Содержание
- 2. Цели и задачи Цели занятия - содействие формированию у обучающихся эмпатии, толерантности; общероссийской гражданской идентичности; патриотизма;
- 3. Индуктор 1 этап технологии посвящен актуализации личностного опыта обучающихся по теме «Праведники народов мира». Учитель спрашивает
- 4. Прозрение 2 этап заключается в поисках путей изучения нового знания и «ключей» данной темы. «Ключами» темы
- 5. Прорыв и Сотворение Происходит подбор нового информационного материала по теме и создание на этой основе нового
- 6. Прорыв и Сотворение 2 группа обучающихся выявляет особенности спасения большого количества людей одной семьей. Обсуждается проблема,
- 7. Прорыв и Сотворение 3 группа обучающихся исследует вопрос о Праведниках – семье Чикаловых, крестьянах станицы Петропавловской
- 8. Прорыв и Сотворение 4 и 5 группы обучающихся занимаются изучением роли женщин и подростков в спасении
- 9. Образ Происходит образная интерпретация содержания занятия. 1 группа создает рисунок, где изображен поход под руководством Н.
- 10. Результат Обучающиеся анализируют свою познавательную деятельность на занятии, создают индивидуальный продукт деятельности в мастерской. Они пишут
- 11. Заключение В заключение обучающиеся делают вывод о том, что поступки Праведников были «вечными неугасимыми звездами разума,
- 13. Скачать презентацию
Слайд 2Цели и задачи
Цели занятия - содействие формированию у обучающихся эмпатии, толерантности; общероссийской
Цели и задачи
Цели занятия - содействие формированию у обучающихся эмпатии, толерантности; общероссийской
Задачи занятия: формировать понимание ценности человеческой жизни, свободы, достоинства людей; формировать опыт гуманных, уважительных отношений с окружающими, негативное отношение к жестокости, нарушениям прав человека, экстремизму; мотивировать обучающихся к поведению на основе принятия ими моральных и правовых регуляторов жизни общества и государства; научить осознавать важность извлечения уроков из истории для проектирования своей жизни и будущего своей страны
Слайд 3Индуктор
1 этап технологии посвящен актуализации личностного опыта обучающихся по теме «Праведники народов
Индуктор
1 этап технологии посвящен актуализации личностного опыта обучающихся по теме «Праведники народов
Обучающиеся отвечают, что для них «Праведник» - это человек «праведный», тот, кто живет по заповедям, предписаниям религии; тот, кто во всем руководствуется справедливостью, честностью, не нарушает правил нравственности.
Ученикам предлагается обсудить отрывок из письма Главного раввина Израиля Меира Лау в Институт Яд Вашем (Иерусалим, Израиль): «В январе 1945 г. мой брат Нафтали и я прибыли в концлагерь Бухенвальд в Германии… Я был переведен в блок № 8 вблизи от лагерных ворот… В блоке № 8 был также и один русский. Все знали его как Федора. Ему тогда было где-то 18-20 лет… Федор знал, что я еврей… Несмотря на это, он настолько расположился ко мне, что это его поведение вышло за рамки того, на что я мог бы надеяться в данных конкретных условиях. Например, он часто крал картофель и почти каждый день тайно разводил огонь между камнями, для того чтобы приготовить мне картофельный суп».
Учитель предлагает обучающимся осмыслить свои ассоциации и продолжить этот отрывок по своему усмотрению, дополнив образ «Праведника».
Слайд 4Прозрение
2 этап заключается в поисках путей изучения нового знания и «ключей» данной
Прозрение
2 этап заключается в поисках путей изучения нового знания и «ключей» данной
Учитель обсуждает с обучающимися, почему именно эти критерии были выбраны для присуждения звания Праведника.
В результате данного этапа ученики определяют пути изучения темы, которые связаны с характеристикой профессионального, социального, полового и возрастного состава Праведников: 1) партизаны; 2) интеллигенция; 3) крестьяне; 4) женщины; 5) подростки.
Слайд 5Прорыв и Сотворение
Происходит подбор нового информационного материала по теме и создание на
Прорыв и Сотворение
Происходит подбор нового информационного материала по теме и создание на
1 группа обучающихся находит по заданию учителя детали биографии Николая Киселева, спасшего 218 евреев, живших в селе Долгиново в Белоруссии. В основном это были старики, женщины и дети: те, кто успел уйти в лес или спрятаться от нацистов. Партизанский отряд «Мститель» получил приказ вывести евреев через линию фронта. Выполнить приказ вызвался политрук Н. Киселев. После более чем 1500-километрового перехода по оккупированной территории Киселев вывел евреев за линию фронта. Эта деятельность сопровождается работой с интерактивной картой.
