Кодификация и экономика Древнего Шумера

Содержание

Слайд 2

Шумерский царь III династии Ура – лугаль Ур-Намма назван с лёгкой подачи

Шумерский царь III династии Ура – лугаль Ур-Намма назван с лёгкой подачи
С.Н. Крамера «первым Моисеем со скрижалями».
Эти законодательные «скрижали» были начертаны клинописью на каменной стеле, которая вероятно стояла на внутренней прихрамовой территории к юго-востоку от зиккурата, около сакральных ворот правосудия, рядом с судебным архивом дитилл и местом принесения клятв.
Реконструкция показывает, что «Кодекс Ур-Наммы» («Codex Urnamma») создан ок. 2104–2095 гг. до н.э.

Свод составлен в типичной манере для жанровой правовой литературы Шумера того времени: мифопоэтический пролог с описанием деяний и реформ царя, заканчивающийся переходным словом «отныне» (шум. tukum-bi) к собственно юридическим статьям (87), которые замыкались на риторическом эпилоге с перечнем проклятий и божественных кар.
* Roth M.T. Law collections from Mesopotamia and Asia Minor. 1997.

Слайд 5

III тысячелетие до н.э. заканчивалось для Шумера столетним ренессансом, возрождением всей его

III тысячелетие до н.э. заканчивалось для Шумера столетним ренессансом, возрождением всей его
социально-политической, экономической и культурно-юридической жизни, после длительного аккадского и гутийского завоевания. Это период восхождения на трон шумерских правителей-лугалей III династии города-государства Ура (2112–2003 гг. до н.э.).
Ном Ур (шум. Urim) был расположен в низовьях на западном берегу Евфрата, в 370 км от совр. Багдада. Современником царя Ур-Наммы был библейский Авраам из «Ура халдейского» (Бытие 11:28), живший здесь ок. 2100 г. до н.э. Frayne D.R. Ur III Period (2112–2004 BC). Toronto, 1997.

Слайд 7

Шумерское царство III династии Ура было уже не просто «номовое государство», а

Шумерское царство III династии Ура было уже не просто «номовое государство», а
именно территориальная держава, отличавшаяся не столько своими размерами, сколько новым статусом городских центров, взаимоотношениями между городом и деревней, ирригационно-хозяйственной системой и масштабным храмостроительством, степенью развития внутренней рыночной и внешней торговли.
Основываясь на двухсекторном (царско-храмовом и общинном) хозяйстве, новое державное государство шумеров было по-саргоновски деспотическим, ориентированным на объединение номов под властью единого центра и опиравшимся на царских чиновников и ставленников царя в роли номовых энси.

По мнению В.А. Якобсона, империя – это не просто форма правления, но совершенно новое политическое, геоэкономическое и социально-психологическое явление, и потому он не считает царство III династии Ура не только империей, но и по настоящему централизованным территориальным государством.
Якобсон В.А. Становление империи и имперской идеологии в древней Месопотамии // Государство на Древнем Востоке: Сб. ст. М., 2004. С. 124-131.

Слайд 8

УР-НАММУ

Основатель этого царства – Ур-Намма (шум. Ur-Engur, Ur-Gur, а позднее Ur-dNamma) считался потомком

УР-НАММУ Основатель этого царства – Ур-Намма (шум. Ur-Engur, Ur-Gur, а позднее Ur-dNamma)
легендарного царя Гильгамеша и вероятно был женат на дочери единственного царя V династии Урука, своего сюзерена Утухенгаля, которая впоследствии родила ему сына-наследника Шульги.

Он посвятил свою жизнь объединению городов Северного и Центрального Двуречья, на что были направлены его реформы системы управления и судоустройства, создание новой идеологии и царского имиджа, инфраструктурное строительство и активная законодательная деятельность. 

Слайд 9

В Шумере была распространена натуралистическая религия, космогония и астролатрия, поэтому существовала тесная

В Шумере была распространена натуралистическая религия, космогония и астролатрия, поэтому существовала тесная
связь и соотнесённость государства, храма и космоса. Вселенная для шумеров была организованным целым и мыслилась идеальным, «космическим государством», проекцию которого некогда боги-демиурги «спустили с небес» как дар в шумерские города.

Слайд 10

В качестве связующего звена между богами и людьми выступало т.н. «лугальство», которое

В качестве связующего звена между богами и людьми выступало т.н. «лугальство», которое
отправлял lú-gal («высокий человек»), избранный богами и ответственный за служение им людей, передачу им божественных законов («ме») и оглашение назначенной судьбы («нам»).

