Страны Востока, Африка и Латинской Америки в межвоенный период (1918 - 1939 гг)

Содержание

Слайд 2

Цель занятия:

изучить основные идеи, лидеров, этапы и итоги национально-освободительного движения

Цель занятия: изучить основные идеи, лидеров, этапы и итоги национально-освободительного движения и
и развития регионов в межвоенный период.

Бонус

Слайд 4

Основные тенденции развития

Модернизация

Национально- освободительная борьба

Основные тенденции развития Модернизация Национально- освободительная борьба

Слайд 5

Китай

Китай

Слайд 6

Цы Си 1861 – 1908 гг.

Пу И – последний китайский император

Цы Си 1861 – 1908 гг. Пу И – последний китайский император династии Цин (1908-1912 гг)
династии Цин (1908-1912 гг)

Слайд 7

Синьхайская революция 1911-1912 гг.

Синьхайская революция 1911-1912 гг.

Слайд 11

Китайско-японская война 1937-1945гг.

Китайско-японская война 1937-1945гг.

Слайд 12

Япония

Япония

Слайд 13

Ниппон

Ниппон

Слайд 17

Основные религии Японии

Синтоизм

Дзен- буддизм

Основные религии Японии Синтоизм Дзен- буддизм

Слайд 22

Тэнно (Микадо)

Тэнно (Микадо)

Слайд 23

Аматэрасу

Аматэрасу

Слайд 24

Сёгун

"Победитель варваров"

Сёгун "Победитель варваров"

Слайд 25

Периоды сёгуната в Японии

Камакура (1192 - 1333)

Муромати (1338 - 1573)

Периоды сёгуната в Японии Камакура (1192 - 1333) Муромати (1338 - 1573) Токугава (1603 - 1867)

Токугава (1603 - 1867)

Слайд 26

Революция Мэйдзи-исин 1868

Революция Мэйдзи-исин 1868

Слайд 27

Основные тенденции экономического развития Японии в межвоенный период:

- значительный экономический рост

Основные тенденции экономического развития Японии в межвоенный период: - значительный экономический рост
в послевоенный период; - повышение наукоёмкости производства; - большое влияние семейных монополий и концернов; - зависимость от природных условий;

- нехватка полезных ископаемых и сырья; - постепенная милитаризация экономики.

Слайд 28

Государственный строй Японии

Император (микадо, тэнно)

Совет старейшин (генро)

Тайный совет

Правительство

Государственный строй Японии Император (микадо, тэнно) Совет старейшин (генро) Тайный совет Правительство (кабинет министров) Парламент Тэнноизм
(кабинет министров)

Парламент

Тэнноизм

Слайд 29

Ёсихито (Тайсё) 1912-1926

1912-1923 гг. - Император Ёсихито эра "Тайсё"- "великая справедливость".

Ёсихито (Тайсё) 1912-1926 1912-1923 гг. - Император Ёсихито эра "Тайсё"- "великая справедливость".
1926- 1989 гг. - Император Хирохито эра "Сёва" - "просвещённый мир".

Хирохито (Сёва) 1926-1989

Слайд 30

"Ниппонизм" - идеология японского фашизма

группа "императорского пути"

"группа контроля"

1940 г.

"Ниппонизм" - идеология японского фашизма группа "императорского пути" "группа контроля" 1940 г. - установление фашистского режима
- установление фашистского режима

Слайд 32

Политические партии Японии

Сэйюкай (Общество политических друзей) - консервативная партия, выражающая интересы

Политические партии Японии Сэйюкай (Общество политических друзей) - консервативная партия, выражающая интересы
помещиков, самураев, крупного капитала, концерн "Мицуи".

Кенсекай (Общество конституционного правления) - либерально-консервативная партия, выражала интересы крупной и средней буржуазии, интеллигенции, концерн "Мицубиси".

Коммунистическая партия Японии (образовалась в июле 1922 г.) - выражала интересы пролетариата.

1940 г. - роспуск нефашистских партий, установление милитаристского режима.

Ассоциация помощи трону - монархо-фашистская партия, защищала интересы военных концернов.

Слайд 33

Особенности японского фашизма (милитаризма)

Отсутствие единой массовой партии.

