Культура России в XIV - XVI вв

Содержание

Слайд 2

Культура и духовная жизнь в XIV-XVI вв.

I этап – XIV-XV века
Основная идея –

Культура и духовная жизнь в XIV-XVI вв. I этап – XIV-XV века
преодоление катастрофических последствий
монголо-татарского нашествия, ликвидация ордынского ига
через собирание русских земель

II этап – XVI век
Основная идея – укрепление государства,
единство и централизация

Слайд 3

Куляшова И.П. 2007 г

ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ XIV -XVI в. в.

Прекратили свое

Куляшова И.П. 2007 г ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ XIV -XVI в. в. Прекратили
существование некогда могущественные культурные центры и школы. Это стало результатом завершившегося процесса складывания единого государства.
Москва, став общерусским центром культуры, собрала лучших мастеров со всех земель
Религиозное мировоззрение продолжало оставаться единственным, а потому определяло направление духовной жизни общества в XVI столетии.
В XVI в. формировалась общенациональная культура, складывавшаяся на базе тех традиций, которые развивались и совершенствовались в традиционных центрах, сохранивших самобытность, характерную для каждой местности.

Слайд 4

1. В фольклоре смешиваются сюжеты киевского былинного цикла и события XIV -

1. В фольклоре смешиваются сюжеты киевского былинного цикла и события XIV -
XVI веков.
2. В XVI веке развиваются жанры исторической песни и исторических преданий. Песни и предания посвящались выдающимся событиям - взятию Казани, походу в Сибирь, войнам на Западе, либо выдающимся личностям - Ивану Грозному, Ермаку Тимофеевичу.

Фольклор

Слайд 5

Фольклор

Сказания:
о битве на реке Калке
о разорении Рязани Батыем
о Куликовской битве
осовремененные былины о

Фольклор Сказания: о битве на реке Калке о разорении Рязани Батыем о
богатырях, защищающих Киев
Новгородские былины:
о Василии Буслаеве
о Садко
Исторические песни (о реальных событиях):
«Песня о Щелкане Дюдентьевиче» (о восстании в Твери в 1327 г.)

Осовремененные былины о богатырях, борющихся с Казанским и Крымским ханствами
Исторические песни:
Песни о взятии Казани
Песни о Ермаке

XIV-XV века

XVI век

Слайд 6

Просвещение

Школы
при
церквях

Монастыри – центры книжности
(книгописные мастерские и
библиотеки)

Бумага
с XIV века

С XV века
полуустав и
скоропись

как

Просвещение Школы при церквях Монастыри – центры книжности (книгописные мастерские и библиотеки)
и прежде…

Слайд 7

Куляшова И.П. 2007 г

ПИСЬМЕННОСТЬ И КНИГОПЕЧАТАНИЕ.

Основной материал для письма – бумага. Привозили

Куляшова И.П. 2007 г ПИСЬМЕННОСТЬ И КНИГОПЕЧАТАНИЕ. Основной материал для письма –
ее из Италии, Франции, Германских государств, Польши.
Центры книгописания – монастыри.
Появились письменные документы.

Слайд 8

Куляшова И.П. 2007 г

1553 г –первая типография в Москве.

Куляшова И.П. 2007 г 1553 г –первая типография в Москве.

Слайд 9

Куляшова И.П. 2007 г

Первопечатник в России – Иван Фёдоров.
1564 – начало книгопечатания

Куляшова И.П. 2007 г Первопечатник в России – Иван Фёдоров. 1564 –
на Руси.

Помощник – Пётр Мстиславец.
Первая печатная книга, вышедшая в России,— «Апостол» (1564).

1565 г –«Часослов» - сборник ежедневных молитв.
1574 – первый русский букварь был напечатан в г в Литве.
Всего в XVI в было издано 20 книг.

Слайд 10

«Апостол»

«Апостол»

Слайд 11

Куляшова И.П. 2007 г

"Часослов"

Куляшова И.П. 2007 г "Часослов"

Слайд 12

Букварь

Библия

Букварь Библия

Слайд 13

Литература в XIV-XV вв.

Летописи (Новгород, Тверь, Москва, Смоленск)
1409 г. – первый общерусский

Литература в XIV-XV вв. Летописи (Новгород, Тверь, Москва, Смоленск) 1409 г. –
летописный свод
(Троицкая летопись)

Воинские повести
«Задонщина» (конец XIV в.)
«Сказание о Мамаевом побоище» (конец XIV в.)

Хождения
«Хождение за три моря» Афанасия Никитина (ХV в.)

