Содержание
- 2. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ СТАНОВЛЕНИЯ Аттическая область (Древняя Греция) была захвачена группой ионических племен в ходе общего дорийского
- 4. ЧТО ТАКОЕ ПОЛИС? По́лис — исходная общественная форма государства, состоящая из нескольких сельских поселений, объединившихся вокруг
- 5. СТРУКТУРА ПОЛИСА В социальном отношении каждое племя состояло из больших кланов, которые, в свою очередь, разделялись
- 7. Управление племенами осуществлялось царями-басилеями, власть которых у ионийцев не была наследственной, и советом пританов в числе
- 8. ПАДЕНИЕ ПОЛИСНОЙ ДЕМОКРАТИИ В результате Пелопоннесской войны опустела афинская казна: Афины вынуждены были уплатить Спарте огромную
- 9. Несмотря на восстановление морского союза, Афины продолжают находиться в состоянии упадка. Афинское общество в IV в.
- 11. Скачать презентацию
Слайд 2ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ СТАНОВЛЕНИЯ
Аттическая область (Древняя Греция) была захвачена группой ионических племен
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ СТАНОВЛЕНИЯ
Аттическая область (Древняя Греция) была захвачена группой ионических племен
в ходе общего дорийского завоевания, которые, ассимилировав древнюю эгейскую цивилизацию, установили более соседские отношения с подчиненными народами. Осевшие в прибрежной Аттике ионийцы делились на 4 племени: Гелеонты, Аргадеи, Айгикореи и Гоплеты, — каждое со своими культом и некоторыми особенностями в той роли, какую они играли в общем ионическом союзе племен (их и называли «блестящими», «земледельцами», «козопасами» и «вооруженными» соответственно). Сложившееся в XI — Х вв. до н. э. первоначальное объединение племен носило характер общинной конфедерации, в которую вливались вначале три, потом четыре, пять и т. д. племен. Поселения-центры четырех племен постепенно слились воедино вокруг древнего города Кекропии (см. выше синойкизм), ставшего затем Афинами по утвердившемуся культу богини. Единство нового полиса обеспечивалось в основном единой военной организацией племен.
Слайд 4ЧТО ТАКОЕ ПОЛИС?
По́лис — исходная общественная форма государства, состоящая из нескольких сельских поселений,
ЧТО ТАКОЕ ПОЛИС?
По́лис — исходная общественная форма государства, состоящая из нескольких сельских поселений,
объединившихся вокруг одного городского центра, обозначаемая в греческом языке словом «полис» , особая форма политической организации поселения. Полис как общественная форма античной гражданской городской общины, наиболее полно соответствовал уровню развития античного общества. Экономической основой полиса была античная двуединая форма собственности: с одной стороны это собственность гражданской общины на всю территорию и богатства полиса, а с другой — индивидуальная собственность каждого гражданина. В гражданской жизни полиса участвовал каждый взрослый гражданин, имеющий права гражданства и владеющий частным хозяйством: «ойкосом» (домом).
Слайд 5СТРУКТУРА ПОЛИСА
В социальном отношении каждое племя состояло из больших кланов, которые, в
СТРУКТУРА ПОЛИСА
В социальном отношении каждое племя состояло из больших кланов, которые, в
свою очередь, разделялись на 50–90 больших семей-родов. Семьи в произвольном порядке группировались во фратрии — особые религиозные объединения со своими культовыми праздниками и церемониями. Фратрии складывались в филы, которые после синойкизма стали чисто территориальными подразделениями общей территории полиса, причем не только город, но и вся Аттика соответственно делилась на 4 филы. Потомки покоренных доионических племен (фэты) стояли вне этой организации, но признавались почти равноправными; они могли свободно заниматься земледелием, торговлей и ремеслами, у них были свои самоуправляющиеся объединения — фиасы и оргеоны (фратрии).
Слайд 7Управление племенами осуществлялось царями-басилеями, власть которых у ионийцев не была наследственной, и
Управление племенами осуществлялось царями-басилеями, власть которых у ионийцев не была наследственной, и
советом пританов в числе четырех (видимо, глав племен). Пританам принадлежала высшая судебная власть в полисе и право объявить военную мобилизацию. Особую роль играли главы семейств и кланов: они были вправе взимать свою долю податей, начальствовать в своем клане, даже приглашать царя на свое собрание. В опоре на такие родоплеменные привилегии, элита стала формироваться в столь важный для Древних Афин социальный слой земельной аристократии. В начале VIII в. до н. э. новому социальному членению общества был даже придан условно-правовой статус, восходящий к прежним особенностям племен: первый класс назывался эвпатридами (обладателями больших земельных наделов с большим урожаем), второй — всадниками, третий — зевгитами (разночинцами).
Слайд 8ПАДЕНИЕ ПОЛИСНОЙ ДЕМОКРАТИИ
В результате Пелопоннесской войны опустела афинская казна: Афины вынуждены были
ПАДЕНИЕ ПОЛИСНОЙ ДЕМОКРАТИИ
В результате Пелопоннесской войны опустела афинская казна: Афины вынуждены были
уплатить Спарте огромную военную контрибуцию. Поражение Афин повлекло за собой также уничтожение Афинского морского союза, а это означало потерю одного из важнейших источников государственных доходов. Разоренное войной крестьянство вступило в полосу тяжелого аграрного кризиса; пришла в упадок афинская торговля; рухнуло морское могущество Афин. Гегемония перешла к Спарте, которая насаждает повсеместно олигархический строй и для его поддержания устанавливает во многих местах свои гарнизоны.
Слайд 9Несмотря на восстановление морского союза, Афины продолжают находиться в состоянии упадка. Афинское
Несмотря на восстановление морского союза, Афины продолжают находиться в состоянии упадка. Афинское
общество в IV в. до н. э. вступает в полосу острого кризиса. Население Аттики разорено продолжительными войнами, а недостаток средств в афинской казне препятствует осуществлению прежней политики раздач и поддержки городской бедноты. Число нуждающихся в государственном пайке неуклонно растет, а афинская казна не в состоянии удовлетворить возрастающие требования. Крестьянство страдает от острого аграрного кризиса. Разоряющиеся крестьяне бросают свои участки земли и продают их спекулянтам-ростовщикам. Происходит обострение всех противоречий рабовладельческого общества. С небывалой резкостью сказывается противоположность богатства и бедности, роскошь и безудержное стремление к наживе одних растут наряду с обнищанием и разорением других. Философ Платон говорит, что город состоит как бы из двух городов — из города богатых и города бедных, что происходит война всех против всех.