Слайд 11

Считалось, что каждый год первого ниссану по лунному календарю (в вечер первого

Считалось, что каждый год первого ниссану по лунному календарю (в вечер первого
новолуния после дня весеннего равноденствия) высшие боги-игиги собирались на свой высокий совет (шум. ukkin/puhrum) или ассамблею из 50-ти богов (шум. DINGIRA.NUN.NA), чтобы «установить судьбы» человечества по своему выбору. Сопредседателями в особой, верхней палате из 7 или 12 «наивысших великих богов» (шум. dgal-gal-e-ne) были сам бог Ан и по правую руку его сын бог Энлиль. Здесь разрабатывались судьбоносные решения (например, о создании человека в услужение богам, о суде и наказании других богов, о передаче «царственности» в земные города-государства). Все вместе они собирались в ниппурском храме Энлиля.
См.: Якобсен Т. Месопотамия: космос как государство // В преддверии философии. М., 1984. С. 181.

Слайд 13

В числе наиболее значимых социально-политических реформ Ур-Наммы следует выделить: укрепление идеологии

В числе наиболее значимых социально-политических реформ Ур-Наммы следует выделить: укрепление идеологии обожествления
обожествления правителя («намлугаля»), создание «вечного царства» и объявление его «территорией, свободной от зла», провозглашение «счастья и благоденствия для всех жителей страны» и др.

В прологе «Кодекса Ур-Наммы» читаем, что царь стал лугалем-гегемоном во всём Южном Междуречье, получив титул «царя Шумера и Аккада» (шум. lugal Ki-en-gi Ki-uri-ki). Ур-Намме удалось за короткий период сосредоточить в своих руках три самых важных религиозно-политических центра всего Шумера.
* Затем его сын Шуль­ги примет титул «царя четырёх стран света», и добьётся в итоге своего полного обожествления. В поздних царских списках Шульги и его сын Бурсин уже прямо названы «богами». 

Слайд 14

В числе социально-экономических реформ Ур-Наммы выделим его Указ об объявлении всей земли

В числе социально-экономических реформ Ур-Наммы выделим его Указ об объявлении всей земли
царской собственностью, создание особых «трудовых бригад» из наёмных работников-гурушей, всеобщий контроль и учёт в системе хозяйства Шумера, уравнительное распределение земель среди общинников, прощение (аннулирование) долгов и снижение процентов по сделкам царско-храмового хозяйства.

При местных храмах хранились стандарты мер и весов, с помощью которых бедняки могли проверить, не обманывает ли их богатый сосед при заключении сделки.

Слайд 16

Среди царских функций важное значение приобрели храмостроительство и строительно-восстановительные работы (а также

Среди царских функций важное значение приобрели храмостроительство и строительно-восстановительные работы (а также
ирригационные). Идеологической опорой царской власти было шумеро-аккадское жречество, занимавшее исключительные позиции в социуме. Ур-Намма использовал своё богатство для ремонта и реконструкции столичных городов и магистральных каналов, посвящая местным богам масштабное культовое строительство!

Само строительство храмов и каналов официально объявлялось «общенародным делом», и «весь народ должен был нести корзины строителя, которые были символом строительной повинности.
Сам правитель лично нёс первую корзину и инструменты каменщика во главе народа.

Слайд 17

Ур-Намма по примеру древних энси нередко изображался старательным строителем, в том числе в

Ур-Намма по примеру древних энси нередко изображался старательным строителем, в том числе
виде миниатюрных статуэток с корзиной каменщика на голове.
Его личное имя было выгравировано на сотнях особых кирпичей, которые закладывались в фундаменты зданий.

Слайд 18

Одной из наиболее значимых считается судебно-правовая реформа Ур-Наммы, а также его попытки

Одной из наиболее значимых считается судебно-правовая реформа Ур-Наммы, а также его попытки
* унификации общегосударственной правовой системы, * специализации сферы царской юрисдикции и * систематизации норм обычного (общинно-коммунального) и писанного (судебно-указного) права.
Венцом этого юридического эксперимента стал
старейший в мире «Кодекс Ур-Наммы».

