История российской этнографии и этнологии. Лекция 3

Содержание

Слайд 2

Период накопления информации и формирования базовых концептов
1. с конца XI в.

Период накопления информации и формирования базовых концептов 1. с конца XI в.
до начала XIII в. - для летописной традиции и ранней публицистики актуальны темы, связанные с ролью христианства в истории Руси, с единством славян и с противостоянием оседлых и кочевых народов: «Слово и Законе и Благодати» (ок. 1030-1050 гг.), «Повесть временных лет» (ок. 1113 г.), «Слове о полку Игореве» (от 1187 г. до 1240-х гг.);
2. период с XIII по XIV вв. для исторической публицистики актуальна тема противостояние внешнему врагу и объединения всех русских земель на основе единой православной веры: «Слово о погибели русской земли» (ок. 1238-1246 гг.), «Повесть о житии Александра Невского» (ок. 1263-1280 гг.), «Задонщина» (конец XIV в.)
3. Московское княжество превратилось в общерусское в XV в.
С 1485 г. московский князь Иван III - стал именоваться
«государем всея Руси».
Московское царство в к XVI в в. стало именоваться Россией.
1547 г. – Иван Грозный венчан на царство – утвержден титул царь Руси
период XV – XVII вв. наиболее актуальны:
осмысление духовного, а затем и политического единства Московского/ Русского государства – сочинения Филофея (ок. 1465-1542 гг.) «Послание о злых днях и часах» и «Послание к Великому князю Василию»: идеологема «Москва – Третий Рим».
освоение расширяющихся переделов Русского государства: «Казанская история», «Сказание о человецах незнаемых в восточной стране», «Книга большому чертежу» 1556 г.;
расширение этнографического кругозора и опыта политико-экономических и культурных взаимодействий: переводные космографии, «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина 1466-1472 гг., записки китайского посольства Николая Милеску-Спафария 1675 г.

Слайд 3

«Чертежная книга Сибири» 1699-1701 гг.
Атлас включил 23 карты, на которых среди

«Чертежная книга Сибири» 1699-1701 гг. Атлас включил 23 карты, на которых среди
рек, городов, уездов были обозначены народы Российского государства.

автор - уроженец Тобольска, картограф, строитель и историк Семен Ульянович Ремезов
(1642 — после 1721 г.)

«Чертёж всех сибирских градов и земель» из атласа Семёна Ремезова - ориентирован на юг (юг-вверху).
На юго-западе — озеро Балхаш, море Аральское и Хвалынское (Каспийское). На севере «земля Лопарская», «Море мангазейское» (Обская губа). На востоке — «остров Камчатка», южнее — река Амур с притоками. В юго-восточном углу карты за китайской стеной — «Китайское царство»

«Сибирские картографы» в Тюмени

Слайд 4

Период систематизации информации в истории науки
Становления династии Романовых и формирования Российской империи.
Правление

Период систематизации информации в истории науки Становления династии Романовых и формирования Российской
Петра I - последнего царя всея Руси и с 1721 г. первого Императора Всероссийского и его приемников:
освоение ресурсов российского государства и его культурного многообразия
С.У. Ремезов - составил в 1698 г. «Описание о народах Сибири», в 1701 г. – «Чертежную книгу Сибири»;
в петровское и постпетровское время за XVIII в. было проведено около 50 экспедиций - экспедиция Д. Мессершмидта длилась с 1720 г. по 1727 г., «Великая северная» с 1733 по 1743 гг.) и «Академическая» 1768 -1744 гг.;
формирование национальной науки
Кунсткамера - первый музей в России был создан в 1714 г.;
в 1724 г. была создана Петербургская академия наук;
в 1740 г. по приказу императрицы Анны Иоанновны был проведен первый фестиваль народов России - «Забавная свадьба» в Ледяном доме в Санкт-Петербурге
в 1755 г. был открыт Московской университет;
формирование основ народоведения
И.Г. Георги в 1776-1777 гг. создал «Описание всех в Российском государстве обитающих народов»
В.Н. Татищев (1686-1750 гг.), осуществил первый опыт энциклопедического описания страны – «Лексикон Российский» был издан в 1793 г.;

Василий Татищев
(1686, Псковский уезд, Русское царство —1750, Болдино, Московская губерния, Российская империя)

Слайд 5

Период систематизации информации в истории науки
Русская тема в этнографии – тема происхождения

