Слайд 2Иосифляне и их взгляды.
Иосифляне - церковно- политическое течение в церкви. Идеолог Иосиф
Волоцкий. Выступали за незыблемость церковных обрядов, за церковное монастырское землевладение.
Слайд 3 Иосиф Волоцкий.(1439-1515). Биография и основные мысли.
Иосиф Волоцкий или Волоколамский, в миру
дворянин Иван Санин, родился в деревне Язвшце близ Волоколамска. Он принял в 1459 г. монашество в Пафнутьевском монастыре в Боровске и, будучи любимым учеником Пафнутия Боровского, стал игуменом после смерти наставника. Поскольку в монастыре не было строгой киновии, Иосиф попытался ввести строгости.
- лидер иосифлян,
основатель и игумен Иосифо-Волоколамского монастыря. Сторонник самодержавной власти и усиления роли церкви в политической и экономической жизни. -Защищал право Церкви на владение землей и богатое убранство храмов.
Слайд 6 Нестяжатели и их взгляды .
Противниками иосифлян выступили нестяжатели - последователи старца
Нила Сорского.
Они утверждали, что монахи должны питаться трудами рук своих или милостыней «христолюбцев»,а селами не владеть:«не точию не имети владениа, но и не желати то стяжати».
(выступали против«стяжания» церковьюземель и другогопиленыйимущества за аскетизм церковь должна быть независима отгосударства за сильнуюкняжескую власть).
Слайд 7 Нил Сорский.
(1433-1508гг.)
Крупный деятель русской церкви, основатель скитского жительства на Руси,
автор «Предания», «Устава о скитской жизни», а также ряда посланий, известный своими нестяжательскими взглядами. Как следует из «Предания», преподобный Нил различает условия общежительного монастыря и скита. Если B общежитии допустимо (и необходимо) заниматься тяжёлым, в том числе и земледельческим трудом, то в скиту нужно ограничиться минимально необходимым, делать то, «что возможно под кровом».
Слайд 10 Спор о церковном землевладении иосифлян и нестяжателей.
Споры этих двух течений (иосифлян
и нестяжателей) касались не только владения церкви землёй, но и отношения великокняжеской и духовной власти. Нестяжатели поддерживали сильную великокняжескую власть. Позже её пришлось признать и иосифлянам. Споры иосифлян и нестяжателей продолжались много лет, пока не утвердилась модель отношений между государством и церковью сходная с византийской.