи.

Живопись В начале ХIХ в. в России сложился бытовой жанр в живописи.
Предвестником его стали жанровые портреты В.А. Тропинина (1776-1857). Сам в прошлом крепостной, художник воплотил в своих образах душевную чистоту, здоровье, благородство.
Детали быта и трудовой деятельности сближают портреты Тропинина с жанровой живописью.

Слайд 43

Тропинин В.А. Кружевница. 1823

Тропинин В.А. Кружевница. 1823

Слайд 44

Живопись

Родоначальником бытового жанра стал А.Г.Венецианов (1780-1847). Художник поэтизировал обыденные явления крестьянского быта.

Живопись Родоначальником бытового жанра стал А.Г.Венецианов (1780-1847). Художник поэтизировал обыденные явления крестьянского быта.

Слайд 45

Венецианов А.Г. Гумно. 1821-1823

Венецианов А.Г. Гумно. 1821-1823

Слайд 46

Венецианов А.Г. На пашне. Весна. 1820

Венецианов А.Г. На пашне. Весна. 1820

Слайд 47

Музыка

Содержание

Музыка Содержание

Слайд 48

Музыка

Один из наиболее любимых жанров музыкального искусства в первой четверти ХIХ в.

Музыка Один из наиболее любимых жанров музыкального искусства в первой четверти ХIХ
– романс. Романсы конца ХVIII – начала ХIХ в. – преимущественно лирические, окрашенные сентиментальными настроениями.

Слайд 49

Музыка

Во второй половине 20-х гг. особенно популярными были романсы А.Н.Верстовского.
В те же

Музыка Во второй половине 20-х гг. особенно популярными были романсы А.Н.Верстовского. В
годы широко известно стало имя А.А.Алябьева. Он писал музыку для спектаклей петербургских театров, но прославился благодаря романсу «Соловей».

Далее –
аудио фрагмент

Слайд 50

Музыка

Также большой популярностью пользовались и сейчас любимые его романсы «Вечерний звон», «Зимняя

Музыка Также большой популярностью пользовались и сейчас любимые его романсы «Вечерний звон»,
дорога».
(Звучит романс «Вечерний звон» в современной аранжировке в исполнении М. Капуро)

Слайд 51

Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он
О юных днях в краю

Вечерний звон, вечерний звон! Как много дум наводит он О юных днях
родном,
Где я любил, где отчий дом,
И как я, с ним навек простясь,
Там слышал звон в последний раз!

«Вечерний звон» — популярная русская песня на стихи Ивана Козлова и музыку Александра Алябьева, написанная в 1827-1828 гг.

Слайд 52

Выводы

В целом, для художественной культуры первой четверти ХIХ в. были характерны:
быстрая

Выводы В целом, для художественной культуры первой четверти ХIХ в. были характерны:
смена идейно-художественных направлений по сравнению с предшествующим временем: ампир, сентиментализм, романтизм;
а также их одновременное сосуществование.

Содержание

Слайд 53

Искусство России в правление Николая I

Часть 2

Часть 1

Искусство России в правление Николая I Часть 2 Часть 1

Слайд 54

Крюгер Ф. Портрет Николая Первого. 1852
(годы правления 1825-1855)

Крюгер Ф. Портрет Николая Первого. 1852 (годы правления 1825-1855)

Слайд 55

Содержание

Государственная идеология
Архитектура
Музыка
Живопись
Выводы
Вопросы и задания

Содержание Государственная идеология Архитектура Музыка Живопись Выводы Вопросы и задания

Слайд 56

Государственная идеология

Содержание

Государственная идеология Содержание

Слайд 57

Идейным выражением реакционно-охранительного направления была так называемая «теория официальной народности». Принципы её

Идейным выражением реакционно-охранительного направления была так называемая «теория официальной народности». Принципы её
были сформулированы в 1832 г. С.С.Уваровым как «православие, самодержавие, народность».
Этими идеями был проникнут коронационный манифест Николая I, обосновывающий необходимость для России самодержавия и незыблемых феодально-крепостнических порядков.

