Краткий очерк истории Реформации в Европе XVI – XVII вв

Содержание

Слайд 2

Некоторые вопросы, которые мы рассмотрим сегодня

В чем заключались предпосылки (объективные и субъективные)

Некоторые вопросы, которые мы рассмотрим сегодня В чем заключались предпосылки (объективные и
Реформации?
Кто такой Мартин Лютер? В чем состояло его учение?
Как протекала Реформация? Можно ли говорить о различных моделях Реформации?
В чем принципиальное различие между менталитетом и поведением протестантов, католиков и православных?

Слайд 3

Почему «Реформация»?

Не стоит забывать, что мы видим в истории церкви немало попыток

Почему «Реформация»? Не стоит забывать, что мы видим в истории церкви немало
добиться каких-то изменений (появление монашества, «Клюнийская реформа», создание монашеских орденов, различные церковные уставы)
Постоянная критика и самокритика как часть этоса церкви
Топос: возвращение «ко Христу», стремление повторять жизнь ранних христианских общин
НО очевидно, что все эти события лишь в самой малой части похожи на последствия Реформации
Реформация подстегнула процесс создания «модерной Европы»

Слайд 4

Реформация и рождение наций в Европе

История Реформации важна нам в том числе

Реформация и рождение наций в Европе История Реформации важна нам в том
потому, что без Реформации в Европе не сложились бы нации в современном понимании
Тезис №1. Нации – продукт эпохи Нового времени!
Понятие «национальная принадлежность» не априорно и не является врожденным; принадлежность к той или иной нации осознается по ходу процесса социализации
Выделяют массу причин формирования «модерных» наций, но одна из важнейших – культурное размежевание, осознание «своего» и «чужого».
Тезис советской историографии: достижение модерности через обмирщение
Современная историография: достижение модерности через конфессионализацию

Слайд 5

Предыстория Реформации. Во что верили и как верили?

Предыстория Реформации. Во что верили и как верили?

Слайд 6

Предыстория Реформации. Что представляла собой католическая церковь?

Во главе церкви – Папа Римский,

Предыстория Реформации. Что представляла собой католическая церковь? Во главе церкви – Папа
«верховный понтифик»; за ним – коллегия кардиналов, за ними – архиепископы и епископы (+ масса других должностей).
После окончания раскола в церкви и преодоления всех конфликтов в конце XV века Римская церковь значительно усиливается (сильные Папы: Сикст IV, Александр VI, Юлий II); утверждается титул о непогрешимости Папы, верховенстве церкви
Папы vs. Вселенские соборы (и идеи «концилиаризма»)
Папы одерживают верх; новый символ могущества – Собор святого Петра

Слайд 7

Собор святого Петра (Basilica Petra Sancti) в Риме, XVI – XVII вв.

Собор святого Петра (Basilica Petra Sancti) в Риме, XVI – XVII вв.

Слайд 8

Предыстория Реформации

Для того, чтоб обеспечивать целый ряд дорогих проектов в духе эпохи

Предыстория Реформации Для того, чтоб обеспечивать целый ряд дорогих проектов в духе
Ренессанса, папы «легализуют» запретные в христианстве вещи – ростовщичество, симонию, «святые годы», «юбилеи церкви»
Толпы паломников устремляются в Рим, город расцветает → денег становится много, но и их не хватает
Рим придумывает индульгенции для отпущения грехов, что закономерно вызывает возмущение у современников
Такое возмущение выливается в жесткую критику церкви, иерархии церкви, монашества и так далее

Слайд 9

Предыстория Реформации

Церковь – не только профессиональная организация, но и община верующих в

Предыстория Реформации Церковь – не только профессиональная организация, но и община верующих
том числе.
Почему общество так ярко прореагировало на эти изменения?
Общество XV – XVI вв. весьма ярко реагирует на всевозможные проявления таких «новшеств» в церкви
Городское сообщество все более недовольно тем, что церковь не принимает достаточного участия в их жизни
Развивается «низовое» благочестие, которое все больше стремится к индивидуальной святости

Слайд 10

Предыстория Реформации

Все больше и больше книгопечатной продукции становится доступно простым людям
Получают распространение

