Опричная политика Ивана Грозного: современные дискуссии

Содержание

Слайд 2

О таком явлении как опричнина И.Грозного написаны сотни, если не тысячи исторических

О таком явлении как опричнина И.Грозного написаны сотни, если не тысячи исторических
исследований, защищены диссертации, давно выделены основные причины, восстановлен ход событий, объяснены последствия. Но и по сей день ни в отечественной, ни в зарубежной историографии нет единого мнения по вопросу о значении опричнины в истории Российского государства.

Слайд 3

Н.М.Карамзин ввел в историографию теорию «двух Иванов», основываясь на труды князя А.Курбского.

Н.М.Карамзин ввел в историографию теорию «двух Иванов», основываясь на труды князя А.Курбского.
По Курбскому, Иван Грозный — добродетельный герой и мудрый государственный муж в первую половину своего царствования и сумасшедший тиран-деспот — во вторую. Водоразделом между «хорошим» Иваном и «плохим», согласно Карамзину, являлось введение опричнины в 1565 году.

Слайд 4

С. М. Соловьев и созданная им «государственная школа» отечественной историографии пошли по

С. М. Соловьев и созданная им «государственная школа» отечественной историографии пошли по
иному пути. Абстрагировавшись от личных характеристик царя-тирана, они увидели в деятельности Грозного, в первую очередь, переход от старых «родовых» отношений к современным «государственным», которые и завершила опричнина – государственная власть в том виде, как её понимал сам великий «реформатор». Соловьёв впервые отделил жестокости царя Ивана и организованный им внутренний террор от политических, социальных и экономических процессов того времени.

Слайд 5

По мнению В.О.Ключевского, опричнина не отвечала наболевшим политическим вопросам, а также и

По мнению В.О.Ключевского, опричнина не отвечала наболевшим политическим вопросам, а также и
не устраняла тех затруднений, которыми была вызвана. Под «затруднением» историк имеет в виду столкновения между Иваном IV и боярством: «Бояре возомнили себя властными советниками государя всея Руси в то самое время, когда этот государь, оставаясь верным воззрению удельного вотчинника, согласно с древнерусским правом, пожаловал их как дворовых слуг своих в звание холопов государевых. Обе стороны очутились в таком неестественном отношении друг к другу, которого они, кажется, не замечали, пока оно складывалось, и с которым не знали что делать, когда его заметили». Выходом из такой ситуации и стала опричнина, которую Ключевский называет попыткой «жить рядом, но не вместе».

Слайд 6

На споры вокруг опричнины в современной историографии огромное влияние оказал советский историк

На споры вокруг опричнины в современной историографии огромное влияние оказал советский историк
A.A. Зимин, чьи труды начали переиздаваться в нашей стране на рубеже 1980 - 1990-х гг. и этот процесс продолжается до сего дня. Как известно, A.A. Зимин критиковал принятую в советской историографии точку зрения на опричнину как на борьбу дворянства и боярства и основной причиной опричного террора считал борьбу царя с «удельно-княжеским сепаратизмом», осуществляющуюся варварскими методами. Он считал, что опричнина была направлена против последних уделов, самостоятельности Великого Новгорода и церкви. По мнению A.A. Зимина, Иван IV сумел по своему почувствовать историческую неизбежность ликвидации последних столпов феодальной раздробленности на Руси и возглавить борьбу за укрепление централизованного государства.

Слайд 7

Рассмотрим вначале основные положения Д. Н. Альшица. Анализируя предпосылки самодержавия, он исходит

Рассмотрим вначале основные положения Д. Н. Альшица. Анализируя предпосылки самодержавия, он исходит
из того, что эта форма управления соответствовала уровню производительных сил России, а почва для перехода к единовластию была подготовлена как реформами А. Ф. Адашева, укрепившими централизованную монархию, так и историко-публицистическими выступлениями, обосновывавшими идею самодержавия. Д. Н. Альшиц отвергает концепцию опричнины, выдвинутую В. Б. Кобриным, считающим мифом борьбу боярства и дворянства в XVI в. Нет оснований, считает Д. Н. Альшиц, объявлять мифом как саму борьбу между боярством и дворянством во времена Ивана Грозного, так и существенные причины этой борьбы, однако борьба между аристократией и дворянством шла не за или против централизации, а за то, какой быть этой централизации, за то, кто и как будет управлять централизованным государством, интересы какой социальной группы класса феодалов оно будет преимущественно выражать.
    Спорит Д. Н. Альшиц и с другим известным специалистом по эпохе Р. Г. Скрынниковым, согласно концепции которого опричнина явилась результатом столкновения между могущественной феодальной аристократией и поднимающейся самодержавной монархией

Слайд 8

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Зимин A.A. Опричнина Ивана Грозного. М., 1964; Хорошкевич А. Л.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Зимин A.A. Опричнина Ивана Грозного. М., 1964; Хорошкевич А.
Опричнина и характер Русского государства в советской историографии 20-х -50-х годов // История СССР. 1991.
Юрганов А.Л. Опричнина и Страшный Суд // Отеч. история. 1997
Алыпиц Д.Н. Начало самодержавия в России: Государство Ивана Грозного. М., 1988
Скрынников Р.Г. Обзор правления Ивана IV // 19871
Скрынников Р.Г. История Российская IX - XVII вв. М., 1997.
Имя файла: Опричная-политика-Ивана-Грозного:-современные-дискуссии.pptx
Количество просмотров: 112
Количество скачиваний: 2