Слайд 58

Герб государства стала украшать цепь со словами «За веру и верность».

Далее –

Герб государства стала украшать цепь со словами «За веру и верность». Далее – аудио фрагмент

аудио фрагмент

Слайд 59

В 1834 г. указом Николая I был утверждён государственный гимн Российской империи

В 1834 г. указом Николая I был утверждён государственный гимн Российской империи
«Боже, Царя храни!» (слова В.А.Жуковского, музыка А.Ф.Львова), который исполнялся до 1917 года.

Слайд 60

Архитектура

Содержание

Архитектура Содержание

Слайд 61

Если в начале ХIХ в. большое развитие получил городской архитектурный ансамбль, то

Если в начале ХIХ в. большое развитие получил городской архитектурный ансамбль, то
в 1830 – 1850-е гг. архитектура классицизма переживала кризис, утрачивалось ансамблевое мышление, начинался период эклектики.

Далее –
аудио фрагмент

Слайд 62

Эклектика – (от греч. – eklektikos - выбирающий) – стиль в архитектуре

Эклектика – (от греч. – eklektikos - выбирающий) – стиль в архитектуре
и изобразительном искусстве, для которого характерно сочетание разнородных стилевых элементов или произвольное использование исторических стилей. Эклектику также называют историзмом.

Слайд 63

Москва

Для творчества К.А.Тона (1794-1881) наиболее типичны постройки в русско-византийском стиле: храм Христа

Москва Для творчества К.А.Тона (1794-1881) наиболее типичны постройки в русско-византийском стиле: храм
Спасителя (1839-1883), Большой Кремлёвский дворец (1839-1883), Оружейная палата (1844-1851), построенные в Москве.

Слайд 64

Москва

Храм Христа Спасителя строился в честь победы над Наполеоном на народные пожертвования.
В

Москва Храм Христа Спасителя строился в честь победы над Наполеоном на народные
годы советской власти был разрушен, вновь восстановлен в 1990-е годы.

Далее –
видео фрагмент

Слайд 65

5 декабря 1931 г. храм Христа Спасителя был разрушен.

5 декабря 1931 г. храм Христа Спасителя был разрушен.

Слайд 66

Москва. Храм Христа Спасителя (восстановленный в 1990-е годы)

Москва. Храм Христа Спасителя (восстановленный в 1990-е годы)

Слайд 67

Москва

Большой Кремлёвский дворец был построен Константином Тоном в «русском стиле». В декоре

Москва Большой Кремлёвский дворец был построен Константином Тоном в «русском стиле». В
использованы мотивы Теремного дворца. На втором этаже были расположены парадные залы, посвященные русским орденам: Георгиевский, Екатерининский, Владимирский, Александровский и Андреевский.

Слайд 68

Москва. Большой Кремлевский дворец

Далее –
аудио фрагмент

Москва. Большой Кремлевский дворец Далее – аудио фрагмент

Слайд 69

Санкт-Петербург

Исаакиевский собор (1818-1858), сооружённый в Петербурге Огюстом Монферраном (1786-1858), решён в формах

Санкт-Петербург Исаакиевский собор (1818-1858), сооружённый в Петербурге Огюстом Монферраном (1786-1858), решён в
классицизма с элементами Ренессанса.
Собор стал одним из самых грандиозных в мире купольных сооружений и главной доминантой центра Петербурга.

Слайд 70

С.-Петербург. Исаакиевский собор

С.-Петербург. Исаакиевский собор

Слайд 71

Санкт-Петербург

Огюст Монферран придал Дворцовой площади в С.-Петербурге завершенный вид, выполнив одно из

Санкт-Петербург Огюст Монферран придал Дворцовой площади в С.-Петербурге завершенный вид, выполнив одно
самых сложных инженерных решений, установив в центре площади Александровскую колонну (1832-1834).