Предыстория Реформации Все больше и больше книгопечатной продукции становится доступно простым людям
всевозможные брошюры, небольшие книжицы, листки, в которых содержатся богослужебные тексты
Эта печатная продукция распространяется очень широко, т.к. это книги для индивидуального использования
В отличии от Библии, такая продукция понятна обывателю, так как эти листки как правило содержат переводы на «национальные» языки, а не латинские тексты

Слайд 11

Предыстория Реформации

Главная «проблема» Реформации: Как верить, чтоб достичь спасения?
Католическая теория спасения: спасение

Предыстория Реформации Главная «проблема» Реформации: Как верить, чтоб достичь спасения? Католическая теория
через благодать (но понять и ощутить благодать невозможно; она исходит от Бога и потому как бы сверхчеловечна)
Понятие благодати тесным образом связано с понятием первородного греха
В католической традиции (восходит к Аврелию Августину), человеческая природа несовместима с благодатью

Слайд 12

Предыстория Реформации

НО! Настолько же, насколько несовместима человеческая природа, настолько совместима природа святых

Предыстория Реформации НО! Настолько же, насколько несовместима человеческая природа, настолько совместима природа
и мучеников
Человек способен приобщиться к благодати, но только посредством членства в церкви (церковь наследует благодать от Христа, святых и мучеников)
Сформирована концепция единоспасающей церкви
Только папа может отпускать грамоты-индульгенции, которые сокращают время пребывания в чистилище (отсюда – посмертные индульгенции, заупокойные мессы)

Слайд 13

Предыстория Реформации. Devotio moderna.

В Европе XIV – XV вв. все сильнее развивается

Предыстория Реформации. Devotio moderna. В Европе XIV – XV вв. все сильнее
течение «нового благочестия»
Его представители оказывают значительное влияние на идеи образованных слоев общества
Сущность этого движения сводится к идеям католического обновления с одной стороны, и возврата к традиционным формам организации церкви – с другой
Считается, что движение «нового благочестия», с одной стороны, является составной частью католической реформы, а с другой – подтолкнула современников к критическому осмыслению реалий начала XVI века.

Слайд 14

Критика церкви накануне Реформации. Ульрих фон Гуттен, диалог «Вадиск, или Римская троица»

Гуттен:

Критика церкви накануне Реформации. Ульрих фон Гуттен, диалог «Вадиск, или Римская троица»
… потому следует держаться от Рима подальше, что он губит три вещи, которые должно беречь как зеницу ока: чистую совесть, пыл благочестия и верность клятве… Тремя вещами торгуют в Риме – Христом, духовными должностями и женщинами. Три вещи ценятся в Риме особенно высоко: красота женщин, статные кони и папские грамоты. Три вещи широко распространены в Риме: наслаждение плоти, пышность нарядов и надменность духа. Тремя вещами заняты бездельники в Риме: прогуливаются, развратничают и торгуют.
Гуттен: … Папе принадлежат мантии епископов, выручка от продажи индульгенций… сборы, которые его легаты делают в Германии – якобы для подготовки войны с турками, и все, что приносит буллы… Прибыль, которую выкачивают из нас римляне, все растет и растет.
Эрнгольц: А потому я уверен, что лишь одно лекарство способно исцелить этот недуг: единодушие германского народа в тот день, когда, приняв смелое и достойное решение он стряхнет это ярмо и, сбросив бремя не только тяжкое, но и позорное, доставляющее бесчестие всякому, кто его несет, объявит себя свободным.
Гуттен: … они [папы] губят само учение Христово, на котором основана христианская вера, на котором стоит церковь, в котором корень и залог спасения рода человеческого, своими законами – смертоносным дыханием адских испарений – застят свет.

Слайд 15

Критика церкви накануне Реформации. Эразм Роттердамский. «Похвала глупости»?