Слайд 19

Уту (шум. «светлый, сияющий день»; аккад. Šamaš – «солнце, встающее из-за гор Машу») –

Уту (шум. «светлый, сияющий день»; аккад. Šamaš – «солнце, встающее из-за гор
шумерский и вавилоно-ассирийский бог солнца и правосудия с титулом «всевидящий судья богов», бог предзнаменований и покровитель путешественников.
Его божественная супруга Шенирда (аккад. Айя) родила двоих наследников – Китту (аккад. справедливость), и Мишару (аккад. закон и праведность).

Шумеры считали бога Уту судьёй, устанавливавшим законы и строго наблюдавшим за их исполнением.
Он изображался с серповидным зубчатым ножом в руке и солнечными лучами за спиной, помогающими ему установить справедливость и отыскать истину.
Уту был представлен в виде фигуры на вершине горы, балансирующий на одной ноге. Его символом наряду с солярным знаком была также крестовина (четырёх лучевая звезда в круге, или «весы истины»), обозначавшая в шумерской астрологии зодиакальный знак весов (время осеннего равноденствия).
* Alster B. Incantation to Utu // ASJ. 1991. Vol. 13. P. 27-96.

УТУ – бог правосудия
в Шумере

Слайд 20

Первые своды законов шумерских правителей считались обязательными к исполнению потому, что были

Первые своды законов шумерских правителей считались обязательными к исполнению потому, что были
якобы составлены «согласно справедливому слову Уту».
Наряду с кодексами законов, «истинные и справедливые цари» в Шумере регулярно издавали амнистирующие указы, призывавшие к всеобщему милосердию и провозглашавшие права и свободы.
Они показывали на небо и утверждали, что их устами говорят боги, а их законы вербально отражают сакральные сути-«ме».
Понятие «ме», мыслимое как «слово» («смысл воли») богов, внесло в шумерскую ноосферу пристрастие к закону и порядку, которые почитались как проекция божественного правопорядка.
* Marcus D. Civil Liberties under Israelite and Mesopotamian Kings // JNES. 1973. Vol. 5. P. 53-60.

Слайд 21

Царь в Шумере представлялся своим подданным как их спаситель, как правитель-космократор,
посредник

Царь в Шумере представлялся своим подданным как их спаситель, как правитель-космократор, посредник
и одновременно соединитель божественных и земных законов. Потребность в таком медиаторстве стала существенным фактором политогенеза, институциализации судов и
кодификации права в Шумере !

Слайд 22

Самым известным стал «Codex Urnamma», где в строках 104-113 и 177-181 речь

Самым известным стал «Codex Urnamma», где в строках 104-113 и 177-181 речь
идёт об устанавливании правосудия, единого во всей стране (шум. nig-si-sa kalam); 125-134 – об освобождении от политической зависимости городов от эламитов; 162-165 – о социальных гарантиях для вдов и сирот.
Издание этого первого крупного писаного судебника явилось важным фактором огосударствления судебно-правовых отношений и увенчало собой судебную реформу Ур-Наммы. Его целью было расширение царской подсудности при сохранении традиционной общинной юрисдикции в крупных городах.

Codex Urnamma

Слайд 23

В шумерском обществе практиковался своего рода культ образования! Это было рафинированное общество

В шумерском обществе практиковался своего рода культ образования! Это было рафинированное общество
образованных горожан, о чём свидетельствуют сотни тысяч сохранившихся клинописных текстов из царско-храмовых архивов и библиотек, частных архивов торговцев и большесемейных общин.
Социальный престиж писцовой  школы-эдуббы был очень высок, а особый авторитет профессии дубсара, почёт и преклонение перед ней были связаны с тем, что писцы единственные наряду с царями (и их «nam-legal») имели свою особенную судьбу (шум. nam-dubsar).
Усваивать знания и оттачивать писцовое искусство с помощью шумеро-аккадской клинописи было очень сложно, на это уходила большая часть жизни (в эдуббе учились по 15 – 20 лет)!

Слайд 24

Благодаря деятельности шумерских писцов в древневосточную юриспруденцию был привнесён такой важный технический

Благодаря деятельности шумерских писцов в древневосточную юриспруденцию был привнесён такой важный технический
приём, как систематизация права в форме учёта и архаической кодификации права!

Как ярко выразился В.А. Якобсон, древняя Месопотамия является «подлинным раем для историков права», а по метафоричному определению С.Н. Крамера, жители этой древней страны были «народом сутяг», судя по обилию дошедших до нас клинописных юридических документов и царских судебников.

Имя файла: Кодификация-и-экономика-Древнего-Шумера.pptx
Количество просмотров: 35
Количество скачиваний: 0