Жития святых
Митрополита Петра, Сергия Радонежского, Стефана
Пермского и др.

Слайд 14

«Хождение за три моря Афанасия Никитина».

«Хождение за три моря Афанасия Никитина».

Слайд 15

Литература в XVI в.

Летописи
Никоновский летописный свод - Лицевой свод (16 000 миниатюр!)
Степенная

Литература в XVI в. Летописи Никоновский летописный свод - Лицевой свод (16
книга
Хронограф (+всемирная история)

Воинские повести
«Казанская история»
«Повесть о прихождении Стефана Батория на град Псков»

Жития святых
«Великие Четьи-Минеи»
(сборник житий, составленныймитрополитом Макарием)

«Домострой» Сильвестра (?) (свод правил поведения и
энциклопедия домашнего хозяйства)

Публицистика
Филофей - тезис «Москва — третий Рим».
Челобитные Ивана Пересветова
Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским

Слайд 16

Куляшова И.П. 2007 г


«ДОМОСТРОЙ» - свод житейских правил и наставлений на

Куляшова И.П. 2007 г «ДОМОСТРОЙ» - свод житейских правил и наставлений на
основе патриархальных порядков с беспрекословным подчинением главе семьи
Автор священник Сильвестр,
середина XVI в:

. «МИНЕИ ЧЕТЬИ» - (греч- ежемесячные чтения) - собрание жизнеописаний отцов церкви, житий святых для ежедневного чтения.
Составлено под руководством митрополита
Макария в 30—40-е гг. XVI в., включает 12 томов, каждый из которых соответствует определенному месяцу и разбит по дням.
«Минеи Четьи» имеют 27 тыс. страниц
рукописного текста, украшенных орнаментами.

Слайд 17

Куляшова И.П. 2007 г

Литература.

- Иван Пересветов: идеал государственного устройства - сильная самодержавная

Куляшова И.П. 2007 г Литература. - Иван Пересветов: идеал государственного устройства -
власть,
опирающаяся на дворянство.
князь Андрей Курбский: выступал за ограничение власти царя
(вёл переписку с Иваном Грозным).
Священник Ермолай: выступал за установление твёрдых норм крестьянских
повинностей.
Феодосий Косой: высказывался о равенстве всех людей.

Слайд 18

Общественная мысль

Ереси

Стригольники (Новгород, Псков; XIV в.)
Отрицали необходимости церкви, отвергали обряды и
церковные таинства

Жидовствующие

Общественная мысль Ереси Стригольники (Новгород, Псков; XIV в.) Отрицали необходимости церкви, отвергали
(Новгород, Москва; XV в.)
Отрицали необходимость церкви, не признавали икон и
Святую Троицу

Иосифляне
(Иосиф Волоцкий):
Церковь должна быть
богатой, владеть земельной
собственностью

Нестяжатели
(Нил Сорский, Максим Грек,
Вассиан Патрикеев)
Отказ от церковного и
монастырского имущества

XV-XVI века

Филофей (I пол. XVI в.)
«Москва – третий Рим»

Слайд 19

Куляшова И.П. 2007 г

АРХИТЕКТУРА.

Завершение строительства ансамбля Московского Кремля:
В его создании приняли участие

Куляшова И.П. 2007 г АРХИТЕКТУРА. Завершение строительства ансамбля Московского Кремля: В его
не только лучшие отечественные, но и итальянские мастера: Пьетро Антонио Солари, Аристотель Фиораванти, Марк Фрязин (Руффо), Алевиз Новый.
В это время сложился архитектурный ансамбль Соборной площади

Слайд 20

Успенский собор

Успенский собор

Слайд 21

Куляшова И.П. 2007 г

Архангельский собор 1505-1508

был до начала XVIII в. усыпальницей московских

Куляшова И.П. 2007 г Архангельский собор 1505-1508 был до начала XVIII в.
князей и царей,
архитектор
Алевиз Новый

Здесь покоятся великие князья Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III, Иван Грозный, цари Михаил и Алексей Романовы. В раках хранятся мощи святых - князя Михаила Черниговского и святого царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного, убитого в Угличе.

Слайд 22

Архангельский собор

Архангельский собор

Слайд 23

Благовещенский собор

Благовещенский собор

Слайд 24

Куляшова И.П. 2007 г

Колокольня Ивана Великого
1505-1508 гг

Архитектор Бон Фрязин.
Высокий

Куляшова И.П. 2007 г Колокольня Ивана Великого 1505-1508 гг Архитектор Бон Фрязин.
стройный столп из двух поставленных один на один восьмигранников (походила на русские сторожевые башни).
1624 – Филаретовская пристройка, архитектор Бажен Огурцов.
1532 – звонница для тяжёлых колоколов, архитектор Петрок Малый.

