Московское княжество

Содержание

Слайд 2

Первое летописное упоминание о Москве относится к 1147 г., когда Москва была

Первое летописное упоминание о Москве относится к 1147 г., когда Москва была
одним из новых городков или даже посёлков Ростовской земли, возникших в княжение Юрия Долгорукого. В 1156 г. Юрий Долгорукий окружил свой «москворецкий двор» деревянными стенами и превратил его в город

Слайд 3

Во второй половине ХIV в. экономическое и политическое возвышение Москвы и сопровождавший

Во второй половине ХIV в. экономическое и политическое возвышение Москвы и сопровождавший
его идейный подъём при Иване Калите вдохновляющим образом подействовали и на художественное творчество. В конце ХIVв. В Москве наступает расцвет искусства

Слайд 4

Крупным достижением ранней Москвы было Возрождение белокаменной архитектуры. Уже при Иване Калите,

Крупным достижением ранней Москвы было Возрождение белокаменной архитектуры. Уже при Иване Калите,
когда Кремль был укреплён дубовыми стенами, были построены Успенский (1329) и Архангельский (1330) соборы

Реконструкция
Успенского собора
времени Ивана Калиты

Слайд 5

Древнейшие постройки Кремля были значительно меньше позднейших, но они стояли на тех

Древнейшие постройки Кремля были значительно меньше позднейших, но они стояли на тех
же местах, где высятся до сих пор кремлёвские соборы

Слайд 6

Ещё в 1367 г. при Дмитрии Донском стены Московского Кремля были заменены

Ещё в 1367 г. при Дмитрии Донском стены Московского Кремля были заменены белокаменными
белокаменными

Слайд 7

Разворачивалось строительство монастырей. В ХIV в., особенно в Московском княжестве, монастыри стали

Разворачивалось строительство монастырей. В ХIV в., особенно в Московском княжестве, монастыри стали
строиться в глухих местах. Зачинателем таких монастырей стал Сергий Радонежский, основатель Троицкого монастыря

Слайд 8

С целью укрепления Москвы на ближних подступах к городу были построены монастыри:

С целью укрепления Москвы на ближних подступах к городу были построены монастыри:
Андроников, Новоспасский, Симонов, Данилов, Донской и Новодевичий, расположены они были полукольцом с южной стороны, откуда обычно подступали татарские полчища

Слайд 9

В середине ХIV в. учеником Сергия Радонежского Андроником неподалёку от Москвы на

В середине ХIV в. учеником Сергия Радонежского Андроником неподалёку от Москвы на
высоком берегу Яузы был основан монастырь. Через Андроников монастырь, как через триумфальные ворота, в Москву вступили войска Дмитрия после победы на Куликовом поле

Слайд 10

В 1358 г. митрополит Алексий попал в сильный шторм в византийской бухте

В 1358 г. митрополит Алексий попал в сильный шторм в византийской бухте
Золотой Рог близ Константинополя. Он дал обет, что если останется жив, то построит в Москве собор в честь того святого, чья память праздновалась в тот день. Буря застигла его в день Спаса Нерукотворного, и, вернувшись в Москву, в 1361 г. Алексий основал в Заяузье Спасский монастырь с главным деревянным собором в честь Спаса Нерукотворного    

Слайд 11

Один из притоков Яузы был назван Золотым Рожком в память о бухте,

Один из притоков Яузы был назван Золотым Рожком в память о бухте,
где митрополита застала стихия, и позднее одна из улиц старинной Рогожской слободы стала называться Золоторожским валом

Слайд 12

Настоятелем монастыря стал один из любимых учеников преподобного Сергия Радонежского Андроник, причисленный

Настоятелем монастыря стал один из любимых учеников преподобного Сергия Радонежского Андроник, причисленный
к лику святых, поэтому монастырь теперь называется Спасо-Андрониковым. В монастыре долгое время сохранялся колодец, выкопанный его руками

Слайд 13

Выстроенный в начале ХV в. белокаменный собор по своему плану не отличался

Выстроенный в начале ХV в. белокаменный собор по своему плану не отличался
от обычного типа одноглавого храма. Главное его своеобразие заключалось в покрытии

Высоко поставленная глава, венчавшая здание, с килевидной формы кокошниками у основания, служила кульминационной точкой и сообщала особую одухотворённость всему архитектурному образу

Слайд 16

Памятник Андрею Рублёву у стен Спасо-Андроникова монастыря

Памятник Андрею Рублёву у стен Спасо-Андроникова монастыря

Слайд 17

Выдающийся памятник раннемосковского зодчества. Белокаменный собор выстроен в 1422-1423 гг. при игумене

