Русский самобытный стиль XVI-XVII века

Содержание

Слайд 2

временной период, важные события в истории и искусстве

Cобытия конца XVI. начала XVII

временной период, важные события в истории и искусстве Cобытия конца XVI. начала
в. вошли в историю как Смутное время. Это эпоха кризиса государственности в России, которая сопровождалась борьбой боярских группировок за власть, народными восстаниями, мятежами, правлениями самозванцев, иностранной интервенцией, упадком экономики страны.
XVI век-век публицистики Продолжалось формирование русской народности. Происходило объединение местных культур. Начался период расцвета культуры и искусства.

Слайд 3

2. Мода

Старинная русская одежда, как и у царей, так и у

2. Мода Старинная русская одежда, как и у царей, так и у
крестьян имеют большое сходство, но все же различие было в качестве украшений и богатстве материи.
Со значительным расширением ассортимента одежды знати, его социальным расслоением появляются виды одежды с декоративными нефункциональными деталями (откидные рукава, каркасные воротники), которые носила только феодальная знать.

Слайд 4

2.1 Виды тканей и материал

Хлопок (привозной, называлась бумажной)
Лён (считался основным материалом), Полотно

2.1 Виды тканей и материал Хлопок (привозной, называлась бумажной) Лён (считался основным
(гладкая льняная ткань особого переплетения)
Дерюга (грубая ткань)
Холст (льняная ткан), Крашенина (крашеный и лощёный холст), Посконь (домотканый холст из волокон конопли)
Шёлк (привозная ткань), Камка (старинная тонкая шёлковая ткань с блестящим узором на матовом фоне), Атлас (гладкая блестящая шёлковая ткань), Тарфа (гладкая и глянцевая шёлковая ткань), Парча (плотная узорчатая шёлковая ткань, вытканная золотыми, серебряными нитями), Бархат (плотная шёлковая ткань с мягким гладким и густым ворсом)
Шерсть, Сермяга (грубая некрашеная ткань), Сукно (шерстяная или полушерстяная ткань с гладким ворсом), Войлок (плотный толстый материал из валяной шерсти).
Кожа, Опоек (из шкуры молодого теленка),Юфть (из шкуры рослого быка или коровы), Сафьян (мягкая козья или овечья кожа, выкрашенная в яркий цвет. Носили богатые), Мех, Рогожа (грубая упаковочная редкого переплетения ткань из мочала)

Слайд 5

2.2 Нательное белье

Нательным (исподним) бельем были рубаха и порты у мужчин

2.2 Нательное белье Нательным (исподним) бельем были рубаха и порты у мужчин
и рубаха прямая, собранная по горловине, с узким длинным рукавом, у женщин. Рубахи у простонародья были холщовые, у знатных и богатых – шелковые.
Штаны (порты) шились без разрезов, с узлом, так что посредством его можно было делать их шире и уже. После татарского нашествия появились названия «штаны» и «шаровары». У бедных: из холста (летом) и из сермяги для зимы. У богатых: из тафты и объяли (летом) и сукна (для зимы). Делали их без украшений и их карманы назвались цепью.

Слайд 6

2.3 Домашняя одежда

На рубаху и штаны надевались три одежды, одна на другую.

2.3 Домашняя одежда На рубаху и штаны надевались три одежды, одна на
Исподняя была домашняя, в которой сидели дома; если же нужно было идти в гости или принимать гостей, то надевалась на нее средняя; третья была накидная для выхода.
к домашней одежде относят: зипун у мужчин, сарафан у женщин (Наряду с сарафанами в женском костюме Московской Руси продолжали носить старинные запону, нагрудник, поневу, передник)
Зипун (исподняя одежда) Зипун – узкое платье, короткое, иногда достигавшее до колен, редко до икр. У людей простых и небогатых зипуны делались из крашенины, у людей состоятельных – из легкой шелковой материи, например тафты, часто с белыми пуговицами.

Слайд 7

2.4 одежда для приема гостей

На зипун надевали одежду среднюю. В ней

2.4 одежда для приема гостей На зипун надевали одежду среднюю. В ней
ходили в гости или принимали гостей. К ним относятся: кафтан, чука, ферязь, армяк, тегиляй, терлик.

Слайд 8

2.5 Верхняя (накидная, распашная) одежда

У мужчин к ней относятся: корзно, опашень(лето), охабень,

2.5 Верхняя (накидная, распашная) одежда У мужчин к ней относятся: корзно, опашень(лето),
однорядка(осень/весна), ферезея, епанча, шуба. Использовали для выхода.
Верхней накладной одеждой, которую носили в основном состоятельные женщины, был летник, телогрея и шуба

Слайд 9

2.6 Обувь и головные уборы

Обувь простого народа была – лапти из

2.6 Обувь и головные уборы Обувь простого народа была – лапти из
древесной коры. Обувь людей с достатком составляли сапоги, чеботы, башмаки и ичтеги. Все виды делались из телячьей кожи, из коровьего опойка, из конской кожи, из персидского и турецкого сафьяна у богатых.
Так же как в Киевской Руси, головной убор продолжает быть композиционным центром костюма. Чело кичное и венец украшают жемчужные пряди с подвесками — рясы вдоль щек, поднизь — на лоб. Самым нарядным головным убором был кокошник, цельный, украшенный жемчугом, с очень высокой передней частью. Иногда к нему прикрепляли покрывало из дорогой узорной ткани.

Слайд 10

3. макияж, прически

Косметика входит в число обязательных подарков невесте от жениха, и

3. макияж, прически Косметика входит в число обязательных подарков невесте от жениха,
ни одна женщина не вздумала бы выйти из дома ненакрашенной. Среди мужчин появились бритые лица.
Мужские и женские прически на Руси были простыми и однотипными. Самые распространенные мужские стрижки — «под горшок» и «под скобу». На женский облик влияли церковные предписания: после замужества волосы следовало прятать под платки или другие головные уборы. Показывать прическу посторонним мужчинам было недопустимо — это называлось «опростоволоситься» и считалось позором. Незамужним девушкам можно было ходить без уборов: они заплетали волосы в косы и украшали прическу разноцветными лентами.

Слайд 11

4. Интерьер, материалы, цветовые доминанты, орнаменты

Интерьер дома, будь это палаты знатного

4. Интерьер, материалы, цветовые доминанты, орнаменты Интерьер дома, будь это палаты знатного
боярина или простая крестьянская изба, в основе своей был прост и функционален. Центром любого помещения являлась большая русская печь. Вдоль стен располагались широкие лавки, плотно прикрепленные к стене. Простые полки, открытые посудные шкафы, длинный обеденный стол, поставец (стол для приготовления пищи). скамьи (переносные лавки), стольцы (табуреты). Кресла и стулья могли позволить себе только при дворе и в состоятельных домах, но даже там оставались редкостью.

Слайд 12

5. Характерные представители стиля

Иван IV Грозный

Василий Голицын

Ксения Годунова

5. Характерные представители стиля Иван IV Грозный Василий Голицын Ксения Годунова

Слайд 13

6. Знаковые художественные фильмы, в которых данный стиль отражен

“Иван Васильевич меняет профессию”

6. Знаковые художественные фильмы, в которых данный стиль отражен “Иван Васильевич меняет
(1973)
“Борис Годунов” (1954)
Сериал "Годунов" (2018-2019)

Слайд 14

Современные фотосессии в данном историческом стиле

Модель: Лисенок Алиса Лисс
Флорист: Алевтина Бабенко
Фотограф: -

Современные фотосессии в данном историческом стиле Модель: Лисенок Алиса Лисс Флорист: Алевтина
дизайнер костюма: Надежда Шибина