Первобытное искусство

Содержание

Слайд 2

Периодизация

Каменный век:
Палеолит 18 – 12 тысячелетия до н. э.
Мезолит 12 – 8

Периодизация Каменный век: Палеолит 18 – 12 тысячелетия до н. э. Мезолит
тысячелетия до н. э.
Неолит 5 – 3 тысячелетия до н. э.
Бронзовый век: 2 тысячелетие до н. э.
Железный век: 1 тысячелетие до н. э.

Слайд 3

ИСКУССТВО ПАЛЕОЛИТА

ИСКУССТВО ПАЛЕОЛИТА

Слайд 4

Общая характеристика

Искусство палеолита ( 18 – 12 тысячелетия до н. э.) –

Общая характеристика Искусство палеолита ( 18 – 12 тысячелетия до н. э.)
это первобытное искусство древнекаменного века.
К этому периоду относят пещерную живопись: изображения отдельных животных на стенах и потолках пещер, расположенных на территории Испании и Франции. Например, Альтамирская пещера (Испания), пещера Ласко (Франция). Изображения животных единичные, они беспорядочно (без какой-либо смысловой или формальной композиционной связи) наносились на плоскость стены или потолка, над ними совершались ритуальные действия («магия охоты»).
Также к этому периоду относят натуралистически выполненные женские статуэтки – так называемые палеолитические Венеры.

Слайд 11

Особенно наглядно полное отсутствие композиции проявляется при сравнении пещерной живописи с детским

Особенно наглядно полное отсутствие композиции проявляется при сравнении пещерной живописи с детским
рисунком. Даже в самом примитивном рисунке ребёнка композиционная связь присутствует.
При этом изображения отдельных животных в пещерной живописи выполнены с удивительным мастерством – они реалистичны.

Слайд 12

Исключение для пещерной живописи представляет собой так называемая «Сцена охоты» из

Исключение для пещерной живописи представляет собой так называемая «Сцена охоты» из пещеры
пещеры Ласко. Только здесь явно просматривается композиционная связь между изображением упавшего человека, метнувшего копьё в смертельно раненного бизона.
Но это исключение только подтверждает общую закономерность пещерной живописи эпохи палеолита: отдельные реалистические изображения животных при полном отсутствии композиционной связи между ними.

Слайд 13

«Палеолитические Венеры»
Здесь натуралистически выполненные детали, связанные с материнством, причудливо сочетаются с отсутствием

«Палеолитические Венеры» Здесь натуралистически выполненные детали, связанные с материнством, причудливо сочетаются с
тех фрагментов тела, которые первобытный ваятель считал второстепенными – лица, ступней ног.

Слайд 14

ИСКУССТВО МЕЗОЛИТА

ИСКУССТВО МЕЗОЛИТА

Слайд 15

Общая характеристика

Искусство мезолита ( 12 – 8 тысячелетия до н. э.) –

Общая характеристика Искусство мезолита ( 12 – 8 тысячелетия до н. э.)
это первобытное искусство среднекаменного века.
К этому периоду относят петроглифы: графически выполненные (способом выдалбливания каменной основы и её последующего заполнения краской) изображения целостных композиций на тему жизни первобытного человека. Это сцены охоты и собирательства, сцены рыбной ловли. Такие изображения появляются на каменных скалах в Испании и в Северной Африке.
То есть возникает композиция в первобытном искусстве. При этом отдельные изображения животных в таких сценах утрачивают «качество», становятся более условными, а изображения людей очень схематичны.

Слайд 18

Здесь и на двух нижерасположенных слайдах: изображение бизона эпохи палеолит из Альтамирской

Здесь и на двух нижерасположенных слайдах: изображение бизона эпохи палеолит из Альтамирской
пещеры (слева) и изображения животных, выполненных в технике «петроглиф» эпохи мезолита (справа).
Очевидно, что более раннее изображение эпохи палеолит выполнено более близко к натуре – убедительно, реалистично.

Слайд 21

ИСКУССТВО НЕОЛИТА

ИСКУССТВО НЕОЛИТА

Слайд 22

Общая характеристика

Искусство неолита ( 5 – 3 тысячелетия до н. э.) –

Общая характеристика Искусство неолита ( 5 – 3 тысячелетия до н. э.)
это первобытное искусство новокаменного века.
Возникает керамика как мастерство в изготовлении глиняных сосудов. Их изготавливали вручную из «жгутов» или сворачивали из «пласта», а затем обжигали в примитивной горновой печи. Сосуды декорировали геометрическим орнаментом, который могли наносить двумя способами:
ямчато-гребенчатым штампом (оттиском на сыром глине);
росписью (после обжига).
Элементы геометрического орнамента представляют собой обозначения природных стихий, от которых зависела жизнь первобытного земледельца, скотовода, охотника. Сам же орнамент – «зашифрованное» обращение людей к природным силам, его содержание невозможно однозначно истолковать.

Слайд 23

КЕРАМИКА НЕОЛИТА

КЕРАМИКА НЕОЛИТА

Слайд 24

Орнамент, нанесённый ямчато-гребенчатым штампом

Орнамент, нанесённый ямчато-гребенчатым штампом

Слайд 27

Орнамент, нанесённый в технике росписи

Орнамент, нанесённый в технике росписи

Слайд 30

Верхний ряд иллюстраций: орнамент состоит из повторяющихся элементов, являющихся стилизованными изображениями животных

Верхний ряд иллюстраций: орнамент состоит из повторяющихся элементов, являющихся стилизованными изображениями животных
и людей.
Нижний ряд иллюстраций: геометрический орнамент состоит из спиралей, полос, кругов, квадратов, треугольников и подобных элементов.

Слайд 37

В целом, первобытное искусство развивается в сторону всё большей условности, схематичности –

В целом, первобытное искусство развивается в сторону всё большей условности, схематичности –
от изображения к схеме.
Для сравнения: слева женская статуэтка эпохи палеолит («палеолитическая Венера»), справа – статуэтка из Триполья эпохи неолит.
На двух нижерасположенных слайдах: петроглифы эпохи неолит.

Слайд 40

Зачатки культовой архитектуры – ещё одна новелла эпохи неолита

Мегали́ты (от греч. большой, камень) — сооружения из

Зачатки культовой архитектуры – ещё одна новелла эпохи неолита Мегали́ты (от греч.
огромных каменных глыб, характерные в основном для позднего неолита (IV—III тыс. до н. э.) в Европе.
Виды мегалитов:
1. Менгиры
2. Дольмены 2. 3.
3. Кромлехи 1.

Слайд 45

Стоунхэндж в Англии. Остатки первобытного комплекса.

Стоунхэндж в Англии. Остатки первобытного комплекса.
Имя файла: Первобытное-искусство.pptx
Количество просмотров: 41
Количество скачиваний: 0