Романский стиль и готика

Содержание

Слайд 2

Романский стиль

Средневековая архитектура в своем развитии прошла два последовательных этапа: ранний -

Романский стиль Средневековая архитектура в своем развитии прошла два последовательных этапа: ранний
период романского стиля (VI-XII вв.) и поздний - период готического стиля (XII-XV вв.).
Романский стиль (от лат. romanus — римский) — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в XI—XII веках (в ряде мест — и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре.

Бамбергский собор

Слайд 3

Главная роль в романском стиле отводилась суровой крепостной архитектуре: монастырским комплексам, церквям,

Главная роль в романском стиле отводилась суровой крепостной архитектуре: монастырским комплексам, церквям,
замкам.


Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость, располагающиеся на возвышенных местах, господствующие над местностью.

Аббатство Мария Лаах, Германия

Слайд 4

Термин «романский стиль» ввёл в начале XIX века Арсисс де Комон, установивший связь

Термин «романский стиль» ввёл в начале XIX века Арсисс де Комон, установивший
архитектуры XI—XII веков с древнеримской архитектурой (в частности, использование полуциркульных арок, сводов). В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Однако он вошёл во всеобщее употребление. Основной вид искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы).

Слайд 5

Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда

Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки
гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным.

Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углублёнными порталами. Такие стены несли в себе оборонительное назначение.
Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.

Вормский собор Святого Петра, Германия

Слайд 6

Особенности архитектуры романского собора

В основе плана — раннехристианская базилика, то есть продольная организация пространства
Увеличение хора или

Особенности архитектуры романского собора В основе плана — раннехристианская базилика, то есть
восточной алтарной части храма
Увеличение высоты храма
Замена в крупнейших соборах кессонного (кассетного) потолка каменными сводами. Своды были нескольких видов: коробовые, крестовые, часто цилиндрические, плоские по балкам (характерно для итальянской Романской архитектуры).
Тяжёлые своды требовали мощных стен и колонн.
Основной мотив интерьера — полуциркульные арки
Рациональная простота конструкции, сложенной из отдельных квадратных ячеек — травей.

Слайд 7

Либмургский собор, Германия

Либмургский собор, Германия

Слайд 8

Интерьер романской церкви (Мария-Лаах)

Интерьер романского храма был мрачным, в нем господствовали простые

Интерьер романской церкви (Мария-Лаах) Интерьер романского храма был мрачным, в нем господствовали
строгие ритмы: гладкие плоскости стен, однообразные ряды столбов и полукруглых арок, подпирающих свод. Внутреннее пространство храма и его внешний облик точно соответствовали друг другу. Как снаружи, так и внутри — ясность членений массивных форм, суровая непроницаемость толстых стен, те же строгие соотношения вертикалей и горизонталей, то же нарастание ввысь каменной громады с ее выступами и полуциркульными арками.

Слайд 9

Капелла кающихся грешников, Больё-сюр-Дордонь.

Капелла кающихся грешников, Больё-сюр-Дордонь.

Слайд 10

Церковь Нотр-Дам-ля-Гранд, Франция

Церковь Нотр-Дам-ля-Гранд, Франция

Слайд 11

Пизанский собор, Италия

Пизанский собор, Италия

Слайд 12

Уинчестерский собор, Англия

Уинчестерский собор, Англия

Слайд 13

Готика

Готическая архитектура ­– период развития европейской архитектуры с конца XII по начало

Готика Готическая архитектура ­– период развития европейской архитектуры с конца XII по
XVI века. Готическая архитектура сменила архитектуру романской эпохи и в свою очередь уступила место архитектуре периода Возрождения.
Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный».

Фасад Реймсского собора

Слайд 14

Собор Парижской Богоматери

Слово происходит от итал. gotico — непривычный, варварский — и сначала использовалось в качестве

Собор Парижской Богоматери Слово происходит от итал. gotico — непривычный, варварский —
бранного. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения искусство Средневековья считалось «варварским». Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению.

Слайд 15

Готический стиль, в основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался

Готический стиль, в основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался
на основе романской, точнее говоря - бургундской архитектуры. В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

Слайд 16

Шартрский собор, Франция

Шартрский собор, Франция

Слайд 17

Стрельчатые арки, которые по мере развития готической архитектуры становятся все более вытянутыми,

Стрельчатые арки, которые по мере развития готической архитектуры становятся все более вытянутыми,
заостренными, выражали главную идею готической архитектуры — идею устремленности храма ввысь.

Слайд 18

Ка' д'Оро, Венеция

Ка' д'Оро, Венеция

Слайд 19

Миланский собор

Миланский собор

Слайд 20

Сиенский собор, Италия

Сиенский собор, Италия

Слайд 21

Санта-Мария-дель-Мар, Испания

Санта-Мария-дель-Мар, Испания
Имя файла: Романский-стиль-и-готика.pptx
Количество просмотров: 48
Количество скачиваний: 0