Слайд 2Революционное движение в России возникло в 40—50-е гг. XIX в. Оно зародилось
не только в центре России, но и в ряде национальных районов.
Одной из наиболее известных революционных организаций стало Кирилло-Мефодиевское общество на Украине (1846—1847), которое выступало за отмену крепостного права и сословных привилегий. Главной своей целью участники общества считали создание федерации славянских республик русских, украинцев, белорусов, поляков, чехов, сербов, хорватов, болгар.
Слайд 3По вопросу о методах борьбы за осуществление своих идеалов члены общества разделились
на два лагеря — сторонников умеренных мер (их возглавлял Костомаров) и приверженцев решительных действий (во главе с Шевченко).
Шло оформление и идеологии русского революционного движения. Оно было связано в первую очередь с деятельностью А. И. Герцена и Н. П. Огарева.
Слайд 4Александр Иванович Герцен
Герцен считал себя духовным наследником декабристов. Вместе со
своим другом Н. П. Огаревым в 1827 г. он дал клятву «отомстить за казненных». В 1834 г. Герцен был арестован и выслан в Пермь за публичное исполнение «пасквильных песен». В последующие годы он состоял на государственной службе и занимался научной и писательской деятельностью.
Слайд 5В 1852 г. Герцен поселился в Лондоне и в 1853 г. на
деньги, полученные в наследство от отца, основал там Вольную русскую типографию, издававшую альманах «Полярная звезда», газету «Колокол», сборник «Голоса из России» и др. Они широко распространялись в России.
Слайд 6В 50-е гг. Герцен разработал основные положения теории «общинного» (русского) социализма. Согласно
учению Герцена, социализм в России возникнет непременно и главной его «ячейкой» станет крестьянская поземельная община. Крестьянское общинное землевладение, крестьянская идея равного права всех людей на землю, общинное самоуправление и природный коллективизм русского крестьянина должны были стать основой построения социалистического общества. Главными условиями для этого Герцен считал освобождение крестьян и ликвидацию самодержавного политического строя.
Слайд 7Виссарион Григорьевич Белинский
Белинский – крупный теоретик революционного направления. На словесном отделении философского
факультета Московского университета вокруг него сложился кружок «Литературное общество 11-го нумера». Белинский вскоре был исключен из университета. С 1834 г. вел литературно- критический отдел в журналах «Телескоп» и «Молва». В 1834 г. в «Молве» была напечатана его статья «Литературные мечтания». В ней автор резко критиковал идеи С. С. Уварова.
Слайд 8В начале 40-х гг. под влиянием Герцена Белинский стал приверженцем революционных социалистических
преобразований. Наиболее отчетливо идеи Белинского были изложены в его «Письме к Н. В. Гоголю» (1847). В этом письме резко критиковалось самодержавие и крепостничество. Белинский главные задачи общественного движения видел в «уничтожении крепостного права, отменении телесного наказания…». Письмо Белинского к Гоголю в сотнях списков расходилось по России и стало основой для формирования мировоззрения значительной части образованной молодежи.
Слайд 9В 40-е гг. были созданы первые революционные организации социалистов. Еженедельно на «пятницы»
Петрашевского собирались литераторы, учителя, чиновники, разделявшие революционно-демократические идеи.
В 1849 г. кружок был разгромлен, а 39 петрашевцев арестовано. 21 человек был приговорен к смертной казни, замененной каторгой и ссылкой.
Главными особенностями революционной идеологии этого периода стали:
— утрата надежды на реформирование России «сверху» в результате сотрудничества верховной власти и общества;
— обоснование правомерности и необходимости революционного насилия в целях осуществления перемен в обществе;
Революционное движение 40—50-х гг. стало важной причиной, подталкивавшей власти к реформированию общества.
Слайд 10Петр Яковлевич Чаадаев
Чаадаев – мыслитель и публицист. Участник Отечественной войны 1812 г.
и Северного общества декабристов. В своих «Философических письмах» Чаадаев говорил об «отлученности» России от всемирной истории, о «духовном застое» в России и «национальном самодовольстве», которые препятствуют ее историческому развитию. За публикацию первого из своих писем в журнале «Телескоп» он был объявлен сумасшедшим, а сам журнал был закрыт. Отвечая на эти обвинения в «Апологии сумасшедшего», Чаадаев выразил веру в историческую будущность обновленной России, включенной в западный христианский мир.