Слайд 72

С.-Петербург. Дворцовая площадь. Александровская колонна

С.-Петербург. Дворцовая площадь. Александровская колонна

Слайд 73

Музыка

Содержание

Музыка Содержание

Слайд 74

В 1830 – 40-е гг. продолжается расцвет песни и романса. Широкую известность

В 1830 – 40-е гг. продолжается расцвет песни и романса. Широкую известность
получили «русские песни» А.Л.Гурилёва.
А.Е.Варламов создал песни, полюбившиеся народу. Большое влияние на творчество Варламова оказала музыка цыган, имевшая популярность в музыкальной жизни тех лет.

Слайд 75

Дальнейшее развитие национальной школы музыки связано с именем М.И.Глинки (1804-1857). «Создаёт музыку

Дальнейшее развитие национальной школы музыки связано с именем М.И.Глинки (1804-1857). «Создаёт музыку
народ, а мы, художники, только её аранжируем», - считал композитор.

Далее –
аудио фрагмент

Слайд 76

Глинка соединил богатство народной мелодики и достижения европейской музыкальной культуры. Событием в

Глинка соединил богатство народной мелодики и достижения европейской музыкальной культуры. Событием в
культурной жизни России была постановка оперы Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») (1836).
(Звучит Вальс из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»)

Слайд 77

Живопись

Содержание

Живопись Содержание

Слайд 78

В исторической живописи первой трети ХIХ в. происходило пересечение классицизма и романтизма.

В исторической живописи первой трети ХIХ в. происходило пересечение классицизма и романтизма.

Впервые оба направления были соединены К.П.Брюлловым (1799-1852) в знаменитом полотне «Последний день Помпеи» (1830-1833), прославившем художника.

Слайд 79

Брюллов К.П. Последний день Помпеи. 1833

Брюллов К.П. Последний день Помпеи. 1833

Слайд 80

Карл Брюллов в этой картине изобразил и
самого себя…

Карл Брюллов в этой картине изобразил и самого себя…

Слайд 81

Брюллов К.П. Последний день Помпеи. 1833. Фрагмент

Брюллов К.П. Последний день Помпеи. 1833. Фрагмент

Слайд 82

В то же время художник часто обращался к портрету. Писал парадные и

В то же время художник часто обращался к портрету. Писал парадные и камерные портреты.
камерные портреты.

Слайд 83

Брюллов К.П. Всадница. 1832

Брюллов К.П. Всадница. 1832

Слайд 84

Брюллов К.П. Портрет писателя А. Н. Струговщикова. 1840

Брюллов К.П. Портрет писателя А. Н. Струговщикова. 1840

Слайд 85

В жанре морского пейзажа работал русский маринист И.К.Айвазовский (1817–1900). Пронизанные лучами солнца

В жанре морского пейзажа работал русский маринист И.К.Айвазовский (1817–1900). Пронизанные лучами солнца
волны – излюбленный художником мотив, в котором природа одухотворяется.
Широкую известность приобрела картина «Девятый вал» (1850), являющаяся ярким примером непревзойденного профессионализма и свидетельствующая о романтическом направлении творчества мастера.

Слайд 86

Айвазовский И.К. Девятый вал. 1850

Айвазовский И.К. Девятый вал. 1850

Слайд 87

Центральной фигурой русской живописи середины ХIХ в. был А.А.Иванов (1806-1858). Глубокие философские

Центральной фигурой русской живописи середины ХIХ в. был А.А.Иванов (1806-1858). Глубокие философские
проблемы, волновавшие художника, идея духовно-нравственного совершенствования человечества воплотились в главном произведении Иванова – монументальном полотне «Явление Христа народу» (1837-1857).

Слайд 88

Иванов А.А. Явление Христа народу. 1837-1857

Иванов А.А. Явление Христа народу. 1837-1857

Слайд 89

Во второй четверти ХIХ в. в живописи России всё большее значение приобретал

Во второй четверти ХIХ в. в живописи России всё большее значение приобретал
реалистичный метод, вылившийся во второй половине ХIХ в. в цельное художественное направление – критический реализм.

