Презентация на тему Культура России 19 век

Содержание

Слайд 2

Вступление

Начало XIX века – время культурного и духовного подъёма в России
Первую треть

Вступление Начало XIX века – время культурного и духовного подъёма в России
XIX века называют «золотым веком» русской культуры
Огромное влияние на культуру России того времени оказали два важнейших события – Отечественная война 1812 года и восстание декабристов 1825 года
Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие культуры

Слайд 3

Начало развития культуры

Первый год нового XIX столетия ознаменовался для России рядом событий,

Начало развития культуры Первый год нового XIX столетия ознаменовался для России рядом
резко изменивших направление ее внутренней и внешней политики. На престол России взошёл молодой монарх Александр I.

Слайд 4

Образование и Наука

Создавалась стройная и последовательная система административного управления всеми учебными заведениями. Народное

Образование и Наука Создавалась стройная и последовательная система административного управления всеми учебными
образование в России делилось на четыре ступени: 1) приходские училища, 2) уездные училища, 3) гимназии, 4) университеты.

Слайд 6

Наука

Развитие производительных сил, особенно начавшийся переход мануфактуры в фабрику, становление капиталистического уклада

Наука Развитие производительных сил, особенно начавшийся переход мануфактуры в фабрику, становление капиталистического
в экономике оказывали благоприятное влияние на научную жизнь страны, активизировали русскую научную и техническую мысль, способствовали началу сближения науки с производством.

Слайд 8

Проект А. Д. Захарова

Выражена идея величия России как морской державы

Проект А. Д. Захарова Выражена идея величия России как морской державы Это
Это центральная часть здания, общая его протяженность более 400 метров.

Адмиралтейство

Слайд 9

Адмиралтейство

Адмиралтейство

Слайд 10

Казанский собор

Проект: А.Н. Воронихин

Казанский собор Проект: А.Н. Воронихин

Слайд 11

Казанский собор

Проект: А.Н. Воронихин

По мнению Павла I собор должен был напоминать

Казанский собор Проект: А.Н. Воронихин По мнению Павла I собор должен был
собор Святого Петра в Риме. Длина собора 111 метров. В нем хранится икона Казанской Божьей Матери. В 1813 году здесь захоронен М.И. Кутузов.

Слайд 12

Исаакиевский собор

Архитектор: Огюст Монферран

Самое большое здание, возведённое в России в первой половине

Исаакиевский собор Архитектор: Огюст Монферран Самое большое здание, возведённое в России в
XIX веке – внутри собора одновременно могут находится 13 тыс. человек.

Слайд 13

Триумфальная
Арка

Михайловский дворец Русский музей

Триумфальная Арка Михайловский дворец Русский музей

Слайд 14

Александринский театр

Александринский театр

Слайд 15

Московский классицизм

Основные черты:
Характерен отдельными зданиями, а не ансамблями
Строгая экономия художественных средств
«Благородная простота

Московский классицизм Основные черты: Характерен отдельными зданиями, а не ансамблями Строгая экономия
и сдержанность»

Слайд 16

Храм Христа Спасителя

Архитектор: К.А. Тон

Храм Христа Спасителя Архитектор: К.А. Тон

Слайд 17

Большой Кремлёвский Дворец

Архитектор: К.А. Тон

Большой Кремлёвский Дворец Архитектор: К.А. Тон

Слайд 18

Провинциальный классицизм

Провинциальный классицизм в целом ближе к Московскому

Никольский Казачий Собор (Омск)
В.П. Стасов

«Белый

Провинциальный классицизм Провинциальный классицизм в целом ближе к Московскому Никольский Казачий Собор
дом» (Иркутск)
Купцы Сибиряковы

Слайд 19

Живопись

Основные черты:
Характерен романтизм и реализм
Требование Академии художеств строго следовать канонам классицизма

Живопись Основные черты: Характерен романтизм и реализм Требование Академии художеств строго следовать канонам классицизма

Слайд 20

В 19 веке

В области живописи получают свое развитие те живописные формы и

В 19 веке В области живописи получают свое развитие те живописные формы
жанры, которые приближают зрителя к человеку, к его внутреннему, духовному миру, к его частной жизни. Наиболее ярко эти тенденции проявляются в портрете, передающем характер человека. Типичная для предшествующего столетия форма парадного портрета постепенно деградирует.
В пейзаже усиливаются элементы лирические, связывающие природу с жизнью человека; зарождается бытовой жанр как самостоятельный вид живописи.

Слайд 21

Портрет А.С. Пушкина

Кипренский Орест Адамович

«Ты мне льстишь, Орест!»
А. Пушкин

Портрет А.С. Пушкина Кипренский Орест Адамович «Ты мне льстишь, Орест!» А. Пушкин

Слайд 22

Тропинин В.А.

«Кружевница»

«Пряха»

Тропинин В.А. «Кружевница» «Пряха»

Слайд 23

«Последний день Помпеи»

Брюллов К.П.

«Это не картина, это целая поэма»
Вальтер Скотт

«Последний день Помпеи» Брюллов К.П. «Это не картина, это целая поэма» Вальтер Скотт

Слайд 24

«Девушка с косой и граблями»

Венецианов А.Г.