Выдающийся памятник раннемосковского зодчества. Белокаменный собор выстроен в 1422-1423 гг. при игумене
Никоне на средства великого князя Василия I и Юрия Звенигородского как храм-памятник для хранения мощей преподобного Сергия Радонежского

Слайд 18

В 1398 г. монахом Саввой, учеником Сергия Радонежского, по просьбе и при поддержке

В 1398 г. монахом Саввой, учеником Сергия Радонежского, по просьбе и при
звенигородского князя Юрия Димитриевича был основан монастырь на высокой горе Сторожи, в виду Москвы-реки — основного транспортного пути на запад из Москвы у устья речки Сторожки

Слайд 19

Рождественский собор — один из древнейших сохранившихся на Московской земле храмов (1404–1405

Рождественский собор — один из древнейших сохранившихся на Московской земле храмов (1404–1405
гг.). Возведен при жизни преподобного Саввы Сторожевского, который был погребен при входе в собор, справа

Выстроен на месте деревянного храма из белого камня - известняка в традициях владимиро-суздальской архитектуры; четырехстолпный, крестовокупольный, с позакомарным покрытием. Белый камень для строительства храма  добывался в верховьях Москвы-реки

Слайд 21

Представление о московском княжеском строительстве начала ХV века даёт Успенский собор на

Представление о московском княжеском строительстве начала ХV века даёт Успенский собор на
Городке в Звенигороде. Он был построен Юрием Звенигородским в подражание владимиро-суздальским храмам, вроде Дмитриевского или Нерлинского

Слайд 22

Церковь Трифона в Напрудном. Москва

Церковь Трифона в Напрудном. Москва

Слайд 23

В русском искусстве ХV – начала ХVI в. возрастает стремление ко всему

В русском искусстве ХV – начала ХVI в. возрастает стремление ко всему
величавому. Возникает задача превзойти древнее величие. Искусство должно было отразить возросшее значение государства и великокняжеской власти. Его существенной чертой становится торжественность, представительность

Смоленский собор Новодевичьего монастыря

Слайд 25

В связи с усилением власти московского государя и укреплением международного положения Русского

В связи с усилением власти московского государя и укреплением международного положения Русского
государства одной из важнейших задач при Иване III становится укрепление и украшение столицы и её центра – Московского Кремля

Слайд 26

Стены и башни Московского Кремля были построены в 1485-1495 гг. на месте

Стены и башни Московского Кремля были построены в 1485-1495 гг. на месте
обветшавших стен Кремля Дмитрия Донского. Стены Кремля должны были отвечать требованиям современной фортификации. Башни были увенчаны деревянными шатрами, каждая имела площадку с навесными бойницами (машикулями)

Слайд 27

Раньше всего была выстроена москворецкая стена с Тайницкой башней посредине: она должна

Раньше всего была выстроена москворецкая стена с Тайницкой башней посредине: она должна
была защищать Кремль с юга, откуда наступали татары

Слайд 28

Тайницкая башня была наиболее важной в системе обороны речной стороны Кремля. Она

Тайницкая башня была наиболее важной в системе обороны речной стороны Кремля. Она
была заложена с колодцем-тайником внутри и скрытым выходом к Москве-реке, имела отводную стрельницу, соединявшуюся с ней каменным мостом, и проездные ворота. В стрельницу попадали посредством подъемного моста

Слайд 29

Наиболее парадная стена Кремля выходила на Красную площадь. Главный въезд вёл через

Наиболее парадная стена Кремля выходила на Красную площадь. Главный въезд вёл через
Фроловские, ныне Спасские ворота. Фроловская башня возведена в 1491 г. архитектором Пьетро Антонио Солари

Слайд 30

Над воротами отводной стрельницы и воротами Спасской башни со стороны Кремля на

Над воротами отводной стрельницы и воротами Спасской башни со стороны Кремля на
белокаменных досках вырезаны надписи на русском и латинском языках, рассказывающие о времени ее постройки:

Слайд 31

Указом от 16 апреля 1658 г. царь Алексей Михайлович повелел именовать ее

Указом от 16 апреля 1658 г. царь Алексей Михайлович повелел именовать ее
Спасской. Новое название было связано с иконой Спаса Нерукотворного, помещенной над воротами со стороны Кремля. Сама икона не сохранилась, но место, где она висела, хорошо видно

Слайд 32

Образ над воротами считался утраченным, пока проведённое в конце апреля 2010 г.

