Масоны в России

Содержание

Слайд 2

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД (1731-1762)

Масоны — это всемирная тайная организация, возникшая в 18 веке,

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД (1731-1762) Масоны — это всемирная тайная организация, возникшая в 18
носящая религиозный и политический характер. Слово «масон» означает «строитель, каменщик». Масонство существует в виде лож - групп до 50 человек,

Слайд 3

Масонство в России — явление общественной жизни России, которое охватывает период истории от

Масонство в России — явление общественной жизни России, которое охватывает период истории
начала XVIII века и по наши дни. Русское масонство преследовало гуманистические и просветительские цели, больше внимания уделяло этическим вопросам. Фактически оно представляло собой более духовное сообщество людей, единых в стремлении способствовать процветанию своего Отечества и просвещённости людей живущих в нём.

Слайд 4

Первое, безусловно, достоверное известие о начале масонства в России относится к 1731

Первое, безусловно, достоверное известие о начале масонства в России относится к 1731
г., когда, как гласит официальный английский источник, гроссмейстер Великой Лондонской ложи лорд Ловель назначил капитана Джона Филипса провинциальным великим мастером “для всей России”. Таким образом, первоначальное масонство пришло к нам, как и везде на континенте, из Англии, но, разумеется, здесь не может быть и речи о русском масонстве, и Филипс, конечно, распространял орденское учение лишь в тесном кругу своих единоплеменников, переселившихся в Россию.

Слайд 5

Этот кружок, по-видимому, твёрдо держался в течение всего периода немецкого наводнения при

Этот кружок, по-видимому, твёрдо держался в течение всего периода немецкого наводнения при
Анне Иоановне, так как уже 10 лет спустя (1740 г.) английская Великая ложа назначила нового гроссмейстера для России в лице генерала русской службы Джеймса (Якова) Кейта. Может быть, к этому времени и следует отнести первые случаи вступления русских людей в масонский союз: не даром русские братья считали именно Кейта основателем масонства в России.

Слайд 6

Впоследствии, ревностный масон и провинциальный великий мастер для всей России, Елагин

Впоследствии, ревностный масон и провинциальный великий мастер для всей России, Елагин вступал
вступал в братство “свободных каменщиков” (в 1750 г.) только из любопытства и тщеславия: с одной стороны его притягивала к себе знаменитая масонская “тайна”, а с другой - возможность общения с людьми, ”кои в общежитии знамениты” и стояли высоко над ним “и чинами, и достоинствами, и знаками“; не обошлось здесь и без “лестной надежды” заручиться покровительством “друзей, могущих споспешествовать его счастью”.

Слайд 7

Ясно, что те серьёзные внутренние побуждения, которые заставили Елагина впоследствии искать в

Ясно, что те серьёзные внутренние побуждения, которые заставили Елагина впоследствии искать в
масонстве более глубокого содержания, тогда в нём ещё отсутствовали, как отсутствовали они в русском обществе. Вполне понятно поэтому, что Елагин и не мог найти тогда в масонстве никакой пользы, так как здесь ещё не было ни тени какого-либо учения. Он видел только предметы непостижимые, обряды странные действия безрассудные и слышал символы о мире противоречащие, объяснения тёмные и здравому рассудку противные, которые или не хотевшими или не знающими мастерами без всякого вкуса преподавались. Занятия в ложах даже породили в Елагине совершенно отрицательное мнение о нравственной стороне масонства

Слайд 8

Первоначальный период существования масонства в России характеризуется в общем отсутствием какой бы

Первоначальный период существования масонства в России характеризуется в общем отсутствием какой бы
то ни было национальной окраски: это была лишь мода, притом сравнительно мало распространённая, “игрушка для праздных умов” , по выражению Елагина, и лишь в самом конце этого периода замечаются признаки некоторой связи между масонством и смутно поднимающимися в лучшей части общества идеалистическими потребностями; эти признаки показывают нам возможность скорого наступления того момента, когда положительное содержание масонского учения сделается доступным и близким для русских людей, оказывая им серьёзную поддержку в их неясных стремлениях к построению впервые в России цельного общественного миросозерцания.

