Слайд 2Понятие «средний век»
Понятие «средний век» было введено итальянскими гуманистами. Промежуток времени между
эпохой Античности и эпохой Возрождения. Для развития культуры – пустой промежуток времени, о котором нечего сказать- «medium aerum» - « СРЕДНИЙ ВЕК» («тёмный век»)
Слайд 3Периодизация
1. Раннее Средневековье – V - начало XI в.
2. Классическое Средневековье –
XI – XV вв.
3. Позднее Средневековье – XV – середина XVII в.
Слайд 4Типологические черты
Преимущественно аграрное общество, базирующееся на ручном труде и феодальных общественно-экономических отношениях.
Характерна
устойчивая и малоподвижная система ценностей и представлений, основанная на религиозных заповедях.
Слайд 5Типологические черты
Стремление к внутреннему единству и внешнему обособлению, корпоративная замкнутость сословий и
других социальных групп, слабое развитие индивидуализма.
Происходит процесс зарождения и формирования современных народов.
Слайд 6Европейское средневековье
Период становления новой европейской христианской цивилизации.
После раскола Римской Империи (395 г.)
на Западную (Римскую империю) и Восточную (Византийскую) процессы цивилизационного развития имели общие закономерности и существенные отличия .
Слайд 7Культурная база европейской цивилизации
Культурной базой европейской цивилизации является Античность.
Религия – христианство.
Основа социально-
экономических отношений – феодальное землевладение.
Появление новых государств на территории варварских королевств.
Слайд 8Зарождение и формирование новых современных народов
После падения Западной Римской империи (476 г.)
на территориях, раннее завоёванных римлянами, стали формироваться новые государства.
Основу их составляли племенные союзы, проживавшие на определённой территории.
Слайд 9Формирование народов и государств
Народы, создавшие государства в период средневековья – французы, немцы,
англичане, испанцы, итальянцы, чехи, поляки, болгары, сербы, русские и др.
В средневековье сформировались основные типы цивилизаций – Западноевропейская католическая цивилизация
-Восточно-Византийская православная
Слайд 10Арабо-мусульманская цивилизация
Культурное наследие, географическая среда, система ведения хозяйства, социальная организация, религия –
особый тип цивилизации.
Историческая преемница восточного типа цивилизаций.
Основа – арабский язык, вероучение – Ислам.
Слайд 11Арабский Халифат
Родиной Ислама являются арабские города Мекка и Медина. Ислам сплотил арабские
племена. На основе ислама было создано могущественное государство – Арабский Халифат.
В период расцвета в состав государства входили Сирия, Палестина, Месопотамия, Египет, Афганистан, часть Испании, Армения, Грузия.
Слайд 12Арабский Халифат
Экономические и торговые связи регионов.
Торговля в Средиземном море, Индийском океане –
стимул для развития сельского хозяйства и ремёсел.
Высокий уровень урбанизации (развития городов).
Слайд 13Арабская наука
Арабский «ноль» прибавленный к вавилонской цифровой системе – революция в математике.
Арабская
астрономия, медицина, алгебра, философия выше европейской науки.
Арабо-мусульманское влияние на Европу ограничилось заимствованием отдельных новшеств и открытий.
Слайд 14Российская цивилизация
Цивилизация, в которой сочетается наследие восточной и западной цивилизаций.
Геополитическое пространство Древней
Руси находится на стыке Восточного и Западного миров.
Формирование государственности – IX в.
Слайд 15Средневековое мироощущение предполагает иную картину мира, иной взгляд на человека.
Человек в
этой системе ценностей перестает быть центром мироздания, «мерой всех вещей».
Человек эпохи средних веков не творец, а исполнитель Божьей воли.
Слайд 16Основные философские идеи Средневековья
монотеизм
(Бог един и уникален)
теоцентризм
(Бог –
центр мироздания)
креационизм (сотворение мира Богом из ничто)
дуализм (двумирность).
Слайд 17Художественная модель мироздания, воплощенная в символике буддийского монастыря, христианского храма, исламской мечети, есть
образ горнего мира, и потому языческая горизонталь сменяется вертикалью, осуществляющей связь обоих миров (горнего и дольнего).
Слайд 18Иерархия ценностей
Духовные реалии ВАЖНЕЕ, чем материальные.
Для любого крестьянина страшнее не совершить
положенную молитву, чем недожать поле (первое чревато в конечном итоге гибелью бессмертной души - ЕДИНСТВЕННОЙ непреходящей ценности, которой обладает любой человек; второе - в худшем случае поголодаем, не привыкать).
Слайд 19Время историческое и время бытовое для средневекового человека - это разные категории
времени, можно сказать, это два разных времени.