Слайд 90

Реализм (от лат. realis – вещественный) – правдивое, объективное отражение жизни в

Реализм (от лат. realis – вещественный) – правдивое, объективное отражение жизни в
искусстве.
Этот стиль также можно назвать методом, который проявляется в разных направлениях с большей или меньшей степенью (Возрождение, классицизм, романтизм).

Слайд 91

Первым ярким проявлением критического реализма в российской живописи явилось творчество П.А.Федотова. (1815-1852).

Первым ярким проявлением критического реализма в российской живописи явилось творчество П.А.Федотова. (1815-1852).
Наиболее полно раскрылся талант художника в жанровой живописи, где он прошёл путь с карикатурных сюжетов, перегруженных деталями, к трагическим, лаконичным и метафоричным образам.

Слайд 92

Федотов П.А. Свежий кавалер. 1846

Федотов П.А. Свежий кавалер. 1846

Слайд 93

Федотов П.А. Сватовство майора. 1848-1849

Федотов П.А. Сватовство майора. 1848-1849

Слайд 94

«Анкор, ещё анкор!» – одна из лучших работ Федотова. Незначительный факт, положенный

«Анкор, ещё анкор!» – одна из лучших работ Федотова. Незначительный факт, положенный
в основу сюжета, вырастает в обобщённый образ почти символического характера, передавая безысходность человеческой жизни в условиях николаевского режима.

Слайд 95

Федотов П.А. Анкор, ещё анкор! 1850-1851

Федотов П.А. Анкор, ещё анкор! 1850-1851

Слайд 96

Выводы

Содержание

Выводы Содержание

Слайд 97

К середине ХIХ в. завершился один из внутренних этапов историко-культурного развития России.

К середине ХIХ в. завершился один из внутренних этапов историко-культурного развития России.
Основным его содержанием было развитие национальной культуры и искусства.
Особенностью русской национальной художественной культуры была её открытость, способность к усвоению элементов искусства других стран.
В первой половине ХIХ в. художественная жизнь наиболее разнообразной и полнокровной была в столицах.

Слайд 98

Вопросы и задания

Содержание

Вопросы и задания Содержание

Слайд 99

Назовите элементы ампира

Египетские мотивы

Традиции римской скульптуры

Ансамблевость
Масштабность

Атрибуты воинской славы

Триумфальные
арки и колонны

Назовите элементы ампира Египетские мотивы Традиции римской скульптуры Ансамблевость Масштабность Атрибуты воинской

Слайд 100

Найдите и назовите сооружения,
обозначенные на карте гиперссылками

Найдите и назовите сооружения, обозначенные на карте гиперссылками

Слайд 101

карта

Какое из сооружений было обозначено на карте?

карта Какое из сооружений было обозначено на карте?

Слайд 102

Какое из сооружений было обозначено на карте?

карта

Какое из сооружений было обозначено на карте? карта

Слайд 103

Какое из сооружений было обозначено на карте?

карта

Какое из сооружений было обозначено на карте? карта

Слайд 104

Список литературы:

Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность: учеб. пособие. – М.,

Список литературы: Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность: учеб. пособие. –
2001.
Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. – М., 1990.
Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: учебник. – М., 1994.
Балакина Т.И. История отечественной культуры. Ч. 2 (середина ХVIII – начало ХХ вв.). – М., 1994.
Мир русской культуры: энциклопедия-справочник / науч. ред. А.Н. Мячин. – М., 2000.

Слайд 105

Ресурсы Интернета:

Портал «Культура России». URL: http://www.russianculture.ru
Википедия: свободная энциклопедия. URL: http://ru.wikipedia.org

Ресурсы Интернета: Портал «Культура России». URL: http://www.russianculture.ru Википедия: свободная энциклопедия. URL: http://ru.wikipedia.org
Имя файла: Искусство-Российской-империи-в-первой-половине-XIX-века.pptx
Количество просмотров: 47
Количество скачиваний: 0