…А верховные первосвященники, которые заступают

Критика церкви накануне Реформации. Эразм Роттердамский. «Похвала глупости»? …А верховные первосвященники, которые
место самого Христа? Если бы они попробовали подражать его жизни, а именно бедности, трудам, учительству, крестной смерти, презрению к жизни, если бы задумались над значением своих титулов - "папы", иначе говоря, отца и "святейшества", - чья участь в целом свете оказалась бы печальнее? Кто стал бы добиваться этого места любой ценою или, однажды добившись, решился бы отстаивать его посредством меча, яда и всяческого насилия?
…Ревнуя о Христе, папы огнем и мечом отстаивают "наследие Петрово", щедро проливают христианскую кровь и при этом свято веруют, что они по завету апостольскому охраняют невесту Христову церковь, доблестно сокрушая ее врагов. Как будто могут быть у церкви враги злее, нежели нечестивые первосвященники, которые своим молчанием о Христе позволяют забывать о нем, которые связывают его своими гнусными законами, искажают его учение своими за уши притянутыми толкованиями и убивают его своей гнусной жизнью.

Слайд 16

Мартин Лютер (1483 – 1546). Жизненный путь.

Воспитан в достаточно строгой семье, во

Мартин Лютер (1483 – 1546). Жизненный путь. Воспитан в достаточно строгой семье,
многом старомодно
Должен был стать юристом, поступил в Эрфуртский университет, где освоил «семь свободных искусств» (1505).
Сблизился с «эрфуртским кружком» гуманистов, был знаком с Эразмом Роттердамским и Ульрихом фон Гуттеном.
В том же 1505 году, как считается, пережил потрясение, которое привело его «в церковь» – во время грозы, переходя поле неподалеку от Эрфурта, практически попал под удар молнией. Потрясенный, дал обет стать монахом, а затем вступил в Августинский орден.
Был человеком редкой фанатичности и энергии, что сочеталось в нем с постоянным стремлением к покаянию

Слайд 17

Мартин Лютер. Жизненный путь.

1508 – начинает преподавать в университете Виттенберга
Постепенно в ходе

Мартин Лютер. Жизненный путь. 1508 – начинает преподавать в университете Виттенберга Постепенно
подготовки к получению степени доктора богословия приходит к осознанию того, что вера человека может быть достигнута только посредством божественной благодати
В 1517 году Лютер выступает против стремительного возвышения Альбрехта Майнцского и вызывает его на диспут
Предметом диспута становится продажа церковных должностей за деньги и, в особенности, продажа индульгенций.

Слайд 18

Мартин Лютер (портрет Лукаса Кранаха Старшего)

Мартин Лютер (портрет Лукаса Кранаха Старшего)

Слайд 19

«95 тезисов. Диспут о прояснении действенности индульгенций» доктора Мартина Лютера (выдержки)

5. Папа

«95 тезисов. Диспут о прояснении действенности индульгенций» доктора Мартина Лютера (выдержки) 5.
не хочет и не может прощать какие-либо наказания, кроме тех, что он наложил либо своей властью, либо по церковному праву.
6. Папа не имеет власти отпустить ни одного греха, не объявляя и не подтверждая отпущение именем Господа; кроме того, он дает отпущение только в определенных ему случаях. Если он пренебрегает этим, то грех пребывает и далее.
20. Итак, папа, давая "полное прощение всех наказаний", не подразумевает исключительно все, но единственно им самим наложенные.
21. Поэтому ошибаются те проповедники индульгенций, которые объявляют, что посредством папских индульгенций человек избавляется от всякого наказания и спасается.
22. И даже души, пребывающие в Чистилище, он не освобождает от того наказания, которое им надлежало, согласно церковному праву, искупить в земной жизни.
23. Если кому-либо может быть дано полное прощение всех наказаний, несомненно, что оно дается наиправеднейшим, то есть немногим.
24. Следовательно большую часть народа обманывают этим равным для всех и напыщенным обещанием освобождения от наказания.