Образ над воротами считался утраченным, пока проведённое в конце апреля 2010 г.
зондирование надвратного киота Спасской башни не показало наличие под штукатуркой образа Христа

Слайд 34

В глубине обширной Ивановской площади высился столп Ивана Великого. Миновав его, посетитель

В глубине обширной Ивановской площади высился столп Ивана Великого. Миновав его, посетитель
оказывался на площади, где находились кремлёвские соборы, со всех сторон его обступали главнейшие сооружения Кремля, созданные при Иване III и Василии III – соборы, Грановитая палата и царские терема с знаменитым Красным крыльцом

Слайд 35

Посвящение первого храма типа "иже под колоколы" Иоанну Лествичнику вполне закономерно, т.к.

Посвящение первого храма типа "иже под колоколы" Иоанну Лествичнику вполне закономерно, т.к.
этот святой был тезоименитым самому князю Ивану Даниловичу (1325-1340). Весной 1329 г. главенствующее положение Москвы среди русских земель было закреплено закладкой столпообразной церкви Спасителя Лествицы Иоанна "иже под колоколы"

Слайд 36

Столп церкви-колокольни, возведенный итальянским архитектором Боном Фрязином в 1505-1508 гг., представляет собой

Столп церкви-колокольни, возведенный итальянским архитектором Боном Фрязином в 1505-1508 гг., представляет собой
трехъярусную башню, все арки которой, кроме двух северной и северо-восточной на первом ярусе, к которым позже примкнула церковь-звонница во имя Рождества Христова, включают в себя колокола разных времен отливки, весов и звучания

Надстройка Бориса Годунова

Слайд 37

В 1532-1544 гг. к Ивановской колокольне пристраивают церковь Рождества Христова. Над церковью

В 1532-1544 гг. к Ивановской колокольне пристраивают церковь Рождества Христова. Над церковью
были надстроены три помещения, напоминающие конструкцию звонницы Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде

1620-е годы рядом с ней по приказанию патриарха Филарета возводят еще одно здание, позже названное Филаретовой пристройкой, куда поместили Годуновский колокол весом 2200 пудов

Слайд 38

Успенский собор

Возведение кремлёвских соборов, которые сохранились до наших дней, началось ещё в

Успенский собор Возведение кремлёвских соборов, которые сохранились до наших дней, началось ещё
1470-х гг. с главного Успенского собора. Итальянский мастер Аристотель Фиораванти, как мастер Возрождения, подверг его ясному, логически последовательному расчленению. Все членения здания служат выявлению основных соотношений высоты и ширины, и это создаёт впечатление ясности, мощи и простоты

Слайд 39

Успенский собор должен был служить местом, где московские государи венчались на царство,

Успенский собор должен был служить местом, где московские государи венчались на царство,
где в их присутствии происходили самые торжественные службы. Подобного пространства в русской архитектуре ранее не существовало

Слайд 40

Строителями Благовещенского собора были псковичи. Этот собор представляет собой образец раннемосковской архитектуры

Небольшой

Строителями Благовещенского собора были псковичи. Этот собор представляет собой образец раннемосковской архитектуры
Благовещенский собор, примостившийся неподалеку от дворца московских правителей, очень скоро стал их непосредственным домовым храмом. История его переделок и перестроек есть следствие исторического процесса возвышения Москвы, роста ее богатства и могущества

Слайд 41

Третий из основных кремлёвских соборов, выходящих на Соборную площадь, - Архангельский –

Третий из основных кремлёвских соборов, выходящих на Соборную площадь, - Архангельский –
служил местом погребения московских государей

Слайд 42

Снаружи собор похож на светскую постройку. Стены его разделены на два этажа

Снаружи собор похож на светскую постройку. Стены его разделены на два этажа
карнизом и обработаны ордером: расчленены пилястрами, арками, филёнками

Закомары украшены декоративными раковинами

Строил Архангельский собор итальянский мастер Алевиз Новый

Слайд 43

Напротив Архангельского собора -- Грановитая палата. Её создателями были Марко Руффо и

Напротив Архангельского собора -- Грановитая палата. Её создателями были Марко Руффо и
Пьетро Антонио Соляри. Палата предназначалась для торжественных приёмов. Фасадом своим она выходит на Соборную площадь, и гранёные камни её облицовки, которые дали основание для её названия, контрастируют с гладкой поверхностью Успенского собора

Слайд 44

Внутри Грановитой палаты находится большой зал с низким и мощным столбом посредине,

Внутри Грановитой палаты находится большой зал с низким и мощным столбом посредине,
от которого отходят четыре крестовых свода. Столб этот служит опорой и архитектурным центром обширного парадного помещения