Слайд 27

Куляшова И.П. 2007 г

Грановитая палата.

Куляшова И.П. 2007 г Грановитая палата.

Слайд 28

Куляшова И.П. 2007 г

Куляшова И.П. 2007 г

Слайд 29

Куляшова И.П. 2007 г

Куляшова И.П. 2007 г

Слайд 30

Куляшова И.П. 2007 г

В XVI появился шатровый стиль.
Храмы венчались шатром. Шатёр

Куляшова И.П. 2007 г В XVI появился шатровый стиль. Храмы венчались шатром.
– завершение центрических сооружений (колоколен, башен, храмов, крылец, ворот) в виде четырёхгранной пирамиды либо конуса.
Церковь Вознесения в селе Коломенском.

Построена в 1532 г., в честь рождения наследника Василия III - будущего царя Ивана Грозного.
Высота около 62 м с крестом
Здание выстроено из кирпича, почти все архитектурные детали выполнены из белого камня.
Шатер выложен из кирпича, с незначительным отступом каждого последующего ряда по отношению к предыдущему. «… Бе же та велми чюдна высоьою и светлостью, такова не бывала прежде того на Руси», - писал летописец.

Слайд 31

Куляшова И.П. 2007 г

Храм Василия Блаженного.
(Покровский собор, Казанский собор).
1555—1561.

.

Зодчие Барма и

Куляшова И.П. 2007 г Храм Василия Блаженного. (Покровский собор, Казанский собор). 1555—1561.
Постник.
Построен в честь взятия русскими войсками Казани.
Сначала собор был окрашен в белый цвет, и только в XVII в получил пёструю окраску.

Соединение переходами, галереями девяти различных столпообразных храмов символизировало объединение земель и княжеств в единое русское государство.

Слайд 32

Куляшова И.П. 2007 г

Куляшова И.П. 2007 г

Слайд 33

Куляшова И.П. 2007 г

Укрепление Москвы.

.

1535—1538 гг: итальянский арх. Петрок Малый возвел вторую

Куляшова И.П. 2007 г Укрепление Москвы. . 1535—1538 гг: итальянский арх. Петрок
линия укреплений, опоясавшую торгово-ремесленную часть столицы — Китай-город.
1585—1593 гг. под руководством Федора Коня была сооружена третья линия каменных укреплений Москвы — Белый город (в настоящее время Бульварное кольцо).
В конце XVI в. сооружена последняя линия внешнего укрепления Москвы — деревянные стены на Земляном валу — «Скородом» (ныне Садовое кольцо).

Слайд 34

Куляшова И.П. 2007 г

Смоленский Кремль
Конец XVI в, архитектор Фёдор Конь.

.

«Ожерелье

Куляшова И.П. 2007 г Смоленский Кремль Конец XVI в, архитектор Фёдор Конь. . «Ожерелье земли русской»
земли русской»

Слайд 35

Куляшова И.П. 2007 г

Новгородский кремль

Куляшова И.П. 2007 г Новгородский кремль

Слайд 36

Куляшова И.П. 2007 г

Казанский кремль…

Куляшова И.П. 2007 г Казанский кремль…

Слайд 37

Куляшова И.П. 2007 г

ЖИВОПИСЬ.

Иконопись:

Икона-картина «Церковь воинствующая»
Размер 4 метра. Цель: увековечить
в

Куляшова И.П. 2007 г ЖИВОПИСЬ. Иконопись: Икона-картина «Церковь воинствующая» Размер 4 метра.
искусстве покорение Казанского ханства.

Книжная миниатюра:

Государев Совет
миниатюра XVI века.

Слайд 38

Куляшова И.П. 2007 г

Иконостас

Куляшова И.П. 2007 г Иконостас

Слайд 40

Живопись Андрей Рублев (1370 – 1430 гг.)

Троица. 1410-1420-е гг.

Икона Христа. 1410-1415 гг.

Монах Троице-Сергиева,

Живопись Андрей Рублев (1370 – 1430 гг.) Троица. 1410-1420-е гг. Икона Христа.

затем Спасо-Андроникова
монастыря.
Фрески
Благовещенского собора
Московского Кремля,
Успенского собора во
Владимире.
Мягкость. Человечность.
Более сдержанная манера
письма, чем у Феофана Грека.