Слайд 20

Дальнейшее развитие событий

Изначально в Риме не обратили внимания на очередную публикацию и

Дальнейшее развитие событий Изначально в Риме не обратили внимания на очередную публикацию
очередной диспут, но уже в 1519 году состоялся знаменитый Лейпцигский диспут
В ходе этого диспута (длился он порядка восемнадцати дней) Лютер соревновался с Иоганном Экком
Суть диспута сводилась к тому, что Экк всеми силами пытался обвинить Лютера в уподоблении Яну Гусу и гуситам вообще, которые оставили недобрую о себе славу
Лютер признал, что Гус был в целом ряде вопросов прав и осужден скорее по «политическим» мотивам (как противник власти Папы)
Иоганн Экк ответил на это таким образом: «Почтенный отец, если по вашему мнению законно собранный собор может погрешать, вы для меня язычник и мытарь»

Слайд 21

Вормсский рейхстаг (1521)

Одно из важнейших событий рейхстага – разделение империи Габсбургов на

Вормсский рейхстаг (1521) Одно из важнейших событий рейхстага – разделение империи Габсбургов
«испанскую» и «германскую»
Тем не менее, все внимание было приковано к вопросу о том, является Мартин Лютер еретиком или нет.
Лютер ожидал, что его постигнет судьба Яна Гуса, однако рейхстаг выслушал его положения и отказался их принимать
По итогам заседаний Лютер произнес знаменитую фразу «На сем стою и не могу иначе», которая ознаменовала его решимость в деле проведения преобразований в церкви
Вормсским эдиктом Лютер осужден как еретик

Слайд 22

После Вормсского рейхстага

По пути с рейхстага Лютера похищают люди курфюрста Фридриха Саксонского

После Вормсского рейхстага По пути с рейхстага Лютера похищают люди курфюрста Фридриха
и вывозят его в замок Вартбург
Лютер скрывается и приступает к, вероятно, важнейшему труду своей жизни – переводу Библии на немецкий
Идеи Лютера тиражируются огромным количеством книгоиздателей, «летучие листки» публикуются повсеместно в огромных тиражах
Постепенно учение Лютера все более и более оформляется, становится весьма популярным в Германии и за ее пределами, взывая «к жизни» новых проповедников

Слайд 23

Основные положения Реформации. Идеи Мартина Лютера.

Тезис №2. Совокупность протестантов о церкви укладывается

Основные положения Реформации. Идеи Мартина Лютера. Тезис №2. Совокупность протестантов о церкви
в систему «Quinque Sola»
Solo fide – «только верой»
Solo scriptura – «только писание»
Solo gratia – «только благодатью»
Solus Christus – «только Христос»
Soli Deo gloria – «только Богу слава»

Слайд 24

Основные положения Реформации. Идеи Мартина Лютера.

По Лютеру, нет необходимости в церковной иерархии
Нет

Основные положения Реформации. Идеи Мартина Лютера. По Лютеру, нет необходимости в церковной
необходимости в таинствах, КРОМЕ крещения и евхаристии (причастия)
Раз нет необходимости в таинствах и иерархии, нет необходимости в традиции о них – священном предании
Если это так, то церковь = совокупность общин верующих, как в апостольские времена
Если церковь – совокупность общин верующих, то священником может быть кто угодно, НО будет хорошо, если священником станет тот, кто лучше других знает Писание и кто сможет его комментировать
Власть короля не сакральная и не священная, а сугубо светская, карательная

Слайд 25

О смысле евхаристии

Мартин Лютер: евхаристия важна, так как Христос реально присутствует в

О смысле евхаристии Мартин Лютер: евхаристия важна, так как Христос реально присутствует
хлебе и вине, А НЕ хлеб и вино превращаются в кровь и плоть Христа.
Ульрих Цвингли: причастие – лишь припоминание о том, что собой представляла жертва Христа. Категорически нельзя ставить хлеб и вино с телом и плотью Христа в один ряд.
Жан Кальвин: причастие – символический акт связи человека с Христом, НО сам Христос в чаше не пребывает, ибо тело его взято на небеса

Слайд 26

Учение протестантов и его интерпретация

Тезис №3
Протестанты отрицают возможность «снятия грехов» посредством благодати
Что

Учение протестантов и его интерпретация Тезис №3 Протестанты отрицают возможность «снятия грехов»
это значит?
Невозможно понять, отпускаются ли тебе грехи или нет → невозможно понять, будешь ли ты спасен → спасение невозможно посредством молитв, исповеди, причастия → на спасение остается только надеяться, потому что оно – милость Бога
Можно ли понять, что ты будешь спасен?