Обучающиеся обсуждают фрагмент документа: «Самой маленькой в группе была девочка Берта, которая часто плакала. По мере приближения к линии фронта это становилось все более опасным. Во время одного из таких опасных моментов родители Берты пришли в такое состояние, что в отчаянии решили утопить девочку, чтобы спасти всю группу. Тогда Николай Киселев взял ребенка на руки, успокоил и нес до конца похода на руках. Берта выжила». По заданию учителя обсуждается вопрос: «Почему потомки спасенных сравнивают Киселева с Моисеем, выведшим еврейский народ из египетского плена?».
В качестве визуального сопровождения демонстрируется фрагмент документального фильма Ю. Малюгина «Список Киселева».
Слайд 6Прорыв и Сотворение
2 группа обучающихся выявляет особенности спасения большого количества людей одной
Прорыв и Сотворение
2 группа обучающихся выявляет особенности спасения большого количества людей одной
В дискуссии выясняется, что спасение такого числа незнакомых людей одной семьей не имеет аналогов на территории СССР.
В процессе изучения материала школьники изготавливают «печати» «по рецепту» М. П. Зирченко (сына П. С. Зирченко). Их он вырезал из сырого картофеля, мазал яйцом или водой.
Обучающимся предлагается задание - выявить другие возможные способы спасения евреев одной семьей на оккупированной территории СССР. К таким способам подростки могут отнести: семья могла выдать еврейского ребенка за своего родственника, помочь бежать к партизанам, устроиться на работу и т. д. В качестве визуального изучения материала данной группе предлагается посмотреть репродукции картин М. П. Зирченко (он стал художником).
Слайд 7Прорыв и Сотворение
3 группа обучающихся исследует вопрос о Праведниках – семье Чикаловых,
Прорыв и Сотворение
3 группа обучающихся исследует вопрос о Праведниках – семье Чикаловых,
Данная группа учеников выявляет также способы помощи людям со стороны местных крестьян: они просили полицейских, чтобы детей оставили в живых; выдавали евреев за представителей других национальностей; брали детей на воспитание в свою семью; прятали евреев; ставили памятники убитым.
В процессе исследования разворачивается дискуссия по проблеме выбора для местного населения: помогать палачам, спасать жертв, молча наблюдать за уничтожением евреев.
В качестве визуального изучения материала данной группе предлагается буклет о памятниках жертвам Холокоста в России и мире «Это надо видеть».
Слайд 8Прорыв и Сотворение
4 и 5 группы обучающихся занимаются изучением роли женщин и
Прорыв и Сотворение
4 и 5 группы обучающихся занимаются изучением роли женщин и
В группах зачитываются отрывки из «Черной книги» (сборник документальных очерков и свидетельств очевидцев о преступлениях против евреев на территории СССР и Польши в годы Холокоста, составленный советскими журналистами под руководством Ильи Эренбурга и Василия Гроссмана), «Дневника Анны Франк», документального романа «Бабий Яр» писателя Анатолия Кузнецова, романа «Жизнь и судьба» В. Гроссмана.
Ученики слушают музыкальный фрагмент: первая часть симфонии № 13 «Бабий Яр» (стихи Е. А. Евтушенко, музыка Д. Д. Шостаковича). В качестве визуального ряда демонстрируется фрагмент фильма режиссера Р. Полански «Пианист».
Школьники обсуждают, сколько еще жертв могло бы спастись от нацистов на оккупированной территории СССР, если бы местное население активно помогало евреям.
Слайд 9Образ
Происходит образная интерпретация содержания занятия.
1 группа создает рисунок, где изображен поход
Образ
Происходит образная интерпретация содержания занятия.
1 группа создает рисунок, где изображен поход
2 группа выполняет проект «Один день из жизни семьи П. С. Зирченко».
3 группа готовит макет памятника жертвам Холокоста в родном городе (селе, деревне).
4 группа пишет стихотворение «Есть женщины…».
5 группа представляет видеоряд «Подростки - Праведники народов мира».
Слайд 10Результат
Обучающиеся анализируют свою познавательную деятельность на занятии, создают индивидуальный продукт деятельности в
Результат
Обучающиеся анализируют свою познавательную деятельность на занятии, создают индивидуальный продукт деятельности в
Материалами для эссе и дальнейшего обсуждения могут послужить:
фрагменты из книги В. И. Гитлина «Спасший душу одну спас весь мир», Смоленск, 2003;
Книга праведников/сост. И. А. Альтман, А. Е. Гербер, Д. И. Полторак, М., 2005;
фрагменты стихов и песен, посвященных памяти жертв Холокоста;
визуальный ряд из фрагментов фильмов, посвященных памяти жертв Холокоста.
Слайд 11Заключение
В заключение обучающиеся делают вывод о том, что поступки Праведников были «вечными
Заключение
В заключение обучающиеся делают вывод о том, что поступки Праведников были «вечными
На занятии внеурочной деятельности в Х кл. по технологии «педагогическая мастерская» в ходе изучения темы «Праведники народов мира» было выявлено, что Холокост – это величайшее преступление против человечества.