Слайд 41

Творчество Андрея Рублева

Творчество Андрея Рублева

Слайд 43

Живопись Феофан Грек (ок.1340 – после 1405 г.)

Успение Богородицы. 1392 г.

Родом из Византии.
Работал

Живопись Феофан Грек (ок.1340 – после 1405 г.) Успение Богородицы. 1392 г.
в Константинополе,
Новгороде (церковь Спаса на
Ильине улице), Москве
(Благовещенский и
Архангельский соборы в
Московском Кремле).
Эмоциональность. Драматизм.
Сдержанный, аскетичный
колорит

Слайд 44

Творчество Феофана Грека

Творчество Феофана Грека

Слайд 45

Живопись Дионисий (ок.1400 – после 1503 г.)

Вседержитель. Фреска. 1502-1503 гг.

Митрополит
Петр.
1481 г.

Монах Иосифо-Волоколамского
монастыря.
Фрески и

Живопись Дионисий (ок.1400 – после 1503 г.) Вседержитель. Фреска. 1502-1503 гг. Митрополит
иконы Успенского
собора Московского Кремля,
церкви Рождества Богородицы
Ферапонтова монастыря.
Утонченность. Изысканность.
Праздничность. Нарядность.
Нежные тона.

Слайд 46

Творчество Дионисия

Творчество Дионисия

Слайд 47

Куляшова И.П. 2007 г

Фресковая роспись

Фрески Благовещенского собора Московского кремля, выполненные артелью художников

Куляшова И.П. 2007 г Фресковая роспись Фрески Благовещенского собора Московского кремля, выполненные
во главе с Феодосием.

Страшный Суд - фреска Благовещенского собора

Слайд 48

Куляшова И.П. 2007 г

Фресковая роспись

Благовещенский собор, Фреска "Троица

Куляшова И.П. 2007 г Фресковая роспись Благовещенский собор, Фреска "Троица

Слайд 49

Ремесло

Ремесло

Слайд 50

Куляшова И.П. 2007 г
Памятник русского меднолитейного дела:
Царь-пушка – 1594 г.

Мастер: Андрей Чохов

Куляшова И.П. 2007 г Памятник русского меднолитейного дела: Царь-пушка – 1594 г.

Самая большая пушка в мире: вес - 40 тонн, калибр пушки -89 см, диаметр ствола - 120 см, длина пушки - 5,5 метра.
Это гигантское оружие могло стрелять каменными ядрами весом более 800 килограмм.
Андрей Чохов, называл её "пушкой", в старину это орудие часто называли "Дробовиком российским", потому что стрелять оно должно было "дробом" (картечью).

Слайд 51

Дом крестьянина XVI века

Дом бедного крестьянина

Дом зажиточного
крестьянина

Дом крестьянина XVI века Дом бедного крестьянина Дом зажиточного крестьянина

Слайд 52

Куляшова И.П. 2007 г

Куляшова И.П. 2007 г

Слайд 53

Куляшова И.П. 2007 г

Куляшова И.П. 2007 г

Слайд 54

Куляшова И.П. 2007 г

Куляшова И.П. 2007 г

Слайд 55

Куляшова И.П. 2007 г

Русская зима

После праздника Рождества начинается удивительное время - святки,

Куляшова И.П. 2007 г Русская зима После праздника Рождества начинается удивительное время
девушки собирались погадать. А на улице веселая кутерьма - ребятишки ходили колядовали.
После крещения веселье затихало, но не на долго. Перед Великим постом – великий праздник: Широкая Масленица! Проводы зимы повелось отмечать еще с языческих времен.
Главное блюдо на столе – золотые блины: символ солнца.

Ночное гадание. Святки.

Колядки

Масленица

Слайд 56

Куляшова И.П. 2007 г
Масленица – самый веселый, шумный народный праздник. Каждый день

Куляшова И.П. 2007 г Масленица – самый веселый, шумный народный праздник. Каждый
недели имеет свое название, а название говорит о том, что в этот день полагается делать. В Масленицу долг каждого человека – помочь прогнать зиму, разбудить природу. На это направлены все масленичные традиции.

Слайд 57

Там чудеса, там леший бродит…

Осенью и зимой- вечера долгие, темные. Девушки собирались

Там чудеса, там леший бродит… Осенью и зимой- вечера долгие, темные. Девушки
на посиделки: пряли, вышивали и рассказывали друг другу сказки. Эти сказки- страшные или забавные - передавались из поколения в поколение. В волшебных сказках оживали языческие поверья.
Имя файла: Культура-России-в-XIV---XVI-вв.pptx
Количество просмотров: 33
Количество скачиваний: 0