Слайд 27

Учение протестантов и его интерпретация

Лютер: понять, что ты будешь спасен, нельзя, и

Учение протестантов и его интерпретация Лютер: понять, что ты будешь спасен, нельзя,
искать «сигналы» (знаки свыше etc.) вредно и опасно.
Кальвин: существует возможность понять, что ты будешь спасен – свидетельством того являются твои чувства во время евхаристии и, возможно, знаки, которые ты наблюдаешь в повседневности…
XVIII – XIX вв. – трансформация этих представлений в идею о том, что если в твоих делах тебе сопутствует успех, значит, ты избран Богом для спасения → «протестантское» стремление достичь успеха в делах (см. подробнее труд М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма)

Слайд 28

Дальнейшие события

1524 – 1526 – Крестьянская война в Германии
1534 – разрыв Английской

Дальнейшие события 1524 – 1526 – Крестьянская война в Германии 1534 –
церкви с католической традицией, принятие «Акта о супрематии». Генрих VIII становится главой англиканской церкви.
1555 – Аугсбургский религиозный мир в Германии
1562 – 1598 – Религиозные войны во Франции (1572 – Варфоломеевская ночь)
1618 – 1648 – Тридцатилетняя война (Евангелическая уния vs. Католическая лига)

Слайд 29

Контрреформация и католическая реформа

Как католическая церковь отреагировала на вызов Реформации?

Контрреформация и католическая реформа Как католическая церковь отреагировала на вызов Реформации?

Слайд 30

Реформация или католическая реформа?

Строго говоря, эти понятия во многом пересекаются, но все

Реформация или католическая реформа? Строго говоря, эти понятия во многом пересекаются, но
же не полностью тождественны друг другу
Современные исследователи Реформации полагают, что католическая реформа началась несколько раньше Реформации и впоследствии многое почерпнула из ее достижений
Важнейшее осознание католической реформы – у протестантов есть чему поучиться
Осознание того, что борьба с протестантами будет теперь носить неформальный, институциональный характер

Слайд 31

Организационные изменения в церкви

Значительное внимание к постулатам гуманистической критики церкви (сочинения Эразма

Организационные изменения в церкви Значительное внимание к постулатам гуманистической критики церкви (сочинения
Роттердамского, Ульриха фон Гуттена и др. – см. выше)
Изменение количества и состава монашеских орденов, учреждение новых монашеских орденов.
Четкое осознание необходимости работы «в миру» - школы, госпитали, сбор денег для выкупа пленных христиан у пиратов и/или османов
Огромное значение мистического опыта, следование за «пассионарными» проповедниками и подвижниками

Слайд 32

Игнатий Лойола (1491 – 1556)

Хотел сделать карьеру придворного, но был ранен в

Игнатий Лойола (1491 – 1556) Хотел сделать карьеру придворного, но был ранен
ходе одной из стычек между испанской короной и французами – оказались переломанными ноги, и о былой карьере пришлось забыть
Во время лечения сменил круг чтения, стал читать религиозную литературу, решил совершить паломничество к Деве Марии (в монастырь св. Девы Монсерратской)
Становится нищим паломником, молится, изнуряет себя, начинаются видения, которые будут сопровождать его всю жизнь – по видениям Игнатий Лойола будет определять политику ордена иезуитов в дальнейшем

Слайд 33

Монастырь св. Марии Монсерратской

Монастырь св. Марии Монсерратской

Слайд 34

Игнатий Лойола (1491 – 1556)

Игнатий принимает решение взяться за получение образования: он

Игнатий Лойола (1491 – 1556) Игнатий принимает решение взяться за получение образования:
изучает древние языки и латынь в особенности, а затем поступает в коллеж Монтегю во Франции, где получает основательные богословские знания
Все это время он работал в госпитале, помогал раненным, но сам при этом регулярно терпел боль в ногах
Католическая церковь подозревала его в том, что он сектант, что он еретик и т. д. Его неоднократно арестовывали, а Игнатий Лойола затем оправдывался, но за ним следили в силу его неординарного поведения

Слайд 35

Игнатий Лойола. Создание ордена иезуитов.