Период систематизации информации в истории науки Русская тема в этнографии – тема
русской культуры и государственности
Дискурс норманистов и антинорматистов
Готлиб Байер (1694 — 1738) - филолог, историк, один из первых академиков Петербургской Академии Наук и исследователь русских древностей; один из основоположников «норманизма»
Герард Фридрих Миллер (1705-1783)
В 1748 г. стал первым ректором Петербургского университета и принял русское подданство.
«О начале русского народа и имени» - развил выдвинутую Г.З. Байером «норманнскую теорию»
«О народах, издревле в России обитавших» указал на присутствие варяжского элемента на юге России
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)
В 1741 М.В. Ломоносов становится членом Петербургской Академии Наук
В 1755 г. участвует в открытие Московского университета
Автор «Российской грамматики» 1755 г.
Автор записок « О размножении и сохранении российского народа»
Автор «Древней российской истории» –1766 посмертн. изд.
М.В. Ломоносов последовательно отстаивал «антинорманскую теорию»
Дискурс «о начале русского народа и имени» заложил основы формирования дискурса западников и славянофилов в России
Русская тема активно осваивалась в России с эпохи крестьянских войн XVII-XVIII вв.:
- «Вольное экономическое общество» было учреждено в Петербурге в 1765 г. Екатериной II (прекратило работу в 1918 г.). Имело целью изучение положения русского земледелия и жизни страны; в 1765 г. провело конкурс «Какое право должен иметь на землю земледелец для пользы общественной»;
- издание фольклорных сводов (М.Д. Чулков издал в 1770-1780-х гг. «Собрание разных песен» и «Русские сказки»);
- переиздание в 1799 г. И.Г. Георги «Описание всех в Российском государстве обитающих народов» с 4 т. «Русские».

Герард Фридрих (Фёдор Иванович) Миллер (1705, Королевство Пруссия —1783, Москва, Российская империя)

Михаил Васильевич Ломоносов (Архангелогородская губ., Русское царство —1765, Санкт-Петербург, Российская империя)

Иоганн Го́тлиб (Иван Иванович ) Георги (1729, Померания —1802, Санкт-Петербург Российская империя) академик Императорской Академии наук и художеств.

Слайд 6

Русская тема в российской этнологии

Русская тема в российской этнологии

Слайд 7

К нач. ХХ в. территория Российской империи составила 22, 4 млн.км кв.

К нач. ХХ в. территория Российской империи составила 22, 4 млн.км кв.
По переписи 1897 г. население составляло 128, 2 млн. чл.; русские -44,3 % населения В составе России находились Царство Польское и Великое княжество Финляндское. Территория страны делилась на 81 губернию и 20 обл. Бухарское и Хивинское ханства были официальными вассалами России. В 1914 г. под протекторат Росси был принят Урянхайский край (Тува).
С разворачиваются экспедиционные исследования и
начинается изучение окраинных областей страны и сопредельных территорий.
В становлении и развитии этнографии на протяжении С XVIII-XIX вв. выделяются:
сибирское направление: Миллер Г.Ф., Крашенинников С.П., Радлов В.В., Серошевский В.Л.,
Пекарский Э. К. Богораз В.Г. , Иохельсон В. И. и др; 1894-1896 – Сибиряковская экспедиция.;
1900-1902 Сибирская (Джезуповская) экспедиция и тд.
- американское направление -тихоокеанские исследования: Н.Н. Миклухо- Маклай;
- восточное направление/ Средняя и Центральная Азия, Монголия, Китай, Тибет: Бичурин Н.Я.,
Рычков П.И., Венюков М.И., Пржеальский Н.М., Козлов П.К, Валиханов Ч.Ч., и тд.
кавказское направление: Гатуев А.Г., Миллер В.Ф., Грен А.Н., Ковалевский М.М., Косвен М.О. и др.
этнография финно-угорских нардов: А. И. Шегрен, Э. Леннрот, М. А. Кастрен, А. Регули,
А. О. Хейкель, Я. Янко, У. Т. Сирелиус, И. Н. Смирнов и тд.
- этнография славянских народов.
В XVIII – XIX вв. в Российской империи XIX в. происходит развитие прикладных исследований
в рамках государственных программ, связанных с организацией управления в провинциях
многонациональной Российской империи (сибирское, среднеазиатское, кавказское направление)

Петр Рычков (1712- 1777)
Автор «Топографии Оренбургской» 1762 г.

Чокан Чингисович Валиханов (1835-1865) Составил карты Средней Азии и Восточного ТуркестанаИздал: «Chinese Turkestan and Dzungaria» , «The Russians in Central Asia» 1865.