Слайд 9

Настоящая история масонства в России начинается лишь в 70-х годах, когда одновременно

Настоящая история масонства в России начинается лишь в 70-х годах, когда одновременно
возникают у нас две масонские системы, пользовавшиеся крупным успехом. Ложи этих систем, - так называемых Елагинской и Циннендорфской (шведско-берлинской), - работали в это время в первых трёх степенях “иоановского” или “символического” масонства, преследовавшего цели религиозно-нравственного воспитания человека. Русские масоны работали над очищением от пороков греховного человека. Такая масонская мораль оказала благотворное влияние на общество, служа в то же время реакцией против модных чтений западноевропейской скептической мысли.

ВТОРОЙ ПЕРИОД (1762-1781)-ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА ЦАРСТВОВАНИЯ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ II

Слайд 10

Главная роль в этот период истории русского масонства принадлежит известному Елагину, благодаря

Главная роль в этот период истории русского масонства принадлежит известному Елагину, благодаря
которому в русском масонстве снова начало преобладать английское влияние. Но скоро “обществу Елагинской системы” пришлось встретиться и вступить в борьбу с проникшей в Россию новой формой немецкого масонства, с так называемой Циннендорфской или, точнее и правильнее, шведско-берлинской системой.

Слайд 11

Под управлением Елагинской великой ложи в первой половине 70-х годов XVIII века

Под управлением Елагинской великой ложи в первой половине 70-х годов XVIII века
работало 14 лож:
Ложа «Муз» (мастер И. П. Елагин),
Ложа «Урании» (мастер Лукин, Владимир Игнатьевич),
Ложа «Беллоны» (Несвицкий, Иван Васильевич),
Ложа «Астреи» (Дубянский, Яков Фёдорович),
Ложа «Марса» (Яссы, мастер Мелиссино, Пётр Иванович),
Ложа «Минервы» (барон Гартенберг),
Ложа «Скромности» (Санкт-Петербург),
Ложа «Клио» (Москва),
Ложа «Талии» (Москва-Полоцк),
Ложа «Равенства» (Москва-Петербург),
Ложа «Екатерины» (Архангельск),
Ложа «Трёх подпор» (Архангельск),
Ложа «Эрато» (Петербург),
и ложа под управлением Р. И. Воронцова во Владимире.
Общее число членов елагинских лож составляло приблизительно 400 масонов.

Слайд 12

Елагин

Первая цель ордена согласно Елагину: Сохранение и предание потомству некоторого важного таинства

Елагин Первая цель ордена согласно Елагину: Сохранение и предание потомству некоторого важного
от самых древнейших веков и даже от первого человека до нас дошедшего, от которого таинства может быть судьба целого человеческого рода зависит, доколе Бог благоволит ко благу человечества открыть оное всему миру.

Слайд 13

Новиков

Новый этап в развитии русского масонства связан с Москвой, куда сместился центр

Новиков Новый этап в развитии русского масонства связан с Москвой, куда сместился
деятельности русского масонства, и с именем Николая Ивановича Новикова, развернувшего в ней по переезде из Санкт-Петербурга широкую масонскую деятельность.
В то время в истории московского масонства играют главную роль две ярких личности — сам Новиков и Иоганн Шварц. Они оба способствовали тому, что масонство получило определенную структуризацию; они же широко развили просветительскую сторону масонства.

Слайд 15

Шварц содействовал Новикову во всех его предприятиях, давал советы, указывал книги для

Шварц содействовал Новикову во всех его предприятиях, давал советы, указывал книги для
перевода, работал в университете и гимназии, задумал общество для распространения в России просвещения, которое и возникло официально в 1781 году под названием «Дружеского ученого общества». В 1780 году была открыта, по настоянию Новикова, тайная ложа «Гармония», из 9 членов — братьев внутреннего ордена, жаждавших истинного масонства. В 1781 году, по предложению Шварца, руководители существовавших лож, не изменяя их организации, соединились в «Гармонии». Тогда же решено было отправить Шварца за границу для устройства масонских дел

Слайд 16

Екатерина начала гонения масонов. Франкмасоны на время замолкли. В целом, императрицей были

Екатерина начала гонения масонов. Франкмасоны на время замолкли. В целом, императрицей были
предприняты обыкновенные для всякой власти действия по ликвидации идеологической конкуренции и уменьшении общественной опоры на традиционные ценности и усилении его революционности (по её выражению: «разврата»). Вместе с тем, она неоднократно высказывалась относительно того, что по её мнению франкмасонами и мартинистами декларировался «ложный пафос» и «нарочитая духовность». Причём, в первую очередь, это относилось именно к Новикову, что очевидно и определило меру его наказания.