Отсутствие широкой социальной базы.

Особенности японского фашизма (милитаризма) Отсутствие единой массовой партии. Отсутствие широкой социальной базы.

Отсутствие авторитарного вождя - японский фашизм носил монархический характер.

Влияние идей синтоизма и буси-до.

Слайд 34

Внешняя политика Японии

- агрессия против Китая; - союз с фашистской Германией

Внешняя политика Японии - агрессия против Китая; - союз с фашистской Германией
(Антикомин- терновский пакт 1936 г.); - провокации против СССР (30 ые гг); - выход из Лиги Наций.

Слайд 35

Выводы:

- "Догоняющая модель" развития экономики Японии вызвала её милитаризацию и фашизацию.

Выводы: - "Догоняющая модель" развития экономики Японии вызвала её милитаризацию и фашизацию.
- Фашизм в Японии имел свои особенности, обусловленные религией и менталитетом.

Япония стала участницей агрессивного блока, т. к. внутренняя и внешняя политика оказались "заложниками" милитаризма.

Слайд 36

Турция

Турция

Слайд 37

Младотурецкая революция 1906-1908

Младотурецкая революция 1906-1908

Слайд 38

"Восточный вопрос"

"Больной человек Европы"

"Восточный вопрос" "Больной человек Европы"

Слайд 39

Последствия первой мировой войны

Последствия первой мировой войны

Слайд 40

В армии - спасение отечества

В армии - спасение отечества

Слайд 41

Мустафа Кемаль Ататюрк

Основатель турецкого государства, лидер Республиканской народной партии (1881-1938)

Мустафа Кемаль Ататюрк Основатель турецкого государства, лидер Республиканской народной партии (1881-1938)

Слайд 42

Кемалистская революция 1918-1923 гг.

Кемалистская революция 1918-1923 гг.

Слайд 43

Свержение султана, установление конституционной республики

Свержение султана, установление конституционной республики

Слайд 44

Смягчение Севрского договора 1920 г.

Смягчение Севрского договора 1920 г.

Слайд 45

Изгнание оккупантов

Изгнание оккупантов

Слайд 46

Реформы

Многовекторность внешней политики

Реформы Многовекторность внешней политики

Слайд 47

Геноцид армян

Геноцид армян

Слайд 48

народность;
республиканизм;
национализм;
светскость;
этатизм (государственный контроль в экономике);
реформизм

Кемализм

народность; республиканизм; национализм; светскость; этатизм (государственный контроль в экономике); реформизм Кемализм

Слайд 51

Модернизация

Модернизация

Слайд 52

Страны Африки

Страны Африки

Слайд 54

Большинство стран Африки от зависимости освободились только В 1950-1960-ые гг.

Большинство стран Африки от зависимости освободились только В 1950-1960-ые гг.

Слайд 55

Латинская Америка

Латинская Америка

Слайд 57

Основные факторы развития: национально-освободительные войны и революции, доктрина Монро, роль США

Основные факторы развития: национально-освободительные войны и революции, доктрина Монро, роль США

Слайд 61

Индия

Индия

Слайд 62

Индия -

страна контрастов

Индия - страна контрастов

Слайд 63

Какова основная проблема Индии после первой мировой войны?

Какова основная проблема Индии после первой мировой войны?

Слайд 64

Завоевание Индии в XVII – нач. XIX вв. англичанами привело к решительной

Завоевание Индии в XVII – нач. XIX вв. англичанами привело к решительной
ломке ее традиционной культуры и колониальной эксплуатации.

Колониальное владычество Великобритании

Английский офицер Сипаи и индийские рабочие

Слайд 65

Основные направления эксплуатации

- вывоз ценностей;

- рынок сырья и рабочей силы;

Основные направления эксплуатации - вывоз ценностей; - рынок сырья и рабочей силы;

- рынок сбыта;

- войско сипаев;

- природные богатсва и культурные ценности;

- сохранение отсталости и нарушение национально- культурных интересов.

- демографический бум;

Слайд 66

Для миллионов индийцев британское господство означало голод и нищету.

Для миллионов индийцев британское господство означало голод и нищету.