Николай Пржевальский (1839-1888) С 1870 г. Совершил пять маршрутов по Монголии, Тянь-Шаню, Тибету. Создал выдающиеся труды по географии и истории региона

Пётр Козлов (1863 - 1935 ) исследователь Монголии и Тибета.
Открыл редневековый г.Хара-Хото, хуннские Ноин-Улинские курганы

Николай Миклухо- Маклай (1846-1888)
Изучал коренное население Австралии и Океании (1870-1880 гг.), в т.ч. Папуасов сев.-вост. берега Новой Гвинеи (ныне Берег Миклухо-Маклая)

Слайд 8

Институализации этнографии
Формирование концепта «национальной идеи»:
- концепция С.С. Уваров в 1832-1833 гг. создавший

Институализации этнографии Формирование концепта «национальной идеи»: - концепция С.С. Уваров в 1832-1833
триаду «православие, самодержавие, народность»;
- «Философическое письмо» П.Я. Чаадаева, опубликованное в журнале «Телескоп» в 1836 г.;
- противостояние западников и славянофилов.
В 1861 г. понятие «национальная идея» («русская идея») ввел в оборот Ф.М. Достоевский
Системное философское обоснование русской идеи было предложено
В. Соловьевым в 1888 г. в Париже; им был прочитан доклад – «Русская идея» ( журнал «Вопросы философии и психологи» 1908 г.)
Во второй половине ХIХ в. происходит развитие отчизноведения
В 1894 г. вице-председатель ИРГО П.П. Семенов-Тянь-Шанский подчеркнул, что изучение человека, находящегося «в тесной связи с природой стран, обитаемых человеком, вводит и антропологию в область землеведения»
Г.Н. Потанин в 1870-е гг. предложил программу «концентрического родиноведения», где расширяющимися кругами описывались территории и их народонаселение от локального до имперского российского уровня.
В.И. Вернадский обозначил задачи русской науки: изучение естественных производительных сил, геополитическое положение России с учетом ее расположения в Азии и изучение этнического состава государства

Граф Сергей Семёнович Уваров (1786 - 1855 г.) антиковед и министр народного просвещения (1833—1849), почётный член и президент (1818—1855 гг.) Императорской Академии наук

Пётр Яковлевич Чаадаев (1794 —1856) — «христианский философ» и публицист

Потанин Георгий Николаевич (1835 – 1920) — ученый, общественный деятель , один из лидеров Сибирского областничества.

Владимир Сергеевич Соловьёв (1853—1900 ) — русский религиозный мыслитель, почётный академик Императорской Академии наук. Стоял у истоков русского «духовного возрождения» начала XX в.

Слайд 9

Институализации этнографии
В 1845 г. в Санкт-Петербурге было основано Русское географическое общество (с

Институализации этнографии В 1845 г. в Санкт-Петербурге было основано Русское географическое общество
1849 г. ставшее Императорским), в составе которой создано отделение этнографии.
В 1851 г. по поручению РГО была составлена карта Европейской Росси.
1875 г. – была составлена первая карта народов России
Общество любителей естествознания, археологии и этнографии при Московском университете 1864 г.
В 1872 г. в Москве был основан Исторический музей.
Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете создано в 1878 г.
Русское антропологическое общество при Петербургском университете – в 1884 г.
В 1898-1901 гг. действует частное Этнографическое бюро
князя В.Н. Тенишева
В 1901 создается Музыкальная этнографическая комиссия (при участие Н. А. Римский-Корсаков, С. И. Танеев и др.)
В 1902 г. организуется Этнографический отдел Русского музея (созданного в 1897 г.)
М.И. Кулишер - «Очерки сравнительной этнографии и культуры» (1877 г.)
Н.Н. Харузин первый учебный курс «Этнографии» 1901-1905 гг.
Издание журналов - «Этнографическое обозрение» (с 1889 г.), «Живая старина» (с 1890 г.), «Землеведение» (с 1894 г.).

Князь Вячеслав Николаевич Тенишев
(1844, Варшава —1903, Париж)

Николай Николаевич Харузин (1865, Москва -1900, Москва),

Слайд 10

Во второй половине XIX в. главным течением в российской этнологии становится эволюционизм.

Во второй половине XIX в. главным течением в российской этнологии становится эволюционизм.

Н. Г. Чернышевский среди других исторических дисциплин первое место отводил этнографии/этнологии, которая давала понятие о "первоначальном виде" современных учреждений.
Н. Г. Чернышевский в 1860-х гг., предвосхищая Л.Г. Моргана, писал:
«Каждое племя, стоящее на одной из ступеней развития между самым грубым дикарством и цивилизацией,служит представителем одного из тех фазисов исторической жизни,которые были проходимы европейскими народами в древнейшие времена»
К концу XIX в. в России возрастает влияние марксизма
М.И. Кулишер «Очерки сравнительной этнографии и культуры» (1877 г.)
Н. И. Зибер "Очерки первобытной экономической культуры" (1883)
М. М. Ковалевский «Закон и обычай на Кавказе» (1887), «Происхождение современной демократии» (т. 1—4, 1895—1897)
Н.Н. Харузин "Очерки первобытного нрава. Семья и род" (1898), Лекции по этнографии (1901 ) и др.
Н.Н. Харузин (1865–1900 гг.) дал характеристику этнографии,
которая «…изучая быт отдельных племен и народов, стремится отыскать законы, согласно которым шло развитие человечества на низших ступенях культуры»
1890 г. «Программа для собирания сведений по этнографии» была опубликована в первом выпуске журнала «Живая старина». Она подразумевала исследование «народного» быта; к признакам «народного» были отнесены: физические свойства, умственное и нравственное развитие, язык и домашний быт

