Осмысление исторической картины через художественные образы

Содержание

Слайд 2

Русская православная церковь

Окончательную и самую сильную формулировку сложившихся в русском обществе представлений

Русская православная церковь Окончательную и самую сильную формулировку сложившихся в русском обществе
о новых правилах и обязанностях русского государства и его самодержавных правителей дает старец псковского Елеозарова монастыря Филофей в своих посланиях к дьяку Мисюрю Мунехину и великим князьям – Василию III и Ивану III.
Митрополит Макарий – «собиратель» русской церкви.

Василий III

Иван III

Икона «Встреча Ивана Грозного с митрополитом Макарием»

Слайд 3

Назначение царской власти

«…русское царство есть единственное православное царство во всем мире; оно,

Назначение царской власти «…русское царство есть единственное православное царство во всем мире;
следовательно, и есть истинный хранитель сияющего во вселенной Православия; оно же есть, поэтому истинно богоизбранное царство, призванное до конца веков сохранить в чистоте веру Христову и вручить ее как неизменную святыню Богу пору наступления вечного царства Божия» (Малинин. С. 533).
Главное назначение царской власти сводится к охранению Православия и благочестия, и именно ради этого светская власть получает божественное происхождение. Преподобный Иосиф с особенной настойчивостью подчеркивает эту идею, доходя до чистого обожествления личности царя.

Слайд 4

Русская церковь

С половины 19 века началась ярко выраженная переоценка исторических фигур преподобных

Русская церковь С половины 19 века началась ярко выраженная переоценка исторических фигур
Иосифа и Нила. На поприще московской Церкви конца 15, начала 16 века, появилась фигура Иосифа Волоколамского. Иосиф помогал старейшему борцу против ереси жидовствующих – Геннадию, архиепископу Новгородскому. Это были люди одинаково домоседливые, не преступившие границ русского мира.
Церковь русская, по глубокому убеждению митрополита Макария, стала на земле единственной чистой выразительницей христианской истины, в то же время продолжала страдать и очевидными бытовыми недостатками. Поэтому митрополит Макарий считал своей жизненной задачей – с помощью царя православного исправить в отечественной Церкви все веками накопившиеся в ней недостатки, явить миру все, заключенные в ней сокровища и добродетели, чтобы она стала на самом деле достойной своего мирового вселенского призвания. Для этой грандиозной цели митрополит Макарий и постарался созвать на другой же год после земского собора большой церковный собор, известный под именем Стоглавого.

Слайд 5

Стоглавый собор

Собор 1551 года достиг своей универсальной цели: он подверг пересмотру все

Стоглавый собор Собор 1551 года достиг своей универсальной цели: он подверг пересмотру
стороны русской церковной жизни, чтобы очистить ее, по возможности от всех недостатков.

Стоглав. Список 17 в.

Сборник решений Стоглавого собора 1551 г.

Слайд 6

Степенная книга

После царского венчания, совершенного митрополитом Макарием над Иваном IV, власть московского

Степенная книга После царского венчания, совершенного митрополитом Макарием над Иваном IV, власть
государя в делах Церкви возросла еще более прежнего.
В Степенной книге митрополит Макарий, с целью возвеличения русского православия, поместил сказание о посещении Руси апостолом Андреем. В той же Степенной книге затем помещена повесть о Мономаховом венце, или вымышленная история передачи царских регалий и царского сана Владимиру Мономаху греческим императором Константином. В 1552 году эта повесть была вырезана на затворах царского места, устроенного в Успенском соборе.

Слайд 7

Иван IV

В 1548 году иноки афонского сербского Хилендарского монастыря именуют Ивана IV

Иван IV В 1548 году иноки афонского сербского Хилендарского монастыря именуют Ивана
«самодержавным великим царем московским, единым правым государем, белым царем восточных и северных стран, который всем православным христианам царь и государь, святым, великим и благочестивым царством, солнцем христианским, сияющим на Востоке и Севере, и озаряющим всю подсолнечную, утверждением седьми соборных столпов, вторым Константином и поборником божественных Церквей, христианской хоруговью, на коей честный крест воздвижен в просвещение православным».

Слайд 8

Царь Иван Грозный

Иван IV родился в 1530 году.

В.М.Васнецов. «Царь Иван Васильевич Грозный».

Царь Иван Грозный Иван IV родился в 1530 году. В.М.Васнецов. «Царь Иван
1897 г.

Иван Васильевич Грозный. Реконструкция М.М.Герасимова. 1964 г.

М.М.Антокольский. «Царь Иоанн Васильевич Грозный». Мрамор 1875 г.