Слайд 67

Фото охоты короля Георга V Хищническое обращение с природой Индии

Фото охоты короля Георга V Хищническое обращение с природой Индии

Слайд 68

Разграбленные богатства Коллекция Британского музея

Разграбленные богатства Коллекция Британского музея

Слайд 69

Англичане не были заинтересованы в быстром росте индийской экономики. Низкие темпы модерни-

Англичане не были заинтересованы в быстром росте индийской экономики. Низкие темпы модерни-
зации, ручной труд и примитивные технологии.

Слайд 70

Чай, хлопок, лён и специи - основные с/х-культуры Индии

Чай, хлопок, лён и специи - основные с/х-культуры Индии

Слайд 71

Сохранение кастового строя и феодальных пережитков.

Сохранение кастового строя и феодальных пережитков.

Слайд 72

Фото Дели 20-ых гг.

Фото Дели 20-ых гг.

Слайд 73

Сколько продержится режим, построенный на силе?

Сколько продержится режим, построенный на силе?

Слайд 74

Первый революционный подъём (1918-1922) и попытки реформ

Первый революционный подъём (1918-1922) и попытки реформ

Слайд 75

Жестокое подавление сипайского восстания и крестьянских волнений не остановило рост народного антиколониального

Жестокое подавление сипайского восстания и крестьянских волнений не остановило рост народного антиколониального гнева.
гнева.

Слайд 76

Закон об управлении Индией, принятый английским парламентом в 1919 в условиях

Закон об управлении Индией, принятый английским парламентом в 1919 в условиях усиления
усиления национально-освободительного движения, основывался на докладе министра по делам Индии Э. Монтегю и вице-короля Индии Ф. Челмсфорда. Он предоставил дополнительные права индийцам. Реформа на некоторое время удовлетворила умеренные слои общества.

«Реформа Монтегю — Челмсфорда»

Слайд 77

Новый закон предусматривал создание двухпалатного законодательного органа при генерал-губернаторе. За генерал-губернатором сохранялось

Новый закон предусматривал создание двухпалатного законодательного органа при генерал-губернаторе. За генерал-губернатором сохранялось
право вето. В провинциях часть задач, решаемых администрацией, была передана в ведение министров-индийцев. В крупных провинциях вводилась т. н. диархия (двоевластие). Система диархии была очень неэффективна. Она сохраняла принцип раздельных религиозно-общинных курий 1909 г.; право выбирать законодательные органы получало всего около 1 % населения Индии, в провинциальные — около 3 %. не менявшая существа колониального господства, вызвала протест различных слоев Индии. Национальный конгресс бойкотировал выборы (1921) в новые законодательные органы. «Реформа Монтегю — Челмсфорда» действовала до 1935.

Слайд 78

Была ли достигнута цель национально-освободительного движения Индии? Какие могли быть последствия?

Была ли достигнута цель национально-освободительного движения Индии? Какие могли быть последствия?

Слайд 79

"Наш ответ колониализму", или...

Мохандас Карамчанд «Махатма» Ганди

(મોહનદાસ કરમચંદ ગાંધી)

1869

"Наш ответ колониализму", или... Мохандас Карамчанд «Махатма» Ганди (મોહનદાસ કરમચંદ ગાંધી) 1869
-1948 гг.

"Христос ХХ века" ???

Слайд 80

Никогда не требуй от человека того, что не делаешь сам.
Единственный тиран,

Никогда не требуй от человека того, что не делаешь сам. Единственный тиран,
которого я признаю - это внутренний голос.
Если хочешь перемены в будущем – стань этой переменой в настоящем.
Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность.
Если ты столкнулся с противником, победи его любовью.

Афоризмы и известные высказывания М. Ганди

Слайд 81

По страницам биографии: жизнь и идеи

По страницам биографии: жизнь и идеи

Слайд 82

В 13 лет Мохандас вступил в брак со своей ровесницей Кастурбай. У

В 13 лет Мохандас вступил в брак со своей ровесницей Кастурбай. У
них было четверо сыновей. В 19 лет Мохандас Ганди отправился в Лондон и получил юридическое образование. В 1891г., он вернулся в Индию. Профессиональная деятельность на родине не принесла Ганди особого успеха, в 1893 г. он отправился в Южную Африку, где начал бороться за права индийцев и впервые применил принцип «ненасильственного сопротивления».