Слайд 17

В царствование Императора Павла I франкмасоны отчасти оправились от удара, нанесенного им

В царствование Императора Павла I франкмасоны отчасти оправились от удара, нанесенного им
императрицей Екатериной II, что впрочем не свидетельствует о симпатиях к ним императора, но было проделано демонстративно, в пику правлению его матери. Павел приказал освободить Н. И. Новикова из заточения, снял надзор с Лопухина, разрешил свободное проживание повсюду Татищеву и Трубецкому, велел освободить Невзорова и послать его к Лопухину в Москву, наградил многих франкмасонов, ненадолго приблизил к себе Новикова и Лопухина, но возобновить орден вольных каменщиков не разрешил. Только в царствование Императора Александра I начинается некоторое оживление масонства, во главе которого стояли сначала Лопухин с Ковальковым и Невзоровым, а затем Α. Ф. Лабзин.

Слайд 18

Великая Ложа Астрея

Согласно циркулярному письму от 30 сентября 1815 года, все великие

Великая Ложа Астрея Согласно циркулярному письму от 30 сентября 1815 года, все
ложи Европы были уведомлены об образовании на Востоке Санкт-Петербурга «Великой ложи Астрея». Была она образована по примеру Великой ложи Англии, и также выступили её учредителями четыре ложи: «Пётр к порядку», «Палестина» в Петербурге, «Изида» в Ревеле и «Нептун к надежде» в Кронштадте. Великим мастером Великой ложи Астрея стал граф В. В. Мусин-Пушкин-Брюс.

Слайд 19

ВЛ Астрея избрала Шведскую систему, приняв за правило, что каждая из её

ВЛ Астрея избрала Шведскую систему, приняв за правило, что каждая из её
лож в праве была выбрать себе любую из существующих на тот момент в Европе масонских систем. С целью более эффективного привлечения на свою сторону масонов из других лож, ВЛ Астрея гарантировала им право свободного избрания своих должностных лиц и свободное распоряжение своими финансами.

Слайд 20

Уничтожение лож

1 августа 1822 года последовал высочайший рескрипт Александра I на имя

Уничтожение лож 1 августа 1822 года последовал высочайший рескрипт Александра I на
управляющего министерством внутренних дел графа В. П. Кочубея «О уничтожении масонских лож и всяких тайных обществ». «Все тайные общества под какими бы они наименованиями не существовали, как то: масонские ложи или другими — закрыть и учреждения их впредь не дозволять».
Реестр Великой ложи Астрея насчитывал к моменту закрытия 1404 масона, которые были объединены в 19 лож. Соперница ВЛ Астреи — Великая провинциальная ложа «Владимир к порядку» насчитывала всего 7 лож и 230 масонов.
11 августа 1822 года В. В. Мусин-Пушкин-Брюс известил петербургского военного генерал-губернатора, что Великая ложа Астрея и восемь зависящих от неё в Петербурге масонских лож отныне закрыты.

Слайд 21

Масонские ложи в современной России (2016 год)

По состоянию на июль 2016 года

Масонские ложи в современной России (2016 год) По состоянию на июль 2016
в России представлены следующие масонские организации:
Великая ложа России — около 1000 членов в 35 ложах;
Верховный Совет России Древнего и принятого шотландского устава — около 200 членов (связан с ВЛР)
Державное Российское Святилище ВМО ДИУММ — около 70 членов (связан с ВЛР);
Всеобщий великий капитул Французского устава — около 70 членов (связан с ВЛР);
Капитул королевской арки «St. Cecilia» № 6190 — около 40 членов (связан с ВЛР);
Объединённая великая ложа России — около 200 членов в 6 ложах;
Великий восток Франции — около 30 членов в 2 ложах;
Великая ложа Франции — около 20 членов в 1 ложе;
Великая женская ложа Франции — около 30 сестёр (являются членами 3 парижских лож);
Le Droit Humain — около 9 членов в 1 ложе.