Слайд 11

Во второй половине XIX в. в России предпринимаются попытки типологизации человеческих сообществ.
В

Во второй половине XIX в. в России предпринимаются попытки типологизации человеческих сообществ.
1869 г. Н.Я. Данилевский в работе «Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому» предложил концепцию культурно-исторического типа (на основе выделения признаков: религия, культура (наука, искусство, техника), политика, общественно-экономический уклад).
Выделил 10 типов: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический, или аравийский, и германо-романский, или европейский.
Россия вместе со славянством образуют особый культурно-исторический тип, отличный от Европы; отличительные особенности: православие, община и т. п.
К.Н. Леонтьев «Византизм и славянство», 1875 и «Храм и Церковь», 1878
В.И. Ламанский «Три мира Азийско-Европейского материка», 1892
Одна из первых дефиниций понятия «этнос» в отечественной этнологии была дана Н.М. Могилянским (1871 - 1933)
« этнос– сложное понятие: это – собрание индивидуумов, объединенных в одно целое как общими чертами физических (антропологических) признаков, так и общностью исторических судеб, наконец, общностью языка, этой основы, из которой, в свою очередь, вырастает общность всего мировоззрения, народной психологии, словом, всей духовной культуры».
Могилянский Н.М. в статье «Этнография и ее задачи» 1909 г.
впервые предложил перейти от акцентирования на проблемах культуры к исследованию «этноса» как целого.
Николай Михайлович Могилянский (1871, Чернигов —1933, Прага)

В 1916 г. Могилянский Н.М. опубликовал в журнале «Живая старина» программную статью «Предмет и задачи этнографии»:
задачи этнографии - установление «этнических групп, рас, народов как этнических индивидуумов»;
объект этнографии – этнос - единственное, «что поможет сохранить ее в качестве науки»;
предмет этнографии - изучение развития «интеллектуальных и духовных способностей человеческого рода, под влиянием географической среды и исторических условий своеобразно протекавшее в различных группах, представляющих расы и народы земного шара, и нашедшее свое выражение в особенностях материального и духовного уклада их жизни».

Слайд 12

Октябрьская революция 1917 г. в России выдвинула национальную проблематику в число приоритетных

Октябрьская революция 1917 г. в России выдвинула национальную проблематику в число приоритетных
проблем формирующегося советского государства
Первым документом советской власти стала «Декларация прав народов России»; она предшествовала « Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа». В дополнении к декларации было принято обращение « Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока»
В 1918 г. в Петрограде создан Географический институт, где открывают этнографическое отделение.
В 1919 г. в Московском университете на Естественном факультете открыта кафедра антропологии и этнографии; в 1925 г. создается Этнографический факультет.
В 1919 г. в Петрограде создана Российская академия истории материальной культуры с отделением этнологии.
30.12.1922 г. - I Всесоюзный съезд советов провозгласил образование СССР
1922. СССР - 33 автономии, в том числе: 4 союзные республики – РСФСР, Украина, Белоруссия, Закавказская республика (упразднена в 1936 г.); 13 автономных республик, 16 автономных областей
Перепись 1926 г. зафиксировала 194 народа в границах СССР
В 1926 г. появился журнал «Этнография»; с 1930 г. - «Советская этнография».
В 1929 г. было проведено совещание московских и ленинградских этнографов, где этнология была названа буржуазной лженаукой.
Народоведение - наука о закономерностях развития общества.
В.И. Иохельсон (1855-1937 гг.): «этнография есть история первобытной культуры»
В 1930 г. создается Институт по изучению народов СССР.
В 1933 г. в Ленинграде был создан Институт антропологии и этнографии; с 1937 г. – Институт этнографии.
П.Ф. Преображенский (1894-1941 гг.) разработал первый в СССР учебный курс по этнологии для МГУ.

СССР (30 декабря 1922 — 26 декабря 1991) занимал 1/6 часть земной суши и был самой крупной по площади страной мира
Конституции СССР 1977 г. «Союз Советских Социалистических Республик — единое союзное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма, в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик. СССР олицетворяет государственное единство советского народа, сплачивает все нации и народности в целях совместного строительства коммунизма».