Мохандас Ганди происходил из семьи, принадлежащей к
торговой варне вайшьев, его отец Карамчанд Ганди занимал пост главного министра пр. Порбандар. Дети в семье Ганди воспитывались в духе непричинения вреда живым существам, стремления к самоочищению и терпимости к людям.

М. Ганди в Лондоне

М. Ганди с супругой

Слайд 83

В 1914 г. М. К. Ганди вернулся в Индию и активно включился

В 1914 г. М. К. Ганди вернулся в Индию и активно включился
в движение за независимость страны от колониального владычества. В 1915 г. Рабиндранат Тагор впервые применил по отношению к нему титул «Махатма» — «великая душа», причём сам Ганди этого титула не принял, считая себя недостойным его. Лидер ИНК Тилак, долгое время соперничавший с Ганди, незадолго до смерти объявил его своим преемником. Ганди возглавил антиколониальную борьбу на рубеже новейшего времени.

Новая эпоха - новые идеи?

Слайд 84

В 1908 г. письме к Л. Толстому Ганди пишет: «Мне выпало счастье

В 1908 г. письме к Л. Толстому Ганди пишет: «Мне выпало счастье
изучать ваши писания, произведшие глубокое впечатление на мое мировоззрение».


«Чем дольше я живу, когда живо чувствую близость смерти, мне хочется сказать другим то, что, по моему мнению, имеет огромную важность, а именно о том, что называется непротивлением, но что в сущности есть не что иное, как учение любви». Из письма
Л. Толстого к М. Ганди, 1910 г.

У истоков гандизма

Непротивление злу насилием

Принцип ахимсы

Сатьяграха

Слайд 85

Физкультминутка

Физкультминутка

Слайд 87

А Вам слабо?

А Вам слабо?

Слайд 88

Основная идея сатьяграхи — в стремлении воздействовать на благоразумие и совесть противника

Основная идея сатьяграхи — в стремлении воздействовать на благоразумие и совесть противника
через:
- отказ от насилия
- готовность переносить боль и страдания.
Это - тактика ненасильственной борьбы за независимость в двух формах: несотрудничества и гражданского неповиновения.
Неповиновение подразумевает сознательное нарушение законов, в особенности отказ платить налоги. При нарушении законов следует проявлять полнейшие вежливость и дружелюбие по отношению к защитникам правопорядка, пытаться ни в коей мере их не провоцировать.
Формы несотрудничества -
Отказ от титулов, званий и наград, присвоенных правительством.
Выход с государственной службы.
Выход из полиции и армии.
Бойкот судов, школ и административных учреждений с одновременным созданием альтернативных структур для поддержания функционирования общественной жизни.
Отказ от приобретения и использования английских товаров.

Конкретизируем понятия:

Слайд 89

Сатьяграха – это мирное восстание, непримиримая борьба без злобы и выстрелов, в

Сатьяграха – это мирное восстание, непримиримая борьба без злобы и выстрелов, в
которой у людей нет иного оружия, кроме собственной жизни, и которую люди ведут потому, что не могут поступить иначе. Ганди всегда подчёркивал, что ненасилие не имеет ничего общего со слабостью и трусостью: "Человек, который столкнувшись с опасностью, ведёт себя подобно мыши, справедливо именуется трусом. Он лелеет насилие и ненависть в своём сердце, и убил бы врага, если бы не получил вреда при этом. Он чужд ненасилию."
Один из чиновников признался Ганди: «Я иногда хочу, чтобы вы прибегли к насилию. Тогда нам сразу же стало бы понятно как поступить с вами».

