Русская духовная музыка

Содержание

Слайд 2

Духовная музыка - это музыка, связанная с текстами религиозного содержания и предназначенная

Духовная музыка - это музыка, связанная с текстами религиозного содержания и предназначенная
для исполнения во время богослужения и в быту.
Духовная музыка – одна из важнейших частей церковной службы, где соединяясь со словом Божьим выступает носителем духовности.

Слайд 3


В русской духовной музыке первостепенное значение придается не слову и интонации,

В русской духовной музыке первостепенное значение придается не слову и интонации, а
а тому внутреннему содержанию, которое скрыто за ними

Слайд 4

На Руси духовная (церковная) музыка получила распространение вместе с принятием христианства в

На Руси духовная (церковная) музыка получила распространение вместе с принятием христианства в
конце Х века, в ее основе лежала византийская музыкальная культура.

Слайд 5

Церковное пение в древности было одноголосным, унисонным, мужским.

В. Маковский Певчие на клиросе

Церковное пение в древности было одноголосным, унисонным, мужским. В. Маковский Певчие на клиросе

Слайд 6

Отличительная черта русской православной музыки - пение без сопровождения (a capella)

Отличительная черта русской православной музыки - пение без сопровождения (a capella)

Слайд 7

Знаменный распев - основной вид древнерусского церковного пения. Напевы записывались особыми знаками

Знаменный распев - основной вид древнерусского церковного пения. Напевы записывались особыми знаками - знаменами, или крюками.
- знаменами, или крюками.


Слайд 8

Крюковая нотная запись

Крюковая нотная запись

Слайд 9

Существовал определенный порядок чередования песнопений в течение годовых церковных служб. Он определялся

Существовал определенный порядок чередования песнопений в течение годовых церковных служб. Он определялся
системой осьмогласия. (восьмигласия).  

 Система возникла на основе христианского календаря. От переходящей даты Пасхи начиналось чередование песнопений. Основой счета было число восемь. Каждой неделе были приписаны свои песнопения.

Слайд 10

Очень важным в истории русского богослужебного искусства был XV век, когда из

Очень важным в истории русского богослужебного искусства был XV век, когда из
Киева в Москву пришло многоголосное партесное пение, вытеснившее одноголосное сопровождение молитв.

Свое название новый вид храмового пения получил от латинского слова partes – партия.
Основу партесного пения составляло четырехголосие.

Слайд 11


В XV – XVI вв., знаменный распев становится всё более протяжным,

В XV – XVI вв., знаменный распев становится всё более протяжным, развитым,
развитым, украшенным, сближается с лирической народной песней.

XVII в. был веком перемен в русской духовной музыке. Вначале появляется немало авторских и местных распевов (Киевский, Смоленский, Кирилловский и др.). Во второй половине XVII в. русские музыканты знакомятся с музыкальной культурой Западной Европы.
На Руси этого времени происходит «диалог двух культур» - «старой», связанной с одноголосным сдержанно-суровым знаменным пением, по образному строю близким к строгим ликам древних икон, и «новым» - многоголосным партесным пением, отличающимся энергией, красочностью, богатством, полнокровностью звучания, ощущением движения, света, огромного пространства.

Слайд 12

Жанры православной церковной музыки привлекали многих русских композиторов. Часто музыканты свободно обращались

Жанры православной церковной музыки привлекали многих русских композиторов. Часто музыканты свободно обращались
с каноническим текстом, привнося в эти произведения свое видение, черты своего собственного музыкального стиля

Слайд 13

Если представить историю музыки как ряд великих имён, то среди них трудно

Если представить историю музыки как ряд великих имён, то среди них трудно
назвать композитора, творчество которого не включало бы духовно-музыкальных сочинений, то есть тех, что основаны на образах и текстах Священного Писания.
М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, П.Г. Чесноков , А. Л. Ведель, П.И. Чайковский, Н.А.Римский-Корсаков,
С.В. Рахманинов, А.Д. Кастальский…

Слайд 14

Далеко не все сочинения на церковные тексты предназначены для исполнения в Церкви.

Далеко не все сочинения на церковные тексты предназначены для исполнения в Церкви.

Часть их из-за сложности композиторского замысла доступна лишь профессиональным коллективам.

Хор Московского Сретенского монастыря

Хор братии Валаамского монастыря

Слайд 15

Современная русская духовная музыка
не допускает стирания граней между
добром и злом,

Современная русская духовная музыка не допускает стирания граней между добром и злом,
истиной и ложью,
добродетелью и преступлением,
верностью и предательством.
Противостоит попыткам навязать обществу фальшивые ценности поддерживает животворящие начала любви к человеку идеалы веры, чести и совести добротолюбия и милосердия, сострадания, солидарности и взаимопомощи
Имя файла: Русская-духовная-музыка.pptx
Количество просмотров: 33
Количество скачиваний: 0