Костромской кремль – утраченная жемчужина Поволжья

Содержание

Слайд 2

Костромской кремль – утраченная жемчужина Поволжья

Костромской кремль – утраченная жемчужина Поволжья

Слайд 3

Среди городов Верхнего Поволжья Кострома занимает одно из ведущих мест. Основанная в

Среди городов Верхнего Поволжья Кострома занимает одно из ведущих мест. Основанная в
1152 году, вместе со страной пережившая лихолетье чужеземных на бегов, она не раз горела, возрождалась, выгорала вновь, пока, не получив в 1784 году регулярную веерную планировку, начала становиться каменной. Эпоха классицизма (конец XVIII – первая треть XIX веков) – время архитектурного расцвета Костромы. Созданный трудом десятков поколений костромичей, он зримо воплотил их мечты о высоком и прекрасном. В нём – знак духовного достоинства предков, их трудолюбия и таланта. Обращённая к Волге, видимая за десятки вёрст. Соборная группа определяла внешнюю панораму города. Её величавая колокольня служила своеобразным маяком проплывающим судам. Кремль был славой Костромы, гордостью её жителей.

Слайд 4

Костромской кремль (вид с Волги).
Гравюра сер. XIX в. Слева – пятиглавый

Костромской кремль (вид с Волги). Гравюра сер. XIX в. Слева – пятиглавый
Успенский собор, правее возвышаются колокольня
и купольная ротонда Богоявленского собора. Перед ним – два дома соборного причта.

Слайд 5

Его перенесли сюда с берегов Сулы в 1416 году. На высокие валы

Его перенесли сюда с берегов Сулы в 1416 году. На высокие валы
были поставлены дубовые стены с 14 боевыми башнями: “А башни рублены все клетками,— отмечалось в писцовой книге,— бои выводные за город о двух местах, а меж башен тын...” В кремле были Водяные и Спасские ворота — первые выходили на Волгу, вторые находились в северо-восточной части стены. От них через ров были переброшены мосты, а из кремля к Волге прорыт подземный ход.     На кремлевских стенах были расставлены пушки. Когда в 1609 году сильный отряд польских интервентов попытался захватить Кострому, то он был отогнан огнем крепостной артиллерии, причем из “большого наряда” (т. е. пушек) было уничтожено много врагов.

Слайд 6

Вид на соборы Костромского кремля с площади.
Слева – Богоявленский собор, справа

Вид на соборы Костромского кремля с площади. Слева – Богоявленский собор, справа
– Успенский.
Открытка изд. А. Белянкина по фото В. Н. Кларка 1900-х гг.

Слайд 7

Комплекс окружала монументальная ограда с двумя воротами, одни из коих именовались Триумфальными.

Комплекс окружала монументальная ограда с двумя воротами, одни из коих именовались Триумфальными.
Кремль стоял на краю плато с крутым спуском к Волге и был виден издали. Чудом Собора, вызвавшим потрясение уже у современников, была грандиозная и одновременно изящная колокольня с позолоченным куполом, с белоснежными колоннадами на лазоревом фоне стен, с циферблатами курантов, золочёными вазонами, расставленными по парапетам ярусов. При своей 30-саженной высоте (64 м) она стала ориентиром для проплывающих по Волге судов. Вплоть до роковых событий 1917 года Кострома по праву считалась одним из красивейших городов России. Что произошло дальше? Большинство костромских храмов были уничтожены в 1930-е годы. Соборный ансамбль Костромского кремля варварски взорван в одну из июньских ночей 1934 года.

Слайд 8

Царская беседка.
Фото В. Кларка

Царская беседка. Фото В. Кларка

Слайд 9

Царская беседка. Изящная, выполненная в стиле неоклассицизма, она сочетала функции выставочного павильона

Царская беседка. Изящная, выполненная в стиле неоклассицизма, она сочетала функции выставочного павильона
(в ней хранился макет памятника 300-летия Дома Романовых) и видовой площадки. 20 мая 1913 г. рядом с беседкой, в присутствии императора и его семьи, состоялась торжественная закладка памятника (скульптор А. И. Адамсон). По иронии судьбы, в 1927 году укороченный гранитный пьедестал монумента послужил основанием железобетонной фигуре В. И. Ленина.

Слайд 10

Богоявленский собор в 1776–1791 гг.
Северный фасад. С чертежа 1864 г

Богоявленский собор в 1776–1791 гг. Северный фасад. С чертежа 1864 г

Слайд 11

Кремль, строившийся на протяжении трёх столетий (XVI–XIX века), он включал древний

Кремль, строившийся на протяжении трёх столетий (XVI–XIX века), он включал древний Успенский
Успенский собор (XVI–XVIII вв.) и собор Богоявленский (1776– 1791 гг.), построенный гениальным архитектором-самоучкой Степаном Андреевичем Воротиловым на излёте эпохи барокко при переходе к классицизму.
Проект воссоздания ансамбля Костромского Кремля выполнен на рубеже 80-90-х годов XX века на основе чертежей середины XIX века, обмеров 1934 года и многочисленных натурных фотографий начала XX века. Авторами проекта являются архитекторы - реставраторы: Васильев Л. С., Чернов А. П., Нечаев А. П., Матросова Л. П. Главный архитектор проекта: Л. С. Васильев .

Текст опубликован в Интернете на сайте Фонда возрождения Успенского собора
(http://new-sobor.narod.ru/proekt.html).

Слайд 12

Успенский собор в XVI–XVII вв. Западный фасад и план.
Чертёж 1773 г

Успенский собор в XVI–XVII вв. Западный фасад и план. Чертёж 1773 г

Слайд 13

Прошло более 80 лет. Многое изменилось. Меняются и люди. В обществе пробуждается

Прошло более 80 лет. Многое изменилось. Меняются и люди. В обществе пробуждается
чувство стыда за содеянное, желание вернуть былую славу России, её промотанную красоту. В годы, когда пробуждающаяся Россия начинает понемногу осознавать, кем она была, кем стала, что она утратила, – особенно очевидна нравственная необходимость восстановить лучшее из наследия предков, показать его нашим современникам, пробудить забытое чувство Родины. Это трудно сделать, но в этом нравственный долг живущих ныне. В этом залог возрождения России. К настоящему времени подготовлен детальный план воссоздания всех сооружений Кремлёвского ансамбля – соборов, ограды с вратами, Царской беседки. 2016 год – начались строительные работы по восстановлению сооружений Костромского кремля.