"САТЬЯГРАХА" - "твёрдость в истине"

Слайд 90

Вторую в своей жизни сатьяграху Ганди проводит в Индии в 1919–1922 годах

Вторую в своей жизни сатьяграху Ганди проводит в Индии в 1919–1922 годах
в ответ на закон Роулетта, ограничивший права индийцев. «Сатьяграха, — обращается к индийцам Ганди, — представляет собой процесс самоочищения, борьба наша — священна, и я считаю, что нужно начать борьбу с акта самоочищения. Пусть все население Индии оставит на один день свои занятия и превратит его в день молитвы и поста». Не раз люди, не понимая Ганди, превращали мирные шествия в погромы и бунты, провоцируя власти на насилие. Так было в Амритсаре, когда в ответ на погромы индийцев английские войска устроили настоящую бойню, расстреляв мирную демонстрацию. Ганди принес публичное покаяние и прекратил сатьяграху: люди еще не готовы к мирным формам ненасильственной борьбы.  

Слайд 91

Спустя год Ганди возобновляет сатьяграху, призывая людей к последовательному не сотрудничеству с

Спустя год Ганди возобновляет сатьяграху, призывая людей к последовательному не сотрудничеству с
английскими властями. Отныне в Индии никто не покупает английских товаров, индийцы уходят из английских компаний и отказываются сотрудничать с властями. Сам Ганди возвращает властям медали, которые получил в англо-бурской войне в Южной Африке и которыми очень дорожил. Символом новой сатьяграхи становится чаркха, традиционная индийская прялка. Вся страна переходит на самообеспечение, отказываясь покупать английские товары, в том числе и дорогие ткани. Махатма сам садится за прялку и делает себе одежду и обувь. Индийцы не нарушают законов, они просто не сотрудничают с властью. Сначала англичане осыпают Ганди насмешками, но вскоре начинают испытывать шок — их не замечают, их традиции не почитают, их торговые компании несут колоссальные убытки. Доходит до того, что индусы не замечают наследного принца Уэльского, который приезжает в Индию.

Слайд 92

В 1922 Ганди арестовали за подстрекательство к мятежу, судили и приговорили к

В 1922 Ганди арестовали за подстрекательство к мятежу, судили и приговорили к
шести
годам заключения (освобожден в 1924г.).
С 1923 по 1925 гг. генеральным секретарем ИНК становится Джавахарлал Неру, который переизбирался президентом ИНК в 1929,
в 1936, 1937, 1946 и
1951–1954 гг .

Смена лидера

Дж. Неру и М. Ганди

Флаг ИНК в 1931 г.

Слайд 93

Новый подъём борьбы за независимость Индии в к. 1920-ых - 1930-ые гг.

Новый подъём борьбы за независимость Индии в к. 1920-ых - 1930-ые гг.

Слайд 94

Последнюю сатьяграху, которая была ознаменована «соляным походом», Ганди проводит в 1930 г.

Последнюю сатьяграху, которая была ознаменована «соляным походом», Ганди проводит в 1930 г.
Собираясь занять английские соляные варницы, жители Дхаршана становились в колонну и по одному подходили к строениям, которые охраняли полицейские, вооруженные палками с металлическими набалдашниками. Полицейские наносили удар за ударом, избивая подходивших индийцев, которые даже не пытались защитить себя. Избитых и покалеченных людей оттаскивали, чтобы оказать медицинскую помощь. А им на смену становились другие. И так до бесконечности. Присутствовавшие там журналисты отводили глаза. Люди как будто шли на смерть, готовые заплатить такую цену за свою независимость.

ИЗ ИСТОРИИ "СОЛЯНОГО ПОХОДА"

Слайд 95

Почему конституцию 1935 г. в Индии называли "рабской"?

Почему конституцию 1935 г. в Индии называли "рабской"?

Слайд 96

Индия получила независимость лишь после Второй мировой войны, потеряв при этом часть

Индия получила независимость лишь после Второй мировой войны, потеряв при этом часть
своих территорий.

До 1947 г.

После 1947 г.

Слайд 97

Каковы причины неудач национально- освободительного движения Индии в межвоенный период?

Каковы причины неудач национально- освободительного движения Индии в межвоенный период?

Слайд 98

Бонус: культура Индии, обычаи и праздники, быт и нравы

Бонус: культура Индии, обычаи и праздники, быт и нравы

Слайд 99

В центре индуистского пантеона находятся три фигуры (тримурти) - Брахма, Вишну и

В центре индуистского пантеона находятся три фигуры (тримурти) - Брахма, Вишну и
Шива. Если Брахме приписывается роль создателя мира, то Вишну рассматривается как его хранитель, надзирающий за исполнение дхармы, а Шива - как бог-разрушитель. Кали - небрахманская богиня -защитница женщин и страшная великанша, уничтожающая врагов. Индуисты верят в
карму и реинкарнацию.

Индуизм

Слайд 100

Сердце учения Будды- Шакьямуни лежит в Четырех Благородных Истинах (Арьясаччани):
1.Дуккха, страдание
2.Самудая,

Сердце учения Будды- Шакьямуни лежит в Четырех Благородных Истинах (Арьясаччани): 1.Дуккха, страдание
возникновение или происхождение дуккха
3.Ниродха, прекращение дуккха
4.Магга, путь, ведущий к прекращению дуккха.
Жизнь есть страдание. Причина их – в наших желаниях. Путём самосовершенствования можно «уйти» в нирвану. Высшую цель религиозной жизни буддизм видит в освобождении от кармы и выходе из круга сансары.

Буддизм

Ступа №1 г. Сатхи

Рождение Будды

Слайд 101

Индия, где проживает
около 130 млн. мусульман,
занимает второе место по численности

Индия, где проживает около 130 млн. мусульман, занимает второе место по численности
мусульманского населения в мире. Большинство индийских мусульман - сунниты, около 20% - шииты. Кроме того, существуют
отдельные секты.

Ислам

Слайд 102

Индийский календарь представляет собой практически непрерывную вереницу дат - государственные, религиозные, народные,

Индийский календарь представляет собой практически непрерывную вереницу дат - государственные, религиозные, народные,
сезонные, местные и общинные праздники и фестивали.

Праздники индийского календаря

Красочный фестиваль Холи празднуется в конце февраля или начале марта. Холи также называют «фестиваль весны», «фестиваль красок.

Говардхана Пуджа отмечается
главным образом, на Севере Индии в честь поднятия горы Говардхана Кришной.

Дивали – праздник
огней и урожая,
17 октября.

Слайд 103

Традиционная индийская свадьба

Свадебные обряды Индии отличаются четкой традиционностью — это означает,

Традиционная индийская свадьба Свадебные обряды Индии отличаются четкой традиционностью — это означает,
что они остались почти такими же, как и тысячелетия назад.

Слайд 105

Воды Священного Ганга

Воды Священного Ганга

Слайд 106

Индия веками хранит обряды и кастовый строй

Индия веками хранит обряды и кастовый строй

Слайд 107

Красота по-индийски: хна, сурьма, татуировки

Красота по-индийски: хна, сурьма, татуировки

Слайд 109

О ты, чарующая людей, о земля,
сияющая в блеске солнца лучей, великая

О ты, чарующая людей, о земля, сияющая в блеске солнца лучей, великая
Мать матерей,
Долы, омытые Индом шумящим, ветром - лесные, дрожащие чаши,
С Гималайскою в небо летящей снежной короной своей…
Ты - жизни нектар, молоко матерей!
Хвала и хула обратились к поэту:
«Кто друг твой, кто враг твой —
скажи по секрету».
«Вы обе — и это совсем не секрет —
Друзья и враги мне»,— ответил поэт.

(1861-1941)

Рабиндранат Тагор - индийский поэт, прозаик, общественный деятель.

ИНДИЯ - ЛАКШМИ

Слайд 110

Радж КАПУР
(1924-88),
индийский актер
и режиссер кино.

Так начинался "Болливуд"

Радж КАПУР (1924-88), индийский актер и режиссер кино. Так начинался "Болливуд"

Слайд 111

Попрощаемся с Индией!

Попрощаемся с Индией!

Слайд 113

P. S. «Живи так, будто завтра умрешь; учись так, будто проживешь вечно».

М.

P. S. «Живи так, будто завтра умрешь; учись так, будто проживешь вечно».
Ганди

Домашнее задание: параграф 12, конспект, сообщения

Имя файла: Страны-Востока,-Африка-и-Латинской-Америки-в-межвоенный-период-(1918---1939-гг).pptx
Количество просмотров: 405
Количество скачиваний: 14