Слайд 2
Предпосылки возникновения литературы:
образование государства (важная дата: 988 г.),
появление письменности (важная
дата: 863 г.),
существование высокоразвитых форм устного народного творчества.
Слайд 3
К концу IX – первой четверти X столетия древняя Болгария переживает замечательный
период расцвета своей культуры.
В этот период здесь появляются выдающиеся писатели: Иоанн экзарх болгарский, Климент, Константин и сам царь Симеон. Созданные ими произведения сыграли важную роль в развитии древнерусской культуры.
Слайд 4
Старославянский язык (церковнославянский) – первый письменный литературный язык славян.
Сложился на основе переводов
Кириллом и Мефодием богослужебных книг с греческого языка на южнославянский солунский диалект.
Слайд 5
Древнеславянский
(позже: церковнославянский)
Древнерусский
(позже: белорусский русский украинский)
https://www.youtube.com/watch?v=vDSn1HWY8J8
Слайд 6
Византийская православная церковь, уже фактически к тому времени обособившаяся от западной римской
католической (формальное разделение церквей произошло в 1054 г.), давала гораздо больший простор формированию национальных особенностей культуры. Если католическая церковь выдвинула в качестве литературного языка латинский, то греческая православная церковь допускала свободное развитие национальных литературных языков.
Слайд 7
Византия Болгария
Русь
Пласт переводной литературы
(преимущественно церковной, но!)
Появление оригинальной литературы
(напр. "Слово о законе и
благодати" митрополита Илариона, XI в.)
Фольклор
(представлен и эпосом, и лирикой, и драмой)
Слайд 8Упырь Лихой (др.-рус. Оупирь Лихыи) — первый известный древнерусский писец, священник XI века,
живший в Новгороде.
Слайд 10слава тебѢ ги црю нбсныи. Яко сподоби мѧ написати книгы си ис
коуриловицѢ, кнзю влодимиру новѢгородѢ кнѧжащю. сынови Ярославлю болшему. почахъ же Ѣ писати в лѢто 6555, мсца маѧ, 14, а кончах тогоже лѢта мсца декабрѧ, въ 19. азъ попъ оупирь лихыи. тѢмьже молю всѢх прочитати пророчество се. велика бо чюдеса написаша намъ сии пророци в сихъ книгахъ. здоровъ же кнѧже буди въ вѢкъ живи, но обача писавшаго не забываи.
Слайд 11
Древнерусская литература
Рим Византия Болгария
Переводная литература (церковная и светская)
Фольклор
Оригинальная литература
Датировка: XI – XVII
века, 700 лет
Сколько текстов дошло и в каком виде?
Слайд 17Художественный метод древнерусской литературы
Дидактизм: словом можно исправить
Историзм: рассказ только о том, что
было, есть, будет (искл.: жанр притчи!)
Монументализм: пишу только о самом важном, значимом для всех
Этикетность: важен социальный статус, фокус – на князьях и патриархах церкви, праведниках; одинаковость описаний похожих событий
Провиденциализм: мир как арена борьбы Бога и Дьявола, добра и зла
Символизм: через мир быта увидеть бытие, многомерность текста
Коллективность: книжники вместе создают литературу, устойчивые формулы, пишут один текст
Эти принципы за 700 лет изменялись?
Слайд 18
К XVII в.:
Дидактизм Занимательность
Историзм Вымысел
Монументализм Внимание к частной жизни,
Этикетность ко внутреннему миру, быту;
Провиденциализм негероический герой
Символизм
Коллективность Ощущение
себя автором
Принципы за 700 лет и изменялись, и оставались прежними