«… И крестьянки
чувствовать умеют.»
Н.М. Карамзин

«Девушка с косой и граблями» Венецианов А.Г. «… И крестьянки чувствовать умеют.» Н.М. Карамзин

Слайд 25

ВАСИЛЬЕВ Фёдор - Мокрый луг

ВАСИЛЬЕВ Фёдор - Мокрый луг

Слайд 26

Театр

Виды театров:
Крепостные
Государственные
Частные

Театр Виды театров: Крепостные Государственные Частные

Слайд 27

Театр

Большой театр – оперные
и балетные спектакли

Малый театр – драматические
произведения

Театр Большой театр – оперные и балетные спектакли Малый театр – драматические произведения

Слайд 28

Александринский театр

В Александринском театре была премьера гоголевского «Ревизора»

Александринский театр В Александринском театре была премьера гоголевского «Ревизора»

Слайд 29

Музыка

Развитие национальной музыкальной школы
Появление русского романса
Создание патриотических произведений
Реализм и народность
Музыкальный фольклор

Музыка Развитие национальной музыкальной школы Появление русского романса Создание патриотических произведений Реализм и народность Музыкальный фольклор

Слайд 30

М.И. Глинка

Самые известные
оперы:
«Жизнь за царя»
«Руслан и Людмила»
Опера Глинки – прекрасный
пример воплощения той

М.И. Глинка Самые известные оперы: «Жизнь за царя» «Руслан и Людмила» Опера
гармонии
равнодействующих сил,
которая фиксируется в сознании
музыкантов как «руслановское»
начало, т.е. романтическое
начало.

Слайд 31

Балет

Тесная связь с отечественной литературой
Сентиментальные мелодрамы и романтическое направление
«Руслан и Людмила»,
«Бахчисарайский фонтан»,
«Кавказский

Балет Тесная связь с отечественной литературой Сентиментальные мелодрамы и романтическое направление «Руслан
пленник».

Слайд 32

Римский-Корсаков

«Майская ночь»
«Снегурочка»
«Садко»
Музыка Римского
Корсакова возвышает
человеческое в
человеке, приносит
пользу обществу.

Римский-Корсаков «Майская ночь» «Снегурочка» «Садко» Музыка Римского Корсакова возвышает человеческое в человеке, приносит пользу обществу.

Слайд 33

П.И. Чайковский

Пятая, шестая симфонии
Оперы:
«Евгений Онегин»
«Пиковая дама»
Балеты:
«Лебединое озеро»,
«Спящая красавица»,
«Щелкунчик»
Он утвердил новую,
музыкальную
реалистическую драму, конфликт
которой

П.И. Чайковский Пятая, шестая симфонии Оперы: «Евгений Онегин» «Пиковая дама» Балеты: «Лебединое
определился в
столкновении идеалов с
действительностью, поэтической
мечты с мещанским бытом,
красоты и поэзии с грубой
будничной прозой жизни 70-х
годов прошлого столетия

Слайд 34

Литература

Первая половина XIX века – «золотой век русской литературы»
Для художественной культуры первой

Литература Первая половина XIX века – «золотой век русской литературы» Для художественной
половины XIX в. были характерны быстрая смена идейно – художественных направлений
Одновременное сосуществование разных художественных стилей
Усиливается внимание к человеку, его внутреннему миру
Основное направление в художественной культуре первых десятилетий XIX в. - романтизм

Слайд 35

В.Г. Белинский

В.А. Жуковский

В.Г. Белинский В.А. Жуковский

Слайд 36

К.Ф. Рылеев

Н.М. Карамзин

К.Ф. Рылеев Н.М. Карамзин

Слайд 37

А.С. Пушкин

Его творчество –
закономерный итог
в художественном
осмыслении
жизненных проблем,
стоявших

А.С. Пушкин Его творчество – закономерный итог в художественном осмыслении жизненных проблем,
перед
Россией
со времени Петра I
до декабристов

Слайд 38

М.Ю. Лермонтов

Неприятие поэтом окружающей
действительности приобретало
ярко выраженный социальный
характер
В творчестве поэта
переплетались

М.Ю. Лермонтов Неприятие поэтом окружающей действительности приобретало ярко выраженный социальный характер В
личные,
гражданские, философские
мотивы

Слайд 39

Н.В. Гоголь

В.Г. Белинский
оценил
«Мёртвые души»
так: «..творение
чисто русское,
национальное
выхваченное

Н.В. Гоголь В.Г. Белинский оценил «Мёртвые души» так: «..творение чисто русское, национальное
из тайников
народной
жизни…».

Слайд 40

И.А. Гончаров

И.С. Тургенев

Знаменитые писатели первой половины XIX века

И.А. Гончаров И.С. Тургенев Знаменитые писатели первой половины XIX века

Слайд 41

Знаменитые писатели первой половины XIX века

А.Н. Островский

Ф.М. Достоевский

Знаменитые писатели первой половины XIX века А.Н. Островский Ф.М. Достоевский

Слайд 42

Заключение

Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине XIX в. позволил назвать это

Заключение Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине XIX в. позволил назвать
время ее "золотым веком". Эта половина века дала России и миру Пушкина и Лермонтова, Грибоедова и Гоголя, Белинского и Герцена, Глинку и Даргомыжского, Брюллова, Иванова и Федотова и, наконец, совместное творение целой плеяды замечательных зодчих - старый Петербург. В мировой фонд навечно вошли творения многих русских художников, писателей, музыкантов, архитекторов.
Развитие русской культуры первой половины девятнадцатого века в конечном счёте определялось экономическими и социально -политическими процессам, происходившими в жизни страны. Кроме того, в середине девятнадцатого века всё более осознавалось растущее мировое значение русской культуры. Завершился процесс формирования национальной культуры.