Слайд 45

Сосредоточенные вокруг Соборной площади кремлёвские здания образуют художественное целое. В результате нескольких

Сосредоточенные вокруг Соборной площади кремлёвские здания образуют художественное целое. В результате нескольких
столетий строительства Кремль сложился как архитектурный ансамбль

Слайд 48

В ХVI в. в каменном зодчестве Руси происходят значительные изменения. До этого

В ХVI в. в каменном зодчестве Руси происходят значительные изменения. До этого
времени преобладал тип крестово-купольного храма. В ХVI в. под влиянием традиций, сложившихся в деревянном зодчестве, получил распространение новый тип храма -- шатровый

Слайд 49

Самым замечательным памятником такого рода является Вознесенская церковь в селе Коломенском, сооружённая

Самым замечательным памятником такого рода является Вознесенская церковь в селе Коломенском, сооружённая
в память рождения долгожданного наследника Василия III, царевича Ивана, будущего царя Ивана Грозного. Окончание постройки было ознаменовано устроенным князем роскошным пиршеством

Слайд 50


Основная архитектурная тема Коломенского храма – это постепенный, как бы естественный рост

Основная архитектурная тема Коломенского храма – это постепенный, как бы естественный рост
здания от нижнего к верхнему ярусу. Словно пронизанное силами самой природы, здание увенчивает холм, и вместе с тем оно не отвлекает внимания от того дивного зрелища, которое открывается с холма на заречные дали

Слайд 51

Через 15 лет после Коломенского храма неподалёку от него в селе Дьякове,

Через 15 лет после Коломенского храма неподалёку от него в селе Дьякове,
где жили царские слуги, дьяки, был сооружён другой небольшой храм. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи отличается такой нарядностью и украшенностью наружных стен, какой до неё не знала русская архитектура. Многочисленными архитектурными членениями и гранёной обработкой деталей достигается впечатление декоративной выразительности. Это одна из самых необычных церквей в Москве

Слайд 52

Собор был задуман как памятник победе русского оружия над Казанским ханством и

Собор был задуман как памятник победе русского оружия над Казанским ханством и
присоединением Казани. Строителями собора были два мастера – Барма и Постник. Своим местоположением на торговой площади он должен был служить связующим звеном между группой кремлёвских соборов, с «Иваном Великим» во главе, и посадом

Слайд 53

Храм стал олицетворением могущества единой и сильной державы. Подобно тому как русские

Храм стал олицетворением могущества единой и сильной державы. Подобно тому как русские
земли, до того разобщённые и разрозненные, были собраны Москвой, так и восемь разновеликих церквей, вырастая из общего каменного помоста, исполинскими деревьями выстроились вокруг главного и самого высокого – девятого

Слайд 54

1 октября 1552 г. в день Покрова начался решительный штурм Казани, поэтому

1 октября 1552 г. в день Покрова начался решительный штурм Казани, поэтому
храм посвятили Покрову Богородицы, а из-за его местоположения появилось уточнение в названии: что на Рву. Храмом Василия Блаженного собор назвали по имени юродивого, похороненного в одном из приделов

Первоначально храм не был так расцвечен: стены его были кирпичными, красными, детали убранства – белокаменными

Слайд 55

На протяжении ХVI в. Москва настолько выросла, что помимо кремлёвской стены была

На протяжении ХVI в. Москва настолько выросла, что помимо кремлёвской стены была
построена ещё китайгородская стена, к востоку от Кремля

Слайд 56

В 1586 г. была сооружена третья линия обороны, белокаменная, там, где позднее

В 1586 г. была сооружена третья линия обороны, белокаменная, там, где позднее
прошло бульварное кольцо. Строил его мастер городового дела Фёдор Конь

Слайд 57

После нападения на Москву татар в 1591 г. и его успешного отражения

После нападения на Москву татар в 1591 г. и его успешного отражения
была возведена четвёртая линия обороны – деревянная стена на земляном валу. Москву окружило теперь 120 башен; вместе с «сорока сороков» её церквей они поднимались над морем деревянных домов и усадеб

Слайд 58

За пределами этих линий обороны расположено было кольцо монастырей: Андроников, Новоспасский, Симонов,

За пределами этих линий обороны расположено было кольцо монастырей: Андроников, Новоспасский, Симонов,
Данилов, Донской и Новодевичий. В архитектуре русских монастырей есть особая поэтичность. Монастырские постройки нередко сливаются с природой, но поскольку башни их высоко вздымаются над округой, в них выступает противопоставление архитектурных форм природе
Имя файла: Московское-княжество.pptx
Количество просмотров: 31
Количество скачиваний: 0