После окончания обучения (1537) Игнатий вместе с группой

Игнатий Лойола. Создание ордена иезуитов. После окончания обучения (1537) Игнатий вместе с
товарищей отправляется в Рим, где поступает на служение Римской церкви
1540 – утверждение устава «общества Иисуса»
Изначально орден включал в себя не более 60 человек
Орден предназначался для работы в миру
Мир был разделен иезуитами на провинции, в каждую из которых назначался провинциал – глава той или иной провинции

Слайд 36

«Особенность» ордена иезуитов

При каждом провинциале существовали коллегии и коллегиумы, которая являлись чем-то

«Особенность» ордена иезуитов При каждом провинциале существовали коллегии и коллегиумы, которая являлись
вроде «высшего учебного заведения»
С одной стороны, это были просветительские учреждения, и бедняки могли получить в них прекрасное образование и сделать достойную карьеру
С другой стороны, существовал определенный прицел и на элиту общества (коллегиумы быстро получили известность как лучшие учебные заведения в Европе), давали хорошее, но идеологизированное образование

Слайд 37

Внутренняя организация ордена иезуитов

Жесточайшая дисциплина
Жесточайшая самоорганизация
Определенный культ Игнатия Лойолы и его

Внутренняя организация ордена иезуитов Жесточайшая дисциплина Жесточайшая самоорганизация Определенный культ Игнатия Лойолы
«Духовных упражнений»
Смысл – полное самоотречение, отдать Богу свою волю в распоряжение
«Необходимо, чтоб вера в бога была настолько велика, чтоб человек, если у него нет корабля, пустился на доске в море не колеблясь»

Слайд 38

Внутренняя организация ордена иезуитов. «Духовные упражнения» Игнатия Лойолы (фрагмент)

«Подчиненный должен смотреть

Внутренняя организация ордена иезуитов. «Духовные упражнения» Игнатия Лойолы (фрагмент) «Подчиненный должен смотреть
на старшего как на самого Христа, он должен повиноваться старшему как труп, который возможно переворачивать во всех направлениях, как палка, которая повинуется всякому движению, как шар из воска, который можно видоизменять и растягивать во всех направлениях, как маленькое распятие, которое можно поднимать и двигать как угодно. Папе надлежит повиноваться без разговоров, даже ради греха, и надо совершить грех – смертный или иной, если начальник того требует, во имя господа нашего Иисуса Христа»

Слайд 39

Иезуиты. Краткая хронология распространения провинций.

1546 – создание провинции в Португалии
1552 – создание

Иезуиты. Краткая хронология распространения провинций. 1546 – создание провинции в Португалии 1552
провинции в Германии
1553 – создание провинции в Бразилии
1554 – создание провинций в Кастилии и Арагоне
1556 – создание провинций в Верхней Германии
1556 – смерть Игнатия Лойолы, которая лишь ускоряет распространение влияния иезуитов

Слайд 40

Иезуиты

Иезуиты активно применяли инкультурацию традиций и обычаев, их адаптацию к культуре местного

Иезуиты Иезуиты активно применяли инкультурацию традиций и обычаев, их адаптацию к культуре
населения
Иезуиты могли обладать собственностью
Иезуиты могли действовать в одиночку, могли скрываться годами среди других людей
Совокупно это создало в определенный момент иезуитам репутацию ловких манипуляторов и обманщиков, хитрецов.
Папа Климент XIV запретил орден в 1773 году (с целью «сохранить мир в церкви»). Орден закрылся, собственность конфискована, школы закрыты.
Сохранили иезуитов лишь две страны – Россия (Екатерина II) и Пруссия (Фридрих II). Иезуиты были восстановлены в 1814 году и существуют по сей день.

Слайд 41

Контрреформация

Реорганизация инквизиции, Испания как оплот инквизиции
Учреждение нового верховного трибунала во главе с

Контрреформация Реорганизация инквизиции, Испания как оплот инквизиции Учреждение нового верховного трибунала во
кардиналом Караффой (буд. Папа Павел IV)
Верховный трибунал – определение идеологической ориентации всех подозрительных лиц, преследование по всем направлениям
1559 – создание индекса запрещенных книг (труды из разных стран и разных мыслителей)
Попытка запретить всякую небанальную мысль
Имя файла: Краткий-очерк-истории-Реформации-в-Европе-XVI-–-XVII-вв.pptx
Количество просмотров